18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей-панорама «Бородинская битва» открылся после двухлетней реконструкции

Полностью завершить реставрацию планируют к 2022 году

Нововведения видны уже с улицы: зданию вернули первоначальный вид, исчезли железные турникеты и ограждения, музей стал похож на учреждение культуры, а не на секретный военный объект. Внутри заменили технические коммуникации, установили систему климат-контроля, по-новому выстроили освещение и сценографию, покрасили стены в современные алые, синие, зеленые колеры. Появились помещения для временных выставок и кафе, навигация стала понятной, пространство в целом — дружественным.

На этом реконструкция не завершилась. Следующий этап — восстановление главного экспоната, панорамы «Бородинская битва» кисти Франца Рубо. 

У этого гигантского произведения (размером 15 х 115 м) драматическая судьба. Оно было выполнено в 1912 году в честь 100-летия битвы по заказу императора Николая II, но полвека после этого не имело нормального экспозиционного помещения и хранилось в неприспособленных местах. В 1940-м панораму от полного разрушения спасли реставраторы во главе с Павлом Кориным. В 1962-м для шедевра Рубо наконец-то построили нынешнее здание: архитекторы Александр Корабельников и Сергей Кучанов и инженер Юрий Аврутин спроектировали оригинальный и нетипичный по внешнему виду музей, облицевав фасад стеклянными панелями. Но в 1967-м случился пожар, и панораму вновь пришлось спасать. 

Нынешняя реставрация — третья по счету. Ее сделают открытой: посетители смогут наблюдать за работой специалистов. Но и помимо панорамы в музее есть что посмотреть. За полвека тут собрали около 40 тыс. экспонатов: живопись, графику, скульптуру, книги, иконы, монеты, мебель, посуду, образцы оружия и военной формы. Учитывая сегодняшнюю популярность исторических реконструкций, не приходится сомневаться в повышенном интересе ко всему этому со стороны публики.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+