18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как русский человек обрел свое лицо в искусстве

№88
Материал из газеты

В фонде IN ARTIBUS проходит выставка русского портрета XVIII–XIX веков, созданная совместно с Музеем Тропинина

На выставке представлено около 70 произведений, хронологически она охватывает период с середины XVIII до середины XIX века — от Алексея Антропова (1716–1795) до Карла Брюллова (1799–1852). Многие работы недоступны широкой публике в обычное время, так как хранятся в частных собраниях: Рустама Алиева, Евгения Асса, Инны Баженовой, Татьяны и Сергея Подстаницких, Татьяны Удрас. 

Как пишет куратор выставки Ксения Рашковская, перед организаторами стояла непростая задача «связать в едином пространстве шедевры самых известных мастеров с произведениями неизвестных художников, многих из которых сложно причислить к каким-либо школе или кругу». И решить эту задачу вполне удалось. Выставка показывает становление русской портретной школы — «развернутый во времени процесс обретения русским человеком „лица“» (Илья Доронченков).

В XVIII — начале XIX века русское искусство, по мнению сокуратора выставки Елены Руденко, наверстывало то, что пропустило за предшествующие столетия: «изобретение масляной живописи», переход на светские сюжеты, «смену стилей, установления академии, соревнования честолюбий». В Россию хлынули художники из Европы, первые русские пенсионеры отправились во Францию и Италию. На развитие русского портрета влияли десятки обстоятельств, и самое это развитие было не поступательным, а разновекторным.

За ранний русский портрет на выставке отвечает, в числе прочих, Иоганн Баптист Лампи (1751–1830) — его «Портрет графа Ивана Апраксина» из коллекции Татьяны Удрас. Обычно раздел «россика» (творчество европейских художников, работавших в России в XVIII — первой половине XIX века) замыкает разговоры о русском портрете — на самом деле иностранцы господствовали в этом жанре. У Лампи был талант почти фотографической лепки лица, за счет прозрачных лессировок он органично вписывал фигуру в фон. В то время как русские живописцы, часто приходившие к портрету через первоначальное занятие иконописью, такой живописной легкостью не обладали. Русский портрет первой половины XVIII века узнается по статичности героев на холсте и их выбеленным яйцеподобным лицам. На выставке это можно заметить на «Портрете мальчика в зеленом кафтане» (1780‑е, собрание Подстаницких) Карла Людвига Христинека (1732/1733–1792/1794), который, несмотря на немецкие корни, всю жизнь прожил в России, и на «Портрете Агриппины Апраксиной» (1750-е, Музей Тропинина) Алексея Антропова.

Выставка включает и работы трех самых известных отечественных живописцев конца XVIII — начала XIX века: Федора Рокотова (1732/1735–1808), Дмитрия Левицкого (1735–1822) и Владимира Боровиковского (1757–1825). Левицкий представлен изумительным «Портретом великой княгини Марии Федоровны» (1780–1790), Боровиковский — виртуозно исполненным «Портретом мальчика в красном жилете» (1800) (обе работы — из собрания Подстаницких). Что касается Федора Рокотова, то его «Портрет неизвестной в белом платье с фисташковыми лентами» (1770–1780), приобретенный Инной Баженовой совсем недавно, в 2018 году, стал подлинным украшением экспозиции.

Есть на выставке и малоизвестные, почти забытые имена. К хитам следует отнести «Портрет Ж.-Ф. Ги ле Жентия, графа де Паруа» (1783) кисти Ивана Пескорского (1757(?) — после 1811). Блистательный выпускник санкт-петербургской Академии художеств, Пескорский отправился за казенный счет во Францию, но из пенсионерской командировки не вернулся, поэтому в России о нем почти не знают. Считалось, что за границей он пристрастился к карточной игре и забросил искусство. Но владелец портрета Сергей Подстаницкий провел изыскания и сейчас опровергает эту версию: во Франции художник был успешен и не вернулся на родину, потому что не хотел терять клиентов.

Отдельный раздел выставки — он называется «Н. х.», то есть «неизвестный художник», — состоит из портретов русских купцов, написанных анонимными провинциальными мастерами, часто любителями. Эта традиция существовала параллельно высокому искусству и занимает в отечественной истории искусства немалое место.

Если учесть, что и собрание музея Василия Тропинина представляет собой, как пишет Елена Руденко, «практически не тронутую вмешательством извне коллекцию легендарного Феликса Вишневского», то становится понятно, что перед нами очень своеобразный набор произведений. Это не программные работы того или иного живописца, а скорее выхваченные из потока и этим показательные. Незамыленный визуальный материал, представленный в IN ARTIBUS, позволяет освежить наше представление о русском портрете.

Фонд IN ARTIBUS
«А чей это портрет?
Русская портретная живопись XVIIIXIX вв. из собрания музея Тропинина и частных коллекций»
До 25 апреля

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+