18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лучше меньше, да лучше. Портретная миниатюра в России: коллекции и цены. Обзор отечественного рынка

Портретную миниатюру чаще всего собирают как часть интерьера, как завершающий общую картину эпохи штришок: ряд портретных миниатюр над диваном красного дерева или карельской березы в интерьере павловского классицизма или александровского ампира лучше всего подтвердят, что владелец интерьера — че ловек понимающий и со вкусом, действительно чуткий к духу времени. Если это направление коллекционирования сегодня не является массовым, то по вполне объективной причине — из-за малого предложения на рынке, способного удовлетворить собирателей.

Миниатюра в России, прежде и теперь

В России эта тема переживает новый бум с конца 2000-х годов, когда на рынок вышли новые собиратели, активно использующие возможности западного антикварного рынка; а вообще как самостоятельный объект коллекционирования в современной России миниатюры стали восприниматься в 1990-е годы, когда меняли своих владельцев старые советские коллекции и создавались новые: М. Кочерова, В. Ратнера, А. Савченко, А. Сидорова (что касается коллекций советского времени — Ф. Вишневского, В. Попова, В. Голод, — эти разошлись по музеям, а многие произведения погибли).

По оценке искусствоведа и коллекционера Сергея Подстаницкого, за последнее десятилетие цены на русскую портретную миниатюру выросли стремительно. В 1990-е хорошую, а иногда и отличную миниатюру можно было купить за $200—500 — сейчас никого не удивят суммы в десятки тысяч, а отдельные вещи уходят за $100—200 тыс. Это связано в том числе с выросшим кругом покупателей и с вымыванием рынка — за хорошие вещи приходится бороться. Свою коллекцию Подстаницкий начал создавать в начале 2000-х годов, и сейчас она представляет более 200 работ, некоторые происходят из легендарной коллекции великого князя Николая Михайловича, очутившейся после расстрела владельца в 1918 году частью в Эрмитаже, частью на антикварном рынке. В собственном собрании владельца антикварной галереи «Три века» Андрея Руденцова, купившего свою первую миниатюру в 2003 году, сейчас около 270 портретных миниатюр. Руденцов говорит, что появление новых коллекционеров русской портретной миниатюры возможно сегодня только в случае продажи, раздела какой-то существующей коллекции. А на формирование полноценного собрания потребуются годы. По мнению Сергея Подстаницкого, сегодня «оптовыми» покупателями крупных собраний выступают только музеи. Заместитель директора по научной работе Московского музеяусадьбы «Останкино» Варвара Ракина сообщила, что, после того как в 2011 году музей приобрел собрание В. Э. Ратнера, включающее 300 произведений (278 миниатюр и 22 графических портрета — акварель, пастель), его коллекция русской и западноевропейской портретной миниатюры насчитывает около 400 произведений середины XVII — начала ХХ века. Нужно сказать, что это высококлассное собрание, в отличной сохранности, высказывали готовность также приобрести многие частные коллекционеры — но не целиком. Частные коллекционеры вообще не склонны покупать крупные собрания целиком, ибо в каждой такой коллекции неминуемо окажется какое-то число неинтересных новому владельцу вещей. Коллекционерам приятнее собирать по крупицам. (Отметим и еще такую особенность: в коллекционировании миниатюр почти никогда нет чисто инвестиционного подхода.)

Произведения из коллекций Руденцова и Подстаницкого, как и некоторых других коллекционеров, довольно часто можно видеть на музейных выставках; а музеи не просто хранят качественные коллекции портретной миниатюры — отслеживая судьбы частных собраний, музеи совершают удачные покупки. Прекрасными коллекциями владеют Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, есть  собрания миниатюр в Музее В. А. Тропинина и московских художников его времени, в Государственном музее А. С. Пушкина. По словам ведущего научного сотрудника, хранителя коллекции миниатюр Государственного исторического музея (ГИМ) Людмилы Рудневой, в коллекции их музея 1735 миниатюр конца XVII — начала XX века, среди которых работы из легендарных собраний Петра Ивановича Щукина, Алексея Петровича Бахрушина и Феликса Евгеньевича Вишневского. ГИМ стал площадкой для проведения знаковых для «миниатюрного» сообщества России выставок, таких как Русская портретная миниатюра XVII— XIX веков из собрания Sepherot Foundation, Лихтенштейн (164 предмета, среди которых работы из коллекции Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича) и И мира звук в ответ мечу гремел… из собрания Сергея и Татьяны Подстаницких. Много ли в России крупных частных коллекций портретной миниатюры — от 150 работ и более? По оценкам самих коллекционеров, не больше пяти-шести. Столько же коллекций среднего объема — до сотни работ. Их ни в коем случае не стоит недооценивать, поскольку среди них встречаются и совсем компактные собрания, около 50 работ, однако же уникальных по качеству, совершенно музейного уровня. Уточним, что сегодняшние русские коллекционеры миниатюры (как и их коллеги, увлекающиеся живописью) по преимуществу покупают так называемую россику — работы зарубежных мастеров, имеющие отношение к России (по уровню мастерства европейские миниатюристы, работавшие в России, превосходили отечественных художников). В числе имен художников «россики» — Доменико Босси, Августин-Кристиан Ритт, Пьетро де Росси, Питер Эрнст Рокштуль, Мориц Михаэль Даффингер, Питер Эдвард Строли, Ансельм Франсуа Лагрене, Жан Анри Беннер и другие авторы.

Международные аукционы и цены

Сергей Подстаницкий рассказывает, в Европе есть и несколько прекрасных коллекций русской миниатюры. А в общем — как всегда: покупатели спрашивают национальную школу. Глава отдела портретной миниатюры Bonhams Дженнифер Тонкин подчеркивает, что их аукционный дом с 1993 года дважды в год, в мае и ноябре, проводит специализированные торги, посвященные портретной миниатюре и за 2013—2014 годы на четырех аукционах продал около 500 миниатюр на общую сумму £643,7 тыс. (по «цене молотка»). С 2015 года портретная миниатюра у Bonhams будет представлена и на аукционах серебра: в апреле и сентябре на торгах в офисе в Найтсбридже (лоты с минимальным эстимейтом не ниже £600), в июне и ноябре — в главном офисе на Нью-Бонд-стрит (лоты с минимальным эстимейтом £3 тыс.). Рынок портретной миниатюры, по словам Тонкин, растет стабильно, и этот рост связан с именами определенных художников, среди которых Генри Боун (1755–1834) и Джон Смарт (1742–1811). В среднем и нижнем ценовых сегментах за последние два года наметилось значительное снижение спроса, верхний ценовой сегмент, напротив, демонстрирует повышение спроса и рост цен. Дженнифер Тонкин отмечает, что русские клиенты Bonhams значительно отличаются от покупателей из других стран, которые начали собирать миниатюру в 1960—1980-е годы. Русские коллекционеры — это, как правило, люди среднего возраста, не старше 40—50 лет, которых особенно интересуют произведения Питера Эдварда Строли, работавшего в Санкт-Петербурге в 1797— 1802 годах. Цены на этого мастера неуклонно растут именно благодаря неослабевающему интересу коллекционеров из России. Если же говорить о «миниатюрных» ценовых рекордах, здесь нужно упомянуть о продаже в 2004 году на Bonhams коллекции Альбион (владелец не раскрывал свое имя и выставил коллекцию под таким названием) за £1,5 млн. Далее, в 2012 году эмалевый Портрет леди Рушо Генри Боуна был продан за £67,3 тыс.; редкий двойной Портрет мальчиков Бове кисти Уильяма Вуда в 2014 году — за £37,5 тыс.,  а женский портрет столь популярного у русских покупателей Строли — за £18,8 тыс. в 2013-м.

У Christie’s основные продажи миниатюр проходят, как правило, дважды в год, в июне и ноябре (примерно в то же время, что и русские торги), в рамках аукционов Centuries of Style, которые также включают серебро, европейскую керамику и золотые табакерки. Кроме того, миниатюры продавались в составе коллекций Raglan и Londonderry. Как рассказывает глава отдела портретной миниатюры Christie’s Джо Лэнгстон, одним из ярких примеров интереса к «россике» была продажа 29 апреля 2014 года на торгах в Париже портрета княгини Наталии Ивановны Куракиной, урожденной Головиной, работы Августина-Кристиана Ритта за €97,5 тыс. В 2013-м и за первую половину 2014 года на торгах Christie’s, посвященных портретной миниатюре, было продано более 400 лотов на общую сумму £4,427 млн. Говоря о покупателях, Лэнгстон отмечает, что большинство из них европейцы, имеющие достаточно четкое представление о том, что их интересует: во-первых, собиратели портретов исторических деятелей и королевских особ, затем покупатели, вообще интересующиеся художниками определенного региона (британцы покупают британцев, французы — французов и так далее); некоторые коллекционеры увлечены военной историей или ее отдельными событиями, например портретами участников битвы при Ватерлоо; и есть группа клиентов, покупающих просто то, что им нравится, — среди этой категории покупателей традиционно популярны портреты молодых офицеров в красных британских мундирах и прекрасных молодых леди. В числе рекордов Christie’s — аукцион в ноябре 2013 года, посвященный коллекции портретной миниатюры, принадлежавшей вдове поэта Томаса С. Элиота: 181 миниатюра была продана за £2,34 млн, что стало самой значительной продажей в этом сегменте за последние 50 лет. На этих торгах был продан за £362,5 тыс. миниатюрный портрет фаворита королевы Елизаветы I Роберта Деверё, второго графа Эссекса (1565—1601), работы известного миниатюриста Исаака Оливера, ранее входивший в коллекцию короля Карла I. А несколько ранее, в июле того же года, за £313,87 тыс. ушла сравнительно крупная (40,5×46 см) работа на эмали Генри Боуна — миниатюрная копия Вакха и Ариадны Тициана из лондонской Национальной галереи (миниатюра была выставлена на продажу музеем города Кливленда из штата Огайо).

Внутренний рынок

Наши источники оказались вполне единодушны в том, что, если речь идет о приобретении «россики», у покупателей больше шансов найти что-то интересное на европейских аукционах. Стоимость миниатюр, по словам Руденцова, зависит от комбинации факторов — имени автора и личности модели. Неатрибутированные «русские» миниатюры, рассеянные по Европе, описанные как, допустим, Портрет русского офицера, иногда дают возможность совершить удачную покупку, поскольку после атрибуции значимость произведения серьезно возрастает. (Одним из признанных специалистов по атрибуции портретов конца XVIII — начала XIX века на основе сведений о форменной одежде и наградах является Александр Кибовский, глава Департамента культурного наследия города Москвы.)

Внутри страны миниатюры, как правило, продаются не выходя на открытые, галерейные или аукционные, продажи. Ксения Цанн-Кай-Си, соучредитель аукционного дома «Кабинетъ», говорит, что за все время «Кабинетъ» выставлял на торги не более десятка миниатюр. Наиболее интересными за последнее время стали продажи за 180 тыс. руб. портрета полковника Петра (Петера Густава) Икскуль фон Гильденбанда (неизвестный художник, торги 23 июня 2011 года) и за 360 тыс. руб. портрета полковника лейб-гвардии Конного полка Северина Ожаровского (автор — Филиппо Джакомо Ремондини, торги 15 декабря 2011 года).

А руководитель аукционного дома «Русская эмаль» Владимир Лабазов приводит в пример торги 23 апреля 2013 года, когда были проданы две миниатюры работы Анри-Франсуа-Габриеля ВиолльеПортрет неизвестной с письмом в руке (420 тыс. руб.) и Дама в парике (260 тыс. руб.).

Итого, сегодняшняя ситуация с коллекционированием портретной миниатюры у нас во многом схожа с общим положением дел в собирательстве старого русского искусства: энергичные, опытные и платежеспособные коллекционеры контролируют достаточно ограниченный рынок, внимательно отслеживая перемещение значимых произведений. И вряд ли здесь стоит ждать каких-то особых потрясений, царящее настороженное спокойствие может поколебать только выход на рынок какой-то крупной коллекции. А пока ценителей русской портретной миниатюры ожидает кропотливое изучение предложений европейских аукционных домов и галерей.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
4
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+