18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Заноза вместо сандалии: Рафаэль в Эрмитаже

№87
Материал из газеты

Роскошь не бывает чрезмерной. Эрмитажная выставка «Линия Рафаэля. 1520–2020» — 300 произведений, собранных из нескольких европейских топ-музеев, — убедительно это доказывает

На эрмитажной выставке «Линия Рафаэля. 1520–2020» можно легко застрять в аванзале, где показаны рисунки гения из Урбино и фрески его школы. Но надо сделать над собой усилие и пройти всю линию до конца.

Вокруг малахитовой ротонды, когда-то заказанной Пьеру-Филиппу Томиру русским горнозаводчиком Николаем Демидовым, дизайнер выставки Агния Стерлигова выстроила два полукружия. В одном размещены шесть рисунков Рафаэля из лондонского Британского музея и венской Альбертины. От «Ангела» и «Неизвестной святой» глаз не оторвать. В другом полукружии — восемь фресок с закругленным верхом, принадлежащих школе Рафаэля. Они украшали стены арочной лоджии виллы Стати-Маттеи, которая находилась на Палатинском холме в Риме среди античных руин. Фрески должны были напоминать людям эпохи Возрождения о славной старине. В 1856 году участок, где находилась лоджия, продали женскому монастырю. Обнаженка на мифологические темы была монахиням ни к чему. Тут подсуетился маркиз Джованни Пьетро Кампана. Он купил фрески, распорядился перевести их на холст. Получилось не очень удачно, о чем говорят последующие записи. Через пять лет фрески купил Александр II.

Впервые Эрмитаж отважился (но и Рафаэль — случай особый) показать произведения — в данном случае фрески — в процессе длительной и кропотливой реставрации. Почти завершена работа над «Венерой, раненной Амуром» и «Венерой, вынимающей занозу». Последний сюжет еще недавно назывался «Венера, завязывающая сандалию». Расчистили — выяснили истинный сюжет. Под изображением водопада на фреске «Уран с Сатурном в облаках» обнаружен сюжет «Рождение Венеры». Будет ли он расчищаться, зависит от дальнейшего исследования фрески.

Еще один сюрприз выставки — два картона Джулио Романо: «Венера и Адонис» из Альбертины и «Голова Венеры» круга Рафаэля из Британского музея. Возможно, фреску «Венера и Адонис» создавал сам Романо, любимый ученик Рафаэля.

Дизайн следующего, Николаевского зала Стерлигова выстроила как лоджию, разделенную системой арок на века — от XVI до XX. Это отсылка и к лоджиям Рафаэля в Ватикане и их эрмитажной копии, и к истории с фресками. Но сначала надо постоять у «Нижнетагильской мадонны». Это копия, предположительно XVI века, с картины Рафаэля «Мадонна с вуалью». Она была найдена в 1924 году в Нижнем Тагиле. Возможно, принадлежала Анатолию Демидову, сыну заказчика малахитовой ротонды.

Со смертью Рафаэля завершилось Высокое Возрождение с его поисками идеалов божественной гармонии и такой же неземной красоты. Школа распалась, ее мастера разъехались по Европе, проповедуя частное, личное, соревновательное. Наступил век маньеризма. В «Любовной сцене» Джулио Романо парочка предается утехам, не обращая внимания на предупреждения благонравной старушки-ключницы. На картине того же художника «Дама за туалетом» женщина явно готовится к свиданию, придирчиво вглядываясь в невидимое зрителю зеркало.

Кураторы выставки считают «Женский портрет» Корреджо чувственным изводом рафаэлевской грации. Возможно, это так. Хотя явно больше эмоций в интерпретации евангельских сюжетов у Понтормо, Андреа Сабатини и Федерико Бароччи. «Мадонна с кошкой» Бароччи приехала из Национальной галереи в Лондоне.

С ними вступает в спор-диалог гравюра художника, известного как «Мастер игральной кости». Его «Преображение», созданное по одноименной картине Рафаэля, полно драматической экспрессии и лишено умиротворенности оригинала. В то же время Андреа дель Сарто в «Святом семействе с Иоанном Крестителем» продолжает спокойно нести божественный рафаэлевский свет.

В XVII веке публика и художники устали от изысков маньеризма. Наступило время поисков новой гармонии. Рафаэль стал знаменем, под которым собирались академии — от скромных кружков до солидных институций. Первой стала болонская Академия вставших на путь. Ее адептом был Гвидо Рени; пример выбора правильного направления — «Святой Иосиф с младенцем Христом на руках».

Роль центра нового академизма на выставке отведена большой картине Никола Пуссена «Святое семейство со святой Елизаветой и Иоанном Крестителем». Француз был поклонником Рафаэля и Романо и доказал этой работой верность учителям. В слабо освещенных витринах, берегущих бумагу, притаились рисунки Пуссена на библейские темы.

Знаменитый эрмитажный автопортрет Антониса ван Дейка привлекает внимание в любом контексте. Здесь он выглядит как вопрос: «Достоин ли я славы Рафаэля, выдержу ли состязание с ним?» Весь облик фламандца подчеркивает, что ван Дейк уверен в своей конгениальности Рафаэлю. Как тут не вспомнить автопортрет самого Рафаэля из Галереи Уффици?! Он ни в чем не был уверен.

Но оставим небожителям выяснять отношения между собой. Простым смертным кураторы адресуют картину Бартоломео Кавароцци «Святое семейство». Все персонажи — строгие, но доброжелательные учителя жизни. Кавароцци был последователем Караваджо, а тот был равнодушен к Рафаэлю. И это еще одна линия выставки.

В XVIII веке Рафаэль окончательно стал «иконой стиля», обязательной принадлежностью гранд-туров, которые были образовательными поездками по Европе для художников и развлекательными для знатных особ. Таких, как граф Северный, он же наследник российского престола Павел Петрович.

Рафаэля держали в голове и когда изображали античные сюжеты, и когда рисовали непритязательные семейные портреты. В странах, где прежде не было академического искусства, стали присваивать неофициальное звание «наш Рафаэль» — это было прямым аналогом «нашего всего». Немецким Рафаэлем был художник с соответствующим именем — Антон Рафаэль Менгс. Его автопортрет — пытливый взор молодого человека с кистью и папкой рисовальной бумаги — образец надежд и иллюзий эпохи Просвещения.

Звания русского Рафаэля удостоился Антон Лосенко. Его картина «Зевс и Фетида» прямо восходит к «Преображению» великого итальянца. Умиротворение на полотне обманчиво. На самом деле Фетида призывает Зевса отомстить Агамемнону за ее сына Ахилла. Гламурную версию Рафаэля легко представить себе по картине Мари Элизабет Луизы Виже-Лебрен «Баронесса А.С.Строганова с сыном».

Две версии «Суда Париса» — Менгса и Карло Маратти — выглядят вызывающе в нынешнюю эпоху «новой этики». И это будущая линия Рафаэля.

Но вернемся к той линии, что уже сложилась. В XIX — начале ХХ века Рафаэль стал предметом романтических воздыханий и китчевого бизнеса. Причем они мирно сосуществовали друг с другом. «Моление перед чашей» создано Жаном Огюстом Домиником Энгром, фанатом Рафаэля, и оммажирует великому итальянцу. Трогательный «Сенокос» Алексея Венецианова скромно на него намекает. Так же как и «Священная роща» Мориса Дени и эскизы Виктора Васнецова для росписи Владимирского собора в Киеве. Как и эстетский рисунок Эдварда Берн-Джонса «Обнаженная Андромеда», приехавший из Британского музея.

По китчевому разряду проходит огромная картина Феличе Скьявоне «Смерть Рафаэля». Туда же относится мраморная скульптура Паскуале Романелли «Рафаэль и Форнарина». Взаимоотношения художника и этой дамы, то ли возвышенные, то ли чисто потребительские, становятся предметом салонных «исследований».

Недалеко от них ушли пасхальные сувениры с изображением двух ангелочков из Сикстинской Мадонны, фарфоровая ваза со святым Георгием и стеклянное тондо «Мадонна Альба».

В ХХ веке все окончательно смешалось в доме арт-наследников Рафаэля. На выставке это показано замечательно. Эротоманские листы из «Сюиты 347» Пабло Пикассо, его видение отношений Рафаэля и Форнарины, пришлось закрыть занавесочкой с лейблом «18+». Рядом «Портрет Лидии Делекторской» — ангельский лик музы Анри Матисса, созданный вечным соперником Пикассо на художественном олимпе. Девушки в теле, нарисованные Александром Самохваловым, входят в серию этюдов к неосуществленной картине «Радость жизни». Сальвадор Дали литографировал свою абстракцию «Гала, моя Сикстинская мадонна» как иллюстрацию к «Дон Кихоту».

Егор Остров в своей «Сикстинской мадонне» имитирует компьютерный растр акрилом на холсте. Соратник Тимура Новикова по Новой академии изящных искусств, Остров 20 лет занимается подобными опытами. И вот выставился в Эрмитаже, да еще и попал в бренд-бук выставки вместе с Дали.

В начале 2021 года выставку «Линия Рафаэля» ждет второе открытие. Должна приехать из Лувра рафаэлевская «Прекрасная садовница». Она задерживается из-за карантина.

Кураторские экскурсии по выставке можно посмотреть здесь.

Государственный Эрмитаж
Линия Рафаэля. 1520–2020
До 28 марта

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+