The Art Newspaper Russia
Поиск

Жанна Алейникова: «Мы предлагаем зрителю примерить на себя роль художника-творца»

Художественный музей в Серпухове 16 декабря выходит из карантина и открывает выставку «Мир, сотворенный заново» к своему 100-летию. Это стало поводом узнать у его директора Жанны Алейниковой, как удалось собрать на нее столько шедевров авангарда

Выставка «Мир, сотворенный заново» должна была открыться 22 октября, но в этот день губернатор Подмосковья закрыл музеи до 7 ноября, а потом до 14 декабря из-за новой волны коронавируса. Как вы это пережили?

Это было неожиданно. Мы готовили выставку больше года, уже были разосланы приглашения на вернисаж, назначена пресс-конференция — все пришлось отменять буквально в последний момент. Нам оставалось довольствоваться поздравлениями коллег из других музеев, видевших выставку в процессе монтажа. Они высоко оценили результат. Но «Мир, сотворенный заново» будет работать до апреля 2021 года, и я уверена, что заинтересованные зрители ее увидят и что мы реализуем всю запланированную культурную программу.

А в чем суть выставки и почему она так важна для музея?

Наверное, рассказ надо начать с 2018 года. Формально 100-летие музея мы отмечали именно тогда. Он был образован в 1918 году, но принять первых зрителей смог лишь двумя годами позже, когда закончились комплектация коллекции, постановка вещей на учет, была сделана экспозиция и прочее. Так что у нас несколько растянутый во времени юбилей.

В 2018 году мы решили сделать первую межмузейную выставку. До этого мы обычно отправляли свои работы на гастроли, но почти никогда не показывали у себя произведений из сторонних собраний. У нас был юбилей, и мы обратились в Третьяковскую галерею за поддержкой. Совместно с ней, Русским музеем и художественным музеем в Переславле-Залесском сделали выставку «Пленники красоты. Генрих Семирадский и художники позднего академизма», так как наш музей обладает замечательной подборкой академической живописи. Кураторами выступили искусствоведы из Третьяковки — это был их подарок нам к 100-летию.

Окрыленные успехом, в 2019-м мы провели выставку «Гоголь. Загадки гения», к участию в которой, помимо ГТГ, привлекли Исторический музей, Музей Большого театра, Дом Гоголя на Никитском бульваре, Театральный музей имени Бахрушина, Музей кино и студию «Союзмультфильм». Выставка включала документы, искусство первой трети XIX века, мебель, украинские народные костюмы, театральный реквизит гоголевских постановок и много чего еще. Из Дома Гоголя в Москве нам привезли последнее перо писателя (Гоголь делал им пометки в «Мертвых душах» за несколько дней до кончины), посмертную маску и даже кусочек его гроба. Параллельно выставке в серпуховском Доме культуры столичные театры играли пьесы Гоголя. Получилось просто великолепно.

И вот год назад мы задумались о том, что делать дальше. Наш музей обладает великолепной коллекцией русского авангарда, и очень хотелось сделать экспозицию на эту тему. К нам, помимо прочего, попали работы из московской мастерской Наталии Гончаровой, после того как они с Михаилом Ларионовым окончательно перебрались в Париж. У нас хранятся не только их собственные произведения, но и подарки друзей — Давида Бурлюка, например. Мы столько раз в дискуссиях повторяли, что художники авангарда создавали новые миры, что в конце концов решили сделать об этом выставку. Следуя библейской логике, разделили экспозицию на семь частей: от хаоса — через свет, рождение морской стихии, земной тверди, мира растений и животных — до сотворения человека. Под каждую из семи тем собрали корпус произведений.

Мы были недостаточно уверены в концепции и поехали за советом в Третьяковку. У нас сложились теплые отношения с заместителем директора по научной работе доктором искусствоведения Татьяной Карповой. Ей наши идеи понравились, она посоветовала не приглашать стороннего куратора и все сделать своими силами. Именно поэтому «Мир, сотворенный заново» нам так дорог. Эта выставка стала результатом нашей внутренней исследовательской и кураторской работы. Ну и очередным примером музейного сотрудничества.

Кто на сей раз откликнулся на ваш призыв?

Третьяковская галерея, Русский музей, нижегородский и тульский художественные музеи, Музей кино и музей-заповедник «Абрамцево». Мы показываем широкий спектр художественных объединений — от «Мира искусства» до «Бубнового валета» и «Ослиного хвоста», 87 шедевров, более 20 выдающихся имен: Михаил Врубель, Петр Кончаловский, Константин Коровин, Борис Кустодиев, Зинаида Серебрякова, Константин Юон и многие другие. В последнем, мультимедийном зале мы предлагаем зрителю примерить на себя роль художника-творца и с помощью свето-визуальных эффектов создать собственное произведение. Не хочу выдавать все секреты. Придете на выставку — и увидите, как это работает.

А кто делал экспозиционный дизайн?

Эрик Белоусов. В мире дизайна это имя более чем известно.

А культурная программа запланирована?

Естественно. Мы, наверное, уже не можем делать традиционные выставки — только кросс-культурные проекты. У нас будет большая литературная программа, посвященная первой трети XX века. Ее помогают делать специалисты из тарусских музеев Анны Ахматовой и Марины Цветаевой, из музея Александра Блока в Шахматове. И мы готовим мобильный театр.

Что это такое?

Иммерсивный аудиоспектакль. Он рассчитан на двух человек. Они надевают наушники, в наушниках звучит текст, перед героями на столе лежит реквизит, и они могут разыгрывать спектакль со своими импровизациями. Сейчас сценарист Елена Скрипкина пишет историю отношений Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова, так что у зрителей будет возможность примерить на себя роли двух выдающихся художников.

Мы уже выпустили к выставке каталог, открытки, сувенирную продукцию. Хотим что-то придумать с одеждой: Гончарова прямо просится на платья.

Планируются также научные конференции, посвященные и авангарду, и 100-летию музея. Возможно, мы проведем их в онлайн-формате. Сейчас из-за пандемии мир перевернулся заново, и приходится изобретать новые формы работы. В этом смысле наше время созвучно эпохе авангарда.

Серпуховский историко-художественный музей
Мир, сотворенный заново
До 11 апреля

Материалы по теме
Просмотры: 2539
Популярные материалы
1
Переезд мумий из старого музея в Каире в новый прошел как парад
Царские мумии перевезли в новый музейный комплекс — Национальный музей египетской цивилизации.
05 апреля 2021
2
Эрмитаж призывают беречь детей от обнаженных статуй
Это не первый случай, когда посетителей российских музеев и галерей возмущают произведения в жанре ню. Пиотровский ответил недовольным.
08 апреля 2021
3
Артефакты Смутного времени выставили в Музеях Кремля
Музеи Московского Кремля на выставке «Закат династии. Последние Рюриковичи. Лжедмитрий» собрали уникальные памятники, обладающие исключительной ценностью.
05 апреля 2021
4
Власти Италии запретили круизным лайнерам заходить в Венецианскую лагуну
ЮНЕСКО проводит встречи с участием мэра Венеции Луиджи Бруньяро и зарубежных экспертов, чтобы разработать альтернативные маршруты прохода круизных лайнеров через Венецию.
05 апреля 2021
5
У Лувра может смениться глава
Над президентом крупнейшего музея Франции Жан-Люком Мартинесом, контракт которого заканчивается, сгущаются тучи.
07 апреля 2021
6
Космический мир Марины Федоровой
Известная российская художница Марина Федорова покоряет Землю и космос, а мир Cosmodreams показывают в парке «Зарядье».
09 апреля 2021
7
Коллекция Центра Помпиду отправится на гастроли, пока тот будет закрыт на ремонт
Турне крупнейшего в Европе собрания модернизма и современного искусства, насчитывающего 120 тыс. работ, позволит кураторам сохранить свои рабочие места.
06 апреля 2021
8
12 парижан в Ярославле — от Жоржа Сёра до Мориса Утрилло
Самая ранняя работа на выставке в Ярославском художественном музее — этюд «Больница и маяк в Онфлёре» (1886) пуантилиста Жоржа Сёра, самые поздние — картины 1940-х годов, «Библейский пейзаж» Жоржа Руо и «Розовое дерево» Альбера Марке.
07 апреля 2021
9
Покровительницы женщин в искусстве сами оказались не у дел
Некоммерческий фонд, осуществивший во Флоренции 70 реставрационных проектов, закрывается из-за недостатка средств.
05 апреля 2021
10
Джо Викери обещает навести культурные мосты между Россией и миром
Эксперт по русскому искусству Джо Викери рассказала о своей миссии в агентстве Vickery Art и на посту главного редактора Russian Art Focus.
08 апреля 2021
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru