18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Общежитие для 27 музеев в Новой Москве

№85
Материал из газеты

В конце года в Новой Москве начнется строительство крупнейшего в России музейно-выставочного комплекса — объединенного хранилища 4 федеральных и 23 столичных музеев

Комплекс возведут на территории площадью почти 5 га недалеко от станции метро «Ольховая», что в 10 км от МКАД по Калужскому шоссе. Музейное хранилище станет главным культурным якорем ТиНАО. Аббревиатура эта расшифровывается как Троицкий и Новомосковский административный округ. Речь о самом новом округе Москвы, неожиданно присоединенном к столице 1 июля 2012 года. Тогдашний глава правительства Дмитрий Медведев хотел таким образом разгрузить центр, перенеся за МКАД, на территории между Варшавским и Киевским шоссе, все госструктуры: парламент, администрацию президента, прокуратуру, суды и прочее. 

Чиновники, естественно, за МКАД не поехали, но округ стал бурно развиваться. За 8 лет здесь построили порядка 15 млн кв. м жилья, количество людей только с постоянной пропиской увеличилось с 230 тыс. до 400 тыс. В 2014-м в ТиНАО открыли самый большой в столице продуктовый рынок «Фуд Сити», где одновременно могут работать 13 тыс. человек. В 2016-м до Новой Москвы наконец-то дотянули метро: вначале были 2 станции — «Румянцево» и «Саларьево», сейчас их 8, еще 15 проектируются, а к 2035 году построят 33 станции и 72 км подземки.

Новая Москва прирастает жильем, дорогами, гигантскими торговыми центрами, церквями и спортивными клубами. Чего тут катастрофически не хватает, так это объектов культуры. Поэтому объединенное музейное хранилище, которое одновременно будет работать как выставочный и образовательный центр, здесь ждут, можно сказать, с горячим нетерпением.

В 2019 году Департамент развития новых территорий города Москвы провел архитектурный конкурс на концепцию фондохранилища. В нем приняли участие 14 молодых команд. Победителем стало бюро IQ во главе с Эриком Валеевым. Молодежь предложила образ, концепт — доводить же проект до ума молодые зодчие продолжат в тандеме с многоопытной архитектурной компанией ТПО «Резерв». Собственно, этот процесс сейчас и идет.

Согласно проекту комплекс будет состоять из пяти зданий. Отдельным блоком группируются хранилища четырех федеральных музеев: Государственного исторического музея, Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Государственной Третьяковской галереи и Центрального музея Великой Отечественной войны. 

Чуть в стороне от них вытянется хранилище 23 московских музеев (Государственный музей-заповедник «Царицыно», Государственный музей обороны Москвы, Мемориальный музей А.Н.Скрябина, Московская государственная картинная галерея Василия Нестеренко, Музей Москвы, Музей русского лубка и наивного искусства, Музей-усадьба «Кусково» и другие).

Все здания стоят на общем стилобате, и на уровне первого этажа можно спокойно переходить из одного корпуса в другой. Одновременно каждая институция сохранит сепаратность, будет иметь собственные двор и ворота для погрузки и разгрузки фур (важный пункт музейной логистики), свои системы безопасности, климат-контроля и прочее.

Общий стилобат откроют для широкой публики и насытят музейными и образовательными сервисами. Там разместятся холлы для сменных выставок, несколько кинозалов, аудитории для творческих занятий и лекций, библиотека, небольшой коворкинг, кафе, рестораны, магазины. Кое-где стены между публичной зоной и музейными запасниками сделают стеклянными, так что искусство можно будет наблюдать в потоке жизни, как это происходит, например, в Париже, где экспонаты Лувра размещены прямо под музеем — на станции метро, в пуленепробиваемых витринах.

На вопрос, что же помогло бюро IQ выиграть конкурс, архитектор Эрик Валеев ответил, что, наверное, вдумчивое раскрытие всех возможностей территории. «Эстетика выросла из функционала. Мы определили, откуда реально удобно подъезжать фурам, и это в конечном итоге повлияло на расположение зданий». 

Учитывали архитекторы и движение людей. «От метро „Ольховая“ к музейному комплексу идет бульвар, — рассказывает Валеев. — Мы подхватили эту тему и продлили бульвар через весь участок. То есть вы можете не заходить внутрь зданий, но вам будет приятно гулять в этом пространстве. На крыше стилобата мы разобьем городской парк: высадим зелень, деревья, устроим амфитеатры для концертов под открытым небом, поставим современную скульптуру. Третьяковская галерея уже пообещала поделиться скульптурой из своей коллекции».

Повышенное внимание архитекторы уделили фасадам. Поскольку в интерьерах реализовать свой творческий потенциал им было сложно (хранилища, они и есть хранилища, по сути сейфы с непроницаемыми стенами и железными дверьми), то вот на фасадах можно было обыграть образы музеев. Фасад хранилища ГТГ выложат из кирпича, что перекликается с кирпичным же историческим зданием в Лаврушинском переулке; здание РОСИЗО стилизуют под супрематизм, так как эта институция хранит большую коллекцию русского авангарда; хранилище Музея Великой Отечественной сделают с волнообразным фасадом — как развевающееся на ветру знамя. Всего же комплекс будет иметь площадь 70 тыс. кв. м, из которых 10 тыс. м отдадут под сменные выставки.

Любые начинания, ведущие к децентрализации культурной жизни, можно только приветствовать. Тем более что у нас еще не было прецедентов, чтобы столь разные музеи вдруг оказывались в удобной близости друг от друга и могли бы сообща делать выставочные проекты, достигая эффекта синергии.

Единственное, что вызывает сочувствие, — так это колоссальный объем работ, взваленных на Третьяковскую галерею. Помимо дюжины филиалов в Москве, она планирует открыть филиалы во Владивостоке, Калининграде и Самаре, параллельно строит новые корпуса в Лаврушинском переулке и готовится к реконструкции здания на Крымском Валу.

Но, как сказано в притче, каждому дается крест по силам его. Понадеемся, что музей выдюжит и что в Новой Москве найдутся молодые энергичные искусствоведы, готовые влиться в коллектив прославленного музея и не тратить при этом много времени на дорогу на работу.

Глядишь, вслед за музеями и чиновники переедут в Новую Москву. 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+