18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Новая этика» добралась до фотографии

№85
Материал из газеты

Преподаватели британских университетов размышляют, исключать ли из программы признанных мэтров, запятнавших свою репутацию, а агентство Magnum вынуждено пересмотреть архив

Наследие и будущее легенд фотографии, включая знаменитого британского фотодокументалиста Мартина Парра и самое известное агентство Magnum Photos, под угрозой. Поводом для скандала стали архивные кадры, которые были объявлены расистскими, женоненавистническими и, возможно, связанными с эксплуатацией детей. «Ящик Пандоры открыт, — констатировал Пол Халлидей, преподаватель истории фотографии в Голдсмитском колледже в Лондоне. — Это критический момент, который покажет, сможет ли фотография сохранить статус-кво».

Британское фотосообщество не миновал каток набирающей обороты тенденции, известной как «культура отмены», или «новая этика». Мнения в социальных сетях стали настолько значимой силой, что могут задавать нормы поведения в фотоиндустрии. «Культура отмены зиждется на массовой истерии, — считает Халлидей. — Но мы не беснующаяся толпа, которая рыщет, какие бы еще книги сжечь на костре. Еще совсем недавно во имя искусства фотографам сходили с рук ужасные вещи. Но, если снимок потенциально подталкивает к жестокому обращению с детьми или уязвимыми людьми, если фотографию используют для дегуманизации людей, сравнивая их с обезьянами, тогда те, у кого есть хоть какие-то моральные устои, должны бросить вызов власть имущим и, если необходимо, доказать свою правоту кулаками».

Известные фотографы, попросив не называть их имен из-за боязни травли в соцсетях, пожаловались на то, что «беспощадная толпа», которая с удовольствием публично линчует, реагирует на любое несогласие потоком обвинений и совершенно слепа к нюансам, быстро завоевывает право голоса и в этом искусстве. Ее влияние демонстрирует то, что некоторые ведущие британские школы фотографии (Голдсмитский колледж, Лондонский колледж коммуникаций и Брайтонский университет) обсуждают возможность исключения из учебных программ работ Мартина Парра или же использования его в качестве примера порочной практики.

Скандал разгорелся из-за двух книг, которые Парр активно продвигал. Это переиздание 2017 года альбома 1969 года «Лондон» итальянского фотографа Джана Буттурини и «Ожидание» 2015 года испанского фотографа Чемы Сальванса. Под давлением пользователей соцсетей Парр признал, что книга Буттурини, в которой портрет чернокожей женщины соседствует с кадром гориллы в клетке, является расистской, но отметил, что изначально не замечал такого подтекста. После извинений ему пришлось отказаться от должности арт-директора Бристольского фотофестиваля.

«Но разве не странно, что никто не ставит под сомнение трактовку этого навязываемого мнения? — восклицает фотограф Дэмион Бергер. — Подавляющее большинство этих комментаторов считают само собой разумеющимся, что такое сочетание кадров — иллюстрация расистской точки зрения: якобы с черными нужно обращаться как с животными. Но почему-то не рассматривается другое возможное толкование: общество обращается с чернокожими как с животными, и процент заключенных среди них больше». Критике подвергся и альбом Сальванса «Ожидание», к которому Парр написал предисловие. В нем есть серия кадров с испанскими секс-работницами. Они были сняты на расстоянии камерой с длинным объективом: Сальванс притворился геодезистом. В предисловии Парр написал: «Проститутки обычно просят их не фотографировать, и, для того чтобы поймать моделей в объектив, Сальванс пошел на самый изощренный обман». Комментируя ситуацию The Art Newspaper, Парр признал неуместным использование слова «проститутка». Однако в свою защиту добавил: «На протяжении всей истории фотографии мастера старались сделать видимым то, что порой скрыто, используя множество средств для достижения этих целей. Критерии допустимого постоянно меняются, поэтому важно, чтобы концепты согласия и уязвимости должным образом обсуждались в контексте современных реалий».

Скандал, запятнавший репутацию Парра, — это лишь верхушка айсберга. Культовое фотоагентство Magnum, одним из членов которого он является, тоже попало под обстрел общественных активистов. В онлайн-архиве агентства, выложенном в Сеть, есть кадры с детьми, которые могли быть жертвами работорговли или сексуального насилия, а также серия американского фотографа Дэвида Алана Харви «Tаиланд. Бангкок. 1989. Tайские проститутки».

«Тот факт, что даже Magnum спокойно зарабатывает на снимках, которые в лучшем случае сомнительны, а в худшем — глубоко неэтичны, должен насторожить любого преподавателя, — говорит Халлидей. — Некоторые фотографии, выложенные Magnum в свободный доступ, просто возмутительны». В ответ агентство объявило о «тщательном процессе пересмотра архива с учетом юридических, этических и исторических последствий». Magnum на время отказалось от услуг Дэвида Алана Харви до завершения официального расследования.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+