The Art Newspaper Russia
Поиск

Могут ли музеи показывать работы художников, которые подозреваются в сексуальном насилии?

Движение против харассмента набирает обороты, и американские музеи все чаще терзаются вопросами морально-этического характера

Показывать ли работы художников, которые подозреваются в сексуальном насилии? Вскоре после того, как в октябре прошлого года были опубликованы первые два материала, из которых стало известно о многочисленных сексуальных домогательствах американского кинопродюсера Харви Вайнштейна, длившихся десятки лет, движение #MeToo затронуло и мир искусства. Пока множатся обвинения, американские музеи столкнулись с рядом морально-этических вопросов, которые вынуждены решать открыто и в режиме реального времени. Причем прецеденты отсутствуют, и нет стандартных, общепринятых рекомендаций, регламентирующих поведение институций в таких ситуациях.

«Самое худшее, что может сделать музей, — это просто заткнуть уши и надеяться, что все само собой рассосется», — говорит Мэгги Мастард, одна из организаторов персональной выставки «Незаконченный Араки. Секс, жизнь и смерть в работах Нобуёси Араки» в Музее секса в Нью-Йорке (до 31 августа). Японский фотограф прославился своими провокационными бандаж-работами, запечатлевшими связанных женщин. Во время подготовки, растянувшейся на несколько месяцев, команде кураторов стало известно, что одна из бывших моделей обвинила фотографа в сексуальном насилии. Тогда Мастард, будучи внештатным сотрудником музея, встретилась с женщиной, записала ее обвинение и включила его в текст о выставке, висящий на стене.

Через несколько месяцев с Мастард связалась Каори, одна из давних муз Араки; она сообщила, что фотограф эмоционально терроризировал ее свыше десяти лет. Организаторы решили добавить и эту историю к выставке (уже после того, как она была опубликована в блоге модели), установив в музее интерактивный экран с текстом поста на японском и английском языках. А еще в описание выставки, висящее на стене в зале, добавили абзац, объясняющий решение кураторов: по словам Мастард, публика должна знать об этих заявлениях.

Некоторые музеи либо отменили, либо исключили из своих программ выставки художников, обвиненных в харассменте или оскорблениях, предварительно посоветовавшись с ними. Когда во время персональной выставки Николаса Никсона в Институте современного искусства в Бостоне фотографа обвинили в сексуальных домогательствах, музей, несмотря на требования ее закрыть, обновил вывески и создал открытый онлайн-форум. Однако в апреле по просьбе самого Никсона институт свернул экспозицию на десять дней раньше срока. Когда мы обратились за комментарием, там ответили, что решение было «принято руководством».

В январе Национальная художественная галерея в Вашингтоне решила отложить запланированную серию персональных выставок художника Чака Клоуза, обвиняемого в сексуальных домогательствах, и фотографа Томаса Ромы, которого подозревают в нежелательных действиях сексуального характера, — также предварительно посоветовавшись с ними. И Клоуз, и Рома признают, что «сейчас не самое подходящее время для этих показов», утверждает пресс-секретарь музея. Из программы их убрали. Однако, по ее словам, музей оставил в постоянной экспозиции одну из ключевых работ Клоуза.

А в Филадельфии в Академии изящных искусств Пенсильвании уже проходила выставка фотографий Клоуза, когда в декабре прошлого года против него появились первые обвинения. Музей обратился к общественности, организовав форум, а затем добавил к экспозиции интерактивную вставную выставку и «проектное пространство», посвященное вопросам гендера и власти. Если бы экспозицию просто закрыли, то тогда, считает директор музея Брук Дэвис Андерсон, «все довольно скрестили бы руки и сказали что-то вроде „мы сделали это — вот, благодаря нашим протестам, закрыли выставку“. Но мне показалось, что диалог здесь важнее, чем просто чувство победы».

И Андерсон, и Мастард, и Кеннет Вейн, ведущий менеджер по связям с общественностью Метрополитен-музея, согласны с тем, что для таких проблем не существует универсальных решений. Например, представители Метрополитена связались с художницей Джайшри Абичандани перед молчаливой акцией протеста #MeToo, прошедшей в декабре минувшего года около Метрополитен-Бройер в Нью-Йорке во время персональной выставки работ покойного индийского фотографа Рагхубира Сингха, которого она обвинила в изнасиловании. Музей предоставил Абичандани всю необходимую информацию для проведения митинга: допустимые размеры плакатов, контакты охраны и департамента коммуникаций и связей с общественностью.

«Внимательно выслушивать, искренне сочувствовать и быть максимально честными — вот те шаги, на которые нам нужно решиться, — говорит Андерсон, — понимая, что не все знаешь и нет готовых ответов, и затем выработать стратегию, которая, возможно, все учтет». 

Материалы по теме
Просмотры: 2838
Популярные материалы
1
В Италии арестован художник, писавший подделки под старых мастеров
Художник Лино Фронджиа, похоже, написал десятки картин в стиле Пармиджанино, Эль Греко, Кранаха и Халса, которые коллекционер Джулиано Руффини (ему тоже угрожает арест) продавал на крупнейших мировых аукционах
16 сентября 2019
2
Выставка Йорданса открылась в Пушкинском музее
Из Эрмитажа в Москву переехала выставка почти всех известных картин художника, находящихся в собраниях российских музеев.
17 сентября 2019
3
Зал имени Георгия Костаки открыли в Третьяковской галерее
Постоянная экспозиция будет обновляться, чтобы представить наследие коллекционера Георгия Костаки во всей полноте.
17 сентября 2019
4
Арт-квартал вырос в Гостином Дворе
В 300 метрах от Кремля начал работу новый культурный кластер. Среди его резидентов есть и антикварные галереи, ранее располагавшиеся в ЦДХ.
17 сентября 2019
5
В Стамбуле открылся музей современного искусства Arter
Среди экспонатов — работы мировых звезд: Тистера Гейтса, Зигмара Польке, Моны Хатум, а также турецких художников Саркиса и Айше Эркмен.
16 сентября 2019
6
Выставка «Щукин. Биография коллекции» в Пушкинском побила рекорд посещаемости
Экспозиция, объединившая разделенное между Москвой и Петербургом дореволюционное собрание импрессионистов и постимпрессионистов фабриканта и мецената Сергея Щукина, стала самой популярной в ГМИИ им. А.С.Пушкина за почти 40 лет
16 сентября 2019
7
Полиция ищет золотой унитаз Маурицио Каттелана
Скульптуру «Америка» стоимостью £4,8 млн украли с выставки «Победа не вариант» во дворце Бленхейм вскоре после ее открытия.
16 сентября 2019
8
Олег Кулик: «У меня все не как у большой звезды, энергия больше уходит вглубь»
Знаменитый акционист в этом году показал себя в непривычном качестве живописца и занялся коллективной работой — быстрой лепкой с волонтерами. Но уверяет, что остается индивидуалистом.
17 сентября 2019
9
Искусствоведы выступают против ареста фигурантов «Московского дела»
По просьбе российской секции Международной ассоциации критиков искусства (AICA) и ее сопредседателя Андрея Ерофеева публикуем заявление искусствоведов.
20 сентября 2019
10
Альбертина представляет своего Дюрера в окружении приглашенного
Чтобы эта выставка стала важным событием выставочного сезона, музей мог бы ограничиться собственным собранием графики и живописи главного художника немецкого Возрождения.
20 сентября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru