The Art Newspaper Russia
Поиск

«Гараж» сохранит историю художественного андерграунда

Там открывается первая в России неподцензурная библиотека по современному искусству.

Первая в России публичная библиотека, посвященная современному искусству, в том числе неофициальному искусству советской эпохи, должна в декабре открыться в Музее современно го искусства «Гараж» в Москве. Ученым и студентам предоставят доступ к истории, которая в течение десятилетий оставалась скрытой от посторонних глаз: 10 тыс. библиотечных единиц охватывают диапазон от редких книг по российскому авангарду до всех каталогов выставки Documenta и выпусков американского интеллектуального журнала October.

Цель проекта в том, чтобы создать неподцензурный ресурс, посвященный истории современного искусства. «У [российских] студентов нет доступа к этой информации — они работали не с историей, а с легендами», — говорит Саша Обухова, глава научно-исследовательского отдела «Гаража». Музей, основанный коллекционером и покровительницей искусства Дашей Жуковой, также собирает архив документальных материалов, касающихся истории современного искусства в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России с 1950-х годов. Некоторые известные российские галереи, среди которых XL, «Школа» и «Айдан», пожертвовали свои архивы. Музей надеется полностью оцифровать свою коллекцию к 2017 году, и это будет первый подобный ресурс, доступный онлайн.

Архив искусства андерграунда — дело тонкое

Каталоги, неопубликованные тексты, исторические фотографии, видеозаписи и слайды дают возможность прикоснуться к альтернативной истории искусства России. До распада Советского Союза в 1991 году большинство художников, не принявших одобренный государством советский реалистический стиль, были вынуждены работать в подполье. «В течение 70 лет люди разрушали свои собственные истории, — говорит Кейт Фаул, главный хранитель «Гаража». — Вы должны были избавиться от них, чтобы жить дальше без неприятностей. Сейчас мы впервые можем рассказать правду о том времени». Среди драгоценностей архива — документация самых первых выставок нонконформистского искусства в России.

Библиотека и архив, у которых есть объединенный годовой бюджет в $500 тыс.,должны играть важную роль в программе музея. В новом здании «Гаража», которое будет построено по проекту Рема Колхаса в Парке культуры и отдыха им. Горького в следующем году, для выставок, посвященных материалам архива, планируется постоянная галерея. В прошлом году архив способствовал проведению Реконструкции — большой выставки в двух частях, рассказывавшей о художественной жизни Москвы в 1990–2000 годах.

В «Гараже» признают, что их проект несет определенные риски в свете последних законов о цензуре в России. Хотя считается приемлемым показывать материал, связанный с неофициальным искусством 1980-х годов и ранее, «намного труднее иметь дело с искусством с 1990-х до 2010-х, так как художники молодых поколений подвергали критике современные российские власти», объясняет Обухова. «Гараж» ограничит публичный показ этого материала, но музей продолжает собирать его.

Музей также взял интервью у художников разных поколений, в том числе у Никиты Алексеева (род. в 1953) и Анатолия Осмоловского (род. в 1969). В задачу проекта входит монтаж десяти интервью каждые шесть месяцев в течение следующего десятиле тия. «Имея на руках всего несколько документов, напоминающих нам о том, что были такой-то художник или такая-то выставка, мы понимаем, что уже через пять или десять лет очень многое может оказаться полностью забытым», — говорит Обухова.

У архива также есть потенциал, чтобы помочь построить рынок российского нон-конформистского искусства. «Например, кто-то заявляет, что „вот эта картина, которой я владею с 1975 года, была на неофициальной выставке в московской квартире“, и раньше не было никакой возможности доказать это, — говорит Фаул. — Теперь же этот человек может получить фотографию той выставки».

Внимание «Гаража» направлено и на тех художников, активно работавших в 1950–1960-е годы, которые нынче достигли преклонного возраста. Кроме того, их произведения нередко представляют собой проблему для реставраторов. «Эти работы частенько создавались из нестандартных материалов. Временами они буквально были сделаны из мусора, а мусор разлагается, — объясняет Ксения Нурил, научный сотрудник коллекции нонконформистского искусства из Советского Союза Нортона Доджа в Художественном музее Циммерли в Нью-Джерси в США. — «Гараж» сохраняет историю, которая находится на грани исчезновения».

Материалы по теме
Просмотры: 2954
Популярные материалы
1
Пропавшие в годы войны портреты вернулись в Гатчину
Это самая крупная с 1945 года находка картин, пропавших в войну из пригородных дворцово-парковых комплексов.
20 июня 2018
2
Мировые арт-парки с русским искусством
Коллекционирование крупномасштабных инсталляций и скульптуры — дело сложное и затратное, но собирателей это не останавливает, и подтверждение тому — частные арт-парки по всему миру.
20 июня 2018
3
Не про футбол: 10 выставок лета
Совсем скоро редакция TANR отправится на каникулы, и, пока сайт не будет обновляться, предлагаем посмотреть самые интересные выставки этого лета и узнать о них побольше из наших текстов.
21 июня 2018
4
На базе коллекции Георгия Костаки создадут исследовательский центр русского авангарда
Государственный музей современного искусства в Салониках «перезагружает» наследие великого коллекционера.
22 июня 2018
5
Таинственная художница Михаэлина Вотье обрела плоть
Профессор Катлейне ван дер Стихелен рассказывает о своей уникальной героине и первой ретроспективе прежде неизвестной художницы XVII века в музее MAS в Антверпене.
18 июня 2018
6
В Третьяковке представят ранее неизвестные работы скульптора Паоло Трубецкого
Половина выставленных работ происходит из собрания Давида Якобашвили — они выполнены в Италии, Франции и США и впервые экспонируются в России.
20 июня 2018
7
Личные вещи Фриды Кало привезли из Мехико в Лондон
В Музее Виктории и Альберта выставлены одежда и автопортреты мексиканской художницы, хранившиеся в тайном шкафу на протяжении 50 лет после ее смерти.
19 июня 2018
8
Дом Наркомфина: от руин — к памятнику ЮНЕСКО
Завершился первый этап реставрации знаменитого дома Наркомфина, расположенного в Москве на Новинском бульваре. Ожидается, что восстановительные работы в здании, спроектированном архитекторами-конструктивистами Моисеем Гинзбургом и Игнатием Милинисом, полностью завершатся через год.
19 июня 2018
9
В Пти-пале покажут импрессионистов в изгнании
Как вынужденное пребывание в Лондоне пошло на пользу французским художникам.
18 июня 2018
10
Герхард Рихтер создал маятник Фуко для церкви в Мюнстере
Инсталляция, подаренная художником муниципалитету, посвящена «маленькой победе науки».
19 июня 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru