18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Конструктивистский вокзал в Иванове открылся после реконструкции

Один из залов гигантского вокзала отведен под выставки, кинопоказы и лекции

Иваново — родина первых Советов, после революции здесь хотели сделать столицу РСФСР. В надежде на будущий столичный статус и повышенную деловую активность в 1929–1933 годах город обзавелся гигантским вокзалом в конструктивистском стиле (автор проекта — Владимир Каверинский). Но если Иваново и стал столицей, то отдельной текстильной отрасли. Даже в относительно благополучные 1980-е его население не превышало 500 тыс. человек — вокзал-исполин был велик для города.

За 90 лет здание несколько раз капитально ремонтировали: укрепляли перекрытия, меняли фасад, добавляли декор в аскетичный конструктивистский интерьер, чтобы хоть как-то его очеловечить.

Проект последней реставрации разработало в 2018 году московское архитектурное бюро Faber Group (Борис Матвеев & Алена Франчян). Перед ними, как в таких случаях пишут, поставили сложную задачу — выбрать момент времени, в привязке к которому облик вокзала и будет восстановлен. Здравый смысл подсказывал, что надо восстанавливать конструктивизм 1930-х годов. Но архитекторы решили, что и более поздние переделки 1950-х и 1980-х имеют право на жизнь. В результате деликатным образом увязали друг с другом все три эпохи.

От конструктивизма остались остекленный фасад и общий объем. От 1950-х — деление вокзала на Красный и Синий залы и щедрый декор последнего. Брежневская эпоха зримо присутствует в оформлении Красного зала. Помимо этого, всю архитектуру вычистили, причесали, собрали в единое целое: убрали мраморную обшивку колонн внизу, но добавили им капители, довели до ума освещение, поменяли метлахскую плитку на полу, разработали цветовой паспорт объекта, поставили современные скамьи для ожидания и прочее. Пространство стало дружественным для маломобильных пассажиров, удобным и безопасным. При этом все исторические элементы, которые можно было сохранить, как, например, металлические рельсы в перекрытиях со штампом «Сталин», были оставлены на местах. Монументальную фреску в Красном зале сняли со стены вместе со слоем штукатурки, отправили на реставрацию в Волгоград и после чистки и укрепления вернули на место. Красный зал планируют сделать культурным пространством — устраивать здесь выставки, кинопоказы, читать лекции.

Вокзал торжественно открыли ко Дню железнодорожника. Но на объекте еще есть к чему приложить руки — будут построены кафе, павильоны для торговли и прочих сервисов. Все в едином архитектурном стиле и под пристальным авторским надзором.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+