The Art Newspaper Russia
Поиск

Вновь обретенный амстердамский мурал Кита Харинга останется на стене

За несколько недель специалисты готовы восстановить утраченные фрагменты произведения, созданного художником «в спонтанном порыве»

Вдохновленные успешным опытом восстановления уличных муралов Кита Харинга (1958–1990) в других городах, реставраторы намерены вскоре приступить к работе над его амстердамским произведением 1986 года, страдающим от значительных утрат красочного слоя. Местные активисты призывают отреставрировать мурал с момента его раскрытия в 2018 году.

Харинг всегда стремился, чтобы его искусство было как можно более доступно широкой публике. Это произведение он создал, прибыв в Амстердам на свою первую персональную выставку в Стеделейк-музее. В свойственной ему манере, как рассказывает независимый реставратор из США Уилл Шэнк, который вместе с итальянским коллегой Антонио Равой надеется провести реставрацию рисунка, «Харинг потребовал в спонтанном порыве: „Кто-нибудь, найдите мне стену!“». 

Подходящая кирпичная стена нашлась на территории Центрального рынка, в этом здании тогда размещались фонды Стеделейк-музея. «Потом он сказал: „Кто-нибудь, найдите мне краску!“», — продолжает Шэнк. Создавая уличные работы, Харинг полагался на первые попавшиеся материалы; в том случае речь шла об алкидной краске на масляной основе, «которая недолго держится под открытым небом». 

По словам Шэнка, художник нанес линию титановых белил прямо на кирпичную поверхность без подготовительных набросков. Получившийся рисунок размером 12х15 м не вполне типичен для художника: он изображает существо с головой собаки, телом гусеницы, человеческими руками и рыбьим хвостом, оседланное фирменным харинговским человечком. «У него невероятно уверенная линия, он никогда не делал ошибок», — говорит Шэнк, имеющий за плечами опыт реставрации муралов Харинга в Париже и Пизе.

Однако, «как рассказывают свидетели, наносить краску Харингу было сложно из-за промозглой погоды». По оценкам реставратора, белая линия не закрепилась на 20% поверхности, и теперь эти участки предстоит восстановить. Задача усложняется тем, что стена сложена из двух видов кирпича, красного и желтого, причем желтый менее пористый, и краска на нем сохранилась хуже. «Мы будем экспериментировать с разными типами краски, чтобы подобрать ту, которая хорошо держится на обоих типах кирпичей», — объясняет Шэнк. После реконструкции на красочный слой нанесут водоотталкивающее покрытие, чтобы защитить произведение от дождя, сажи и ультрафиолета. После продажи в 1994 году в здании оборудовали холодильный продуктовый склад, стены с внешней стороны покрыли алюминиевой обшивкой, которая полностью скрыла мурал. Зато, по словам Равы, «металлический щит практически полностью защищал работу» на протяжении десятилетий.

Интерес к муралу возник в 2014 году, когда нидерландская граффити-художница Эйлин Миддел, работающая под псевдонимом Mick La Rock, обнаружила рисунок на фотографии и заинтересовалась его судьбой. Заручившись поддержкой Фонда Кита Харинга, арт-дилера Оливье Вароссье и Стеделейк-музея, она запустила общественную кампанию, и в 2018 году обшивку сняли.

Реставрацию стоимостью €180 тыс. в равных долях оплачивают Фонд Харинга, городские власти Амстердама и фудмаркет Marktkwartier, к которому теперь относится здание. «Мне особенно нравится в этом проекте то, что он стал возможен в результате инициативы снизу, — говорит Шэнк. — Люди в Амстердаме сказали: „Верните нам наш мурал“. И смогли донести до собственников, какое сокровище находится в их руках».  

Узнать больше о герое богемного Нью-Йорка 1980-х можно, посмотрев фильм-открытие Beat Film Festival «Кит Харинг: вундеркинд стрит-арта» в ночь с 31 июля на 1 августа в «Каро Октябрь».

Материалы по теме
Просмотры: 1420
Популярные материалы
1
Я вижу все твои трещинки: пять шедевров в максимальном разрешении
Рембрандт, ван Эйк, Босх, Брейгель… Великие картины, которые теперь можно рассмотреть в невиданном ранее качестве.
23 октября 2020
2
Суздаль отдан под попечительство урбанистов и дизайнеров
«КБ Стрелка» разработала мастер-план, рассказывающий, как за десять лет привести город-памятник в порядок и при этом ничего не испортить.
26 октября 2020
3
Картину Бэнкси продали за $10 млн в прямом эфире
Работа «Покажи мне Моне» Бэнкси продана на аукционе, который транслировали в прямом эфире по телевизору.
22 октября 2020
4
Одержимые печатью
Тиражная графика с точки зрения художников, технологов и зрителей.
23 октября 2020
5
Человек, которому доверял Фаберже
Каталог выставки «Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали», которая проходит в Музеях Кремля, основательно вписывает в историю отечественного искусства еще одну немецкую фамилию.
23 октября 2020
6
Фрески школы Рафаэля отреставрируют в Эрмитаже
Грант на реставрацию предоставил Фонд американских послов по сохранению культурного наследия Государственного департамента США.
27 октября 2020
7
Татьяна Саятина: «Молоко за вредность дают, хотя химикатами пользуемся скромно»
В собрании Эрмитажа почти полмиллиона фотографий и дагеротипов, и все они требуют специальных условий хранения и реставрации. Заведующая лабораторией научной реставрации фотоматериалов Татьяна Саятина рассказала об особенностях обращения с артефактами.
26 октября 2020
8
Мятежный и нежный гений Анны Голубкиной
В Самаре открылась большая — около 100 работ — выставка выдающегося скульптора эпохи модерна.
26 октября 2020
9
Издана полная история Вестминстерского аббатства
Издатели снабдили книгу глоссарием по храмовой архитектуре, а также подробными примечаниями и исчерпывающей библиографией.
23 октября 2020
10
Катя Бочавар: «В Советском Союзе все было по порядку, и вдруг случился беспорядок — Алла Демидова»
Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» представляет «Демидова фест 2020». О сути и форме этого необычного события в галерее-мастерской «ГРАУНД Солянка» рассказывает ее директор и куратор проекта Катя Бочавар.
27 октября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru