The Art Newspaper Russia
Поиск

Дмитрий Аске о настоящем стрит-арте

Художник, создатель онлайн-издания Vltramarine и автор лекций об истории граффити и стрит-арта, рассказывает о главных тенденциях и именах в уличном искусстве

Явление, которое сейчас принято называть стрит-артом, стало активно развиваться в начале 2000-х годов в Европе и США. Разумеется, некоторые художники работали в этом направлении и до появления самого термина. Так, произведения Кита Харинга прекрасно вписываются в концепцию стрит-арта, а его биографию можно считать образцовой для многих уличных художников — от рисунков на станциях нью-йоркского метро до монументальных росписей и многочисленных выставок. Подавляющее большинство известных уличных художников прошло именно такой путь: рисование в городском пространстве стало для них пропуском в мир галерейного искусства. И хотя они рисуют на улице, зарабатывают на жизнь стрит-арт-художники в основном продажей холстов и тиражной графики.

Для того чтобы лучше понять природу уличного искусства, важно знать, как оно связано с граффити и чем от него отличается. Субкультурное граффити появилось в США в конце 1960-х, и основные его каноны, сложившиеся к началу 1980-х, актуальны до сих пор. Граффити — это надписи, будь то тег на стене или огромный цветной рисунок на вагоне поезда. Граффити-райтеры зарабатывают авторитет внутри сообщества, тиражируя свой псевдоним или название команды. Уличные же художники в основном, напротив, пытаются вести диалог с максимальным количеством зрителей. Они не пишут свои имена, а создают красочные, запоминающиеся или провокационные изображения либо модифицируют городскую среду так, чтобы на миг привести прохожих в замешательство.

Интересно, что многие уличные художники со стажем начинали свой творческий путь в качестве граффити-райтеров. На рубеже 2000-х они устали писать свои псевдонимы и стали заменять их на различные знаки и персонажей. Этот шаг позволил им охватить новую, более широкую аудиторию. Кроме аэрозоли, художники начали активно использовать акриловую краску, кисти и валики, наклейки, трафареты и плакаты.

С течением времени сообщество уличных художников росло, стали проходить самоорганизованные выставки и фестивали. Распространению и популяризации стрит-арта очень сильно способствовал Интернет. Как бы банально ни звучало, но катализатором роста популярности стрит-арта у массовой аудитории, безусловно, стал Бэнкси. Он привлек внимание людей не только к себе, но и к уличному искусству в целом.

По мере встраивания стрит-арта в массовую культуру, с середины 2000-х в Европе и Америке проходят фестивали, во время которых уличным художникам предоставляют для рисования масштабные торцы и фасады зданий. Такие монументальные произведения всегда привлекают внимание. Вспомните, как после открытия Artplay, «Винзавода», «Флакона» и «Правды» там появлялись работы уличных художников и граффити-райтеров. Сегодня количество фестивалей уличного искусства, проходящих по всему миру, поражает. Некоторые востребованные авторы могут путешествовать с фестиваля на фестиваль каждые пару недель. Несанкционированное творчество уличных художников трансформировалось в разновидность искусства в общественном пространстве с разрешения городских властей. Этот факт практически стер грань между стрит-артом и паблик-артом и породил множество споров о природе «настоящего уличного искусства».

Сейчас именно монументальное течение уличного искусства является самым заметным и востребованным. При этом термин «стрит-арт» включает в себя различные направления: наклейки, трафареты, плакаты, интервенции в городскую среду, настенную живопись и графику.

Нужно отметить, что уличные художники не могут обеспечить себя, создавая гигантские рисунки на зданиях. Известные авторы зарабатывают в основном продажей своих галерейных произведений. В этом заключается еще один важный момент, который многие упускают из виду: на выставках стрит-арта в подавляющем большинстве случаев представлено не само уличное искусство, а студийные работы уличных художников.

Несмотря на обоснованную критику со стороны некоторых искусствоведов и активистов уличного искусства, стрит-арт пользуется огромной популярностью, а в Европе и США сформировался рынок произведений стрит-арт-художников. Ключевыми музейными проектами, фиксирующими стрит-арт как часть современного искусства, можно считать рисунки уличных художников на фасаде Тейт Модерн в 2008-м и крупномасштабную выставку Art in the Streets (Искусство на улицах) в Mузее современного искусства в Лос-Анджелесе в 2011-м.

В России уличное искусство появилось в первой половине 2000-х. Им так же, как и за границей, начали заниматься граффити-райтеры. Они расклеивали плакаты, делали трафареты, рисовали персонажей и различную графику. Одним из пионеров движения в России был Кирилл Кто, который до сих пор остается в числе самых известных отечественных уличных художников.

К концу 2000-х активность немногочисленных российских уличных художников сильно спала. Известный стрит-арт-активист Игорь П. в 2009 году провел в столице выставочный проект под названием Street Art Is Dead. Однако в начале 2010-х годов появились молодые авторы не только из Москвы и Санкт-Петербурга — на карте стрит-арта возникли Екатеринбург и Нижний Новгород. В 2011-м на Урале прошел первый ежегодный фестиваль уличного искусства «Стенограффия», а в 2012 году в Петербурге открылся Музей стрит-арта. В том же году с подачи журналистов английской газеты Guardian Паша 183 был назван «русским Бэнкси» и стал самым известным российским уличным художником. В 2013–2014 годах фестивали с участием уличных художников проходят от Москвы до Владивостока. Волна популярности стрит-арта в полной мере докатилась и до России.

В 2014-м первая московская биеннале «Артмоссфера» стала беспрецедентным событием как для уличных художников, так и для всех любителей стрит-арта. Впервые в рамках одного проекта были продемонстрированы работы нескольких десятков российских и зарубежных уличных художников и авторов, которые тесно связаны с граффити и стрит-артом.

На данный момент в нашей стране основными действующими лицами в области уличного искусства является небольшой пул активных художников, которые заметно выделяются из общей массы. Среди них можно отметить Тимофея Радю, Кирилла Кто, Алексея Луку (Luka), Мишу Мост (Most), Женю Оззика (0331с) и других. Все они начали рисовать на улице больше 15 лет назад и сейчас так или иначе задействованы в выставочных проектах современного искусства. Из более молодых обращают на себя внимание Рустам Кьюбик (QBic), команда «Той», Никита Nomerz, Артем Филатов и Андрей Оленев.

Подводя итоги, можно сказать, что за последние 15 лет в России пока ни один уличный художник не добился мирового признания в рамках стрит-арта, как это сделали, скажем, киевляне Алексей Аек и Владимир Ваван (в прошлом дуэт Interesni Kazki). Наши соотечественники пока не могут с ними соперничать ни по количеству работ, созданных по всему миру, ни по качеству исполнения.

Что касается тенденций, то в последнее время на волне популярности уличного искусства городские власти в России перехватили инициативу и под видом граффити и стрит-арта преподносят людям рекламу и псевдопатриотические оформления фасадов. В то же время некоторые российские художники, тесно связанные со стрит-артом, все чаще плодотворно взаимодействуют с галереями и все реже рисуют на улице. Если же смотреть на происходящее в глобальном масштабе, то монументальные росписи стали доминирующим направлением и отвлекли внимание публики от спонтанных, незаконных и чаще всего камерных произведений в городской среде, которые многие борцы за чистоту жанра считают настоящим стрит-артом.

Материалы по теме
Просмотры: 3414
Популярные материалы
1
Приключения русского авангарда в Генте
Выставка в бельгийском музее поразила экспертов. Откуда взялись неизвестные прежде произведения русских художников-авангардистов, выясняла наш корреспондент Наталья Шкуренок.
15 января 2018
2
Алена Долецкая стала креативным консультантом Третьяковки
В новой должности она займется продвижением выставок
16 января 2018
3
Выставка «Рисунки скульпторов. Роден. Майоль. Деспио» пройдет в фонде IN ARTIBUS
Проект впервые представит публике серию из 50 рисунков Майоля 1916 года, а также работы редкого для российских музеев Шарля Деспио.
16 января 2018
4
Найден неизвестный ранее рисунок ван Гога
Находка помогла атрибутировать другую работу художника.
17 января 2018
5
В Иране открылся первый музей, посвященный художнице
Ретроспектива Монир Шахруди Фарманфармаян разместилась в бывшем дворце в Тегеране.
16 января 2018
6
Катрина Нейбурга: «Если отличную идею не удалось воплотить за полгода, я брошу ее и примусь за что-то еще»
Латвийская художница и сценограф о будущем проекте для I Рижской биеннале современного искусства (состоится в июне 2018 года), эзотерическом шорт-листе, любви к классической музыке и парикмахерам.
16 января 2018
7
Три выставки недели
Живописец Павел Корин в Новой Третьяковке, фотографии Бориса Кустодиева в Мультимедиа Арт Музее и «Учреждение культуры» в Stella Art Foundation.
19 января 2018
8
15 новых музеев, которые удивят мир в 2018 году
Какие музеи и галереи совсем скоро появятся в Москве, Лондоне, Париже, Шанхае и над чем работают лауреаты Прицкеровской премии, читайте в подборке The Art Newspaper Russia.
22 января 2018
9
Парижанам не понравилась скульптура Джеффа Кунса в память о жертвах терактов
Монумент «Букет тюльпанов» задумывался как подарок США Франции, однако его возможная установка перед Пале-де-Токио вызвала протест у художников и жителей города. Решение примет Министерство культуры Франции.
22 января 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru