18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Позднесоветский модернизм остается самым незащищенным

№82
Материал из газеты

Вместе с тем знаковые здания все чаще оказываются в центре внимания архитекторов, властей и бизнеса

Конец 2019 — начало 2020 годов в России ознаменовались уничтожением сразу нескольких знаковых объектов советского модернизма. Осенью в Москве снесли кинотеатр «Баку» (1974), на месте которого планируется выстроить четырехэтажный районный центр. В начале зимы столица лишилась крупнейшего в стране киноцентра «Соловей», построенного в 1989 году по проекту архитектора Владимира Гинзбурга. Здесь скоро начнется строительство 21-этажного гостиничного комплекса с апартаментами. По словам собственника, причина сноса — несоответствие здания требованиям безопасности. Наконец, в конце зимы в Санкт-Петербурге обрушилась крыша СКК «Петербургский», что привело к гибели всего здания. Стадион, возведенный к Олимпиаде 1980 года, планировалось перестроить в крупнейшую в Европе ледовую арену вместимостью 20 тыс. зрителей. Против реконструкции выступали местные градозащитники, которые настаивали на включении комплекса в перечень выявленных объектов культурного наследия. 

В зоне риска находятся все без исключения объекты позднесоветской застройки, при этом многие из них представляют собой выдающиеся образцы архитектуры. По оценке директора по исследованиям Института модернизма Анны Броновицкой, только в Москве свыше полусотни зданий 1960–1980-х годов, которые могли бы рассчитывать на получение охранного статуса. Это сопоставимо, например, с Лондоном, где на охране стоит около 200 объектов послевоенного модернизма. В числе наиболее ценных столичных объектов — здание цирка на проспекте Вернадского, ансамбль Нового Арбата, комплекс научных институтов в районе Профсоюзной улицы, олимпийские постройки на юго-западе и западе Москвы.

«Сейчас важнее всего удержать экспериментальный девятый микрорайон Новых Черемушек, который хоть и обладает статусом ценного градоформирующего объекта, но подвергается атакам со стороны девелоперов. Прошлой осенью здесь снесли кинотеатр „Улан-Батор“ 1961 года постройки, что нарушило исторический облик квартала. Много лет под угрозой уничтожения находится расположенная на Варшавском шоссе станция техобслуживания автомобилей „Жигули“ Леонида Павлова, одного из крупных архитекторов советского модернизма. Это здание должно быть сохранено и получить новую функцию. Недавно стало известно, что бывшее здание Министерства машиностроения СССР на Маросейке ждет реконструкция с изменением фасада. Конечно, это здание — вторжение в исторический город, но оно создало там очень интересный контраст с соседней церковью и стало памятником своей эпохи. У здания хорошо сохранившийся красивый фасад, и, если его заменят, будет очень плохо. В Санкт-Петербурге под угрозой находятся СК „Юбилейный“ и ряд менее крупных объектов», — перечисляет Броновицкая.

Вместе с тем знаковые здания все чаще оказываются в центре внимания архитекторов, властей и бизнеса. В этом году начнется реставрация Дворца пионеров на Воробьевых горах (1958–1962) и Московского дворца молодежи (1982–1988) на Комсомольском проспекте. Столичные власти обещают восстановить по авторским чертежам сгоревшую в 2015 году библиотеку ИНИОН РАН на Нахимовском проспекте. Реконструкция по проекту голландца Рема Колхаса ожидает и здание бывшего ЦДХ, ныне Новой Третьяковки, на Крымском Валу.

Однако часто постройки 1960–1980-х уничтожаются незаметнее любых других исторических объектов и в Москве, и в регионах. Причина — опять-таки отсутствие охранного статуса, даже если ценность построек признана экспертами. Несколько лет назад казалось, что объекты советского модернизма  защищают их крупные габариты и относительная новизна, то есть высокая сохранность конструкций. Сейчас очевидно, что эта логика уже не работает: привлекательность земельных участков с лихвой окупает затраты на демонтаж.

«В Москве и других городах массово сносят кинотеатры и дома культуры, прикрываясь тем, что это типовые проекты, но в действительности большинство из них типовые лишь в своей основе. В таких зданиях, как правило, стандартная коронка и оригинальная облицовка, которую разрабатывали местные архитекторы из местных же материалов и с учетом локального культурного контекста. Неслучайно фасады таких построек часто украшены уникальными панно, мозаиками, которые сами по себе произведения искусства», — отмечает старший научный сотрудник Музея Москвы Денис Ромодин. Искажение оригинального облика в процессе реконструкции — еще одна проблема. Удачных примеров здесь почти нет.

Зачастую собственники сами противятся постановке своих объектов на охрану, ведь присвоение статуса памятника увеличивает расходы на их эксплуатацию и, главное, резко ограничивает возможности использования. Именно это обстоятельство — один из ключевых недостатков действующего охранного законодательства, считают градозащитники. «Существующие законы едины для всех категорий объектов — от палат XVI века до позднесоветских построек, — констатирует Ромодин. — В случае с последними следовало бы сделать исключение: в отношении таких объектов требуется определенная гибкость, которая позволила бы им менять функцию, например превратить бывший кинотеатр в торговый центр или бассейн. Это дало бы им шанс на вторую жизнь».

Понимание ценности советского модернизма со временем придет, уверена Броновицкая. «Недавнее прошлое вызывает отторжение практически всегда. Все знают этот эффект по моде: то, что было популярно несколько лет назад, вскоре начинает казаться уродливым и смешным. В случае с позднесоветским наследием это еще и отягощено исторической памятью, которая связана с лишениями и скудностью тогдашней жизни. Но сегодня этот цикл завершается, советский модернизм как недавнее наследие воспринимать уже нельзя». 

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+