The Art Newspaper Russia
Поиск

С наследием Рерихов разберется спецкомиссия во главе с Михаилом Пиотровским

Директора крупнейших российских музеев направили письма президенту с просьбой разобраться в конфликте вокруг филиала Музея Востока — Музея Рерихов

Тринадцать глав крупнейших российских музеев, в том числе Михаил Пиотровский (Государственный Эрмитаж), Марина Лошак (ГМИИ им. А.С.Пушкина), Зельфира Трегулова (Государственная Третьяковская галерея), Александр Седов (Музей Востока), направили письма президенту Владимиру Путину и министру культуры Ольге Любимовой, в которых просят «провести комплексную оценку ситуации», сложившейся вокруг художественного наследия Рерихов, и «оказать содействие в ее разрешении». В письме идет речь о «некоторых общественных объединениях, имеющих отношение к данной тематике». Издание РБК считает, что речь идет, в частности, о Международном центре Рерихов и Национальном рериховском комитете, связанных с учением Живой Этики, которые начали активно вмешиваться в деятельность государственного музея, что вызвало беспокойство Союза музеев России.

Как рассказал нашему изданию Александр Седов, директор Музея Востока (филиалом которого является Музей Рерихов), в последние несколько месяцев «стало совершенно невозможно работать» из-за представителей общественных организаций. Напомним, что Международный центр Рерихов (МЦР), имеющий статус общественной организации, в настоящее время находится под судом по заявлению Федеральной налоговой службы о признании его банкротом. Учение Живой Этики попало под определение «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» Архиерейского собора еще в 1994 году. 

Однако в конце прошлого года МЦР активизировал свою критику государственного Музея Рерихов (куда по решению суда было передано наследие Советского фонда Рерихов, в постсоветскую эпоху оказавшееся во владении МЦР, и таким образом пополнилась уже существовавшая в музее коллекция Рерихов). Постоянная экспозиция Музея Рерихов открылась на ВДНХ весной 2019 года. 

Как рассказал нам Седов, «ситуация выходит за разумные рамки: совершенно посторонние люди, не являющиеся работниками ни музея, ни Министерства культуры, ни даже искусствоведами, приходят в Музей Рерихов и начинают указывать, как мы должны развешивать картины или переделать концепцию экспозиции, поскольку она не соответствует их мнению о личности Николая и Елены Рерихов». (Чтобы дать представление о том, как МЦР воспринимает личности этих деятелей культуры, приведем цитату с официального сайта организации: «Эксперимент проводили Космические Иерархи, Учителя, стоящие на высокой ступени космической эволюции. Елена Ивановна Рерих была их ближайшим сотрудником на планете. Итогом эксперимента явилась трансформация энергетики Елены Ивановны и согласование ее вибраций с высоким Космическим ритмом».) 

В ноябре 2019 года общественники обратились в Генеральную прокуратуру РФ относительно условий, в которых живопись Николая и Святослава Рерихов выставляется на ВДНХ. Генпрокуратура начала проверку, а музейщики и Минкультуры РФ продемонстрировали заинтересованным лицам условия хранения. 

Тем не менее возникла идея о том, что Музей Рерихов необходимо перевезти с ВДНХ обратно в исторический центр Москвы. На недавней встрече министра культуры Ольги Любимовой с главой комитета по культуре Госдумы РФ Еленой Ямпольской обсуждалась возможность возвращения коллекции в усадьбу Лопухиных, принадлежавшую МЦР ранее, затем переданную Музею Востока, а ныне оказавшуюся в ведении ГМИИ им. А.С.Пушкина. РБК приводит слова министра культуры Ольги Любимовой о том, что министерство предложило «рериховской общественности» семь других особняков в Москве для размещения коллекции, но они отказались от всех предложенных вариантов. 

Также Любимова не исключила вероятность того, что коллекция вернется в усадьбу Лопухиных. В настоящий момент, однако, памятник находится в тяжелом состоянии из-за самовольно выкопанного МЦР подвала и других ошибок пользования. ГМИИ готовит проект реставрации особняка, рассчитанный на три-четыре года, идет стадия проектирования. 

МЦР, однако, решительно отказывается от других зданий, требуя то, где эта организация работала четверть века, прежде чем ее могущественный покровитель Борис Булочник, экс-председатель правления «Мастер-банка», был объявлен в международный розыск и сбежал из России, оставив их без финансирования. 

Михаил Пиотровский как глава Союза музеев России создал специальную комиссию «по стратегии сохранения рериховского наследия и ее конкретного музейного воплощения». В комиссию вошли директора и главные хранители российских музеев, а также реставраторы. Седов уточнил, что сложившуюся ситуацию комиссия намерена обсудить 26 февраля. 

Как сказала нам директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак, «обратившись к руководству страны с письмом по поводу сложившейся ситуации, его авторы прежде всего обеспокоены вмешательством далеких от музейных профессий людей в специальные аспекты нашей работы, включая и те вопросы, которые находятся в ведении министерства».

Статья изменена 25 февраля. 

Материалы по теме
Просмотры: 5161
Популярные материалы
1
Художницы и их портреты кисти мужей
Чем автопортрет женщины отличается от ее изображения, созданного мужем?
05 марта 2021
2
Замужем за метафизикой
Раису Гуревич-Кальца, известного специалиста по древнеримской скульптуре, можно узнать на многих картинах Джорджо де Кирико, хотя сам художник вычеркнул русскую жену из своей биографии.
03 марта 2021
3
Как будто хозяин вышел за хлебом: Музей архитектуры готов к реставрации дома Мельникова
Цветовые решения, примененные архитектором Константином Мельниковым при создании своего дома, шедевра авангарда, постараются восстановить.
05 марта 2021
4
Глазами поколения Y: какое оно, искусство тридцатилетних?
Выставка «Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве» в Русском музее построена исключительно на работах петербургских художников.
04 марта 2021
5
Как полюбить окраины и продолжать быть эстетом
Издание «На районе» впервые — на примере Москвы и Вены — формулирует тему спальных кварталов как одну из центральных в современной культуре.
05 марта 2021
6
Первый приз Zverev Art Prize составит 1 млн рублей
Музей AZ учредил конкурс в честь юбилея Анатолия Зверева.
03 марта 2021
7
Павильон России в Венеции зазеленеет
К открытию XVII Архитектурной биеннале в мае исторический выставочный павильон будет реконструирован. И это далеко не впервые. Рассказываем, какие трансформации здание пережило за свой век.
02 марта 2021
8
В Никола-Ленивце ударят искусством по коронавирусу
В роли объекта, который по уже 20-летней традиции сожгут на Масленицу в арт-парке, выступает замок корона-людоеда.
03 марта 2021
9
Репортаж из Самары: передовой отряд у станка
В Самаре открылся выставочный диптих, посвященный возникновению нового реализма 1920–1930-х годов. О проектах галереи «Виктория» и Третьяковки в Самаре, а также запуске конструктивистской фабрики-кухни, где расположится филиал, — в нашем репортаже.
04 марта 2021
10
Свежий номер: огонь, вода и стихия чувств Билла Виолы, как музеи зарабатывают на кино, Марианна Сардарова о коллекции и новом здании фонда Ruarts
В продаже появилась новая The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев мартовского номера, а также традиционный гид по миру роскоши.
05 марта 2021
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru