The Art Newspaper Russia
Поиск

Приключения наследия Рерихов продолжаются

Кооперация с ГМИИ им. А.С.Пушкина, прецедент Верховного суда насчет частных музеев, сотрудничество Блаватской с охранкой и многое другое

В Министерстве культуры прошел брифинг, на котором журналистам сообщили свежие новости относительно ситуации с имуществом Международного центра Рерихов (МЦР) и его зданием в Малом Знаменском переулке, переданном в качестве филиала Музею Востока.

Усадьба Лопухиных

До 2017 года МЦР располагался в особняке — усадьбе Лопухиных позади главного здания ГМИИ им. А.С.Пушкина и между двумя старинными домами, переданными Государственному музею изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и вошедшими в музейный городок. В 2017 году усадьба перешла новому государственному Музею Рерихов в статусе филиала Музея Востока. На следующий год в здании открылась экспозиция, однако осенью музей открыл масштабную выставку «Рерихи. Сохраняя культуру» на ВДНХ (в павильоне № 13 «Здравоохранение»). Тогда же было объявлено, что постоянная экспозиция Музея Рерихов может поселиться на ВДНХ. Наконец, в январе Музей Рерихов рассказал, что постоянная экспозиция откроется на ВДНХ в апреле 2019 года, а усадьба Лопухиных будет реставрироваться. 

На встрече с журналистами директор Департамента музеев Министерства культуры РФ Владислав Кононов объявил, что усадьбу Лопухиных могут ждать и другие изменения. По его словам, в течение года, пока работала экспозиция, ведомство анализировало количество посетителей и пришло к выводу, что оно слишком мало для музея, находящегося в таком центральном и популярном благодаря ГМИИ месте, как Волхонка. По его словам, министерство сегодня решает вопрос «совместного использования» здания Музеем Востока и Пушкинским музеем. «На основе доброго сотрудничества директора обоих музеев скоро представят свое видение министерству», — сообщил Кононов, добавив, что «мы рассматриваем их как совокупность единого музейного квартала». Возможно, музеи придут к мысли о реализации совместных выставочных проектов.

Ранее на запрос The Art Newspaper Russia о перспективах включения усадьбы Лопухиных в музейный городок (или его туристические маршруты) директор ГМИИ Марина Лошак ответила: «Мы сейчас находимся внутри серьезного переговорного процесса и понимания правильного решения с усадьбой. Все решения принимает Министерство культуры, исходя из наибольшей целесообразности». Генеральный директор Музея Востока Александр Седов неделей ранее сказал нашему изданию, что «вопрос про интеграцию с ГМИИ нерелевантен».

Советник министра культуры Кирилл Рыбак, курирующий данную тему, рассказал на брифинге о будущей реставрации усадьбы и ее текущем состоянии. Здание требует серьезного ремонта — например, фундаменту необходимо укрепление, а в подвале сейчас проблемы с влагоизоляцией, из-за чего завелся грибок. Как отдельный вопрос придется рассматривать недостаточную инсоляцию здания. Также, по его словам, на территории усадьбы обнаружены большие проблемы, связанные с нецелевым использованием участка предыдущим владельцем. МЦР, говоря, что занимается восстановлением дореволюционной вспомогательной застройки, на самом деле предпринимал самовольное строительство (о чем есть соответствующие постановления). Эти новострои на территории придется ликвидировать. 

Кононов не смог озвучить точные сроки, когда реставрация усадьбы завершится. Стадия проектирования начнется в этом году, а сколько лет займет активная стадия — неизвестно, предположительно на это уйдет два-три года. 

Судьба наследия

В стенах МЦР находилось художественное и архивное наследие семьи Рерихов, которое условно можно поделить на две категории. Первая попала в центр из Советского фонда Рерихов (дар Святослава Рериха). 

Второй блок имущества — картины, доставшиеся МЦР позже от других лиц. Помимо картин Николая и Святослава Рерихов, туда входят, в частности, полотна художника-космиста Виктора Черноволенко, имущество, вывезенное МЦР из квартиры Юрия Николаевича Рериха, и прочее. 

Они арестованы и переданы на ответственное хранение в Музей Востока. Любопытно, что, по словам Рыбака, при исследовании этих произведений авторство Рериха в нескольких случаях было отведено. (Николай Рерих входит в число самых дорогих русских художников: аукционный рекорд на него в 2013 году составил £7,88 млн за картину «Мадонна Лаборис (Труды Богоматери)»). 

Эти произведения также делятся на две группы. Первая — имущество, арестованное в рамках дела по банкротству «Мастер-банка», бывший председатель которого Борис Булочник был покровителем музея и преподносил центру дары. Также дары музею приносили другие лица (бравшие для этого кредиты в «Мастер-банке», что также стало предметом разбирательства).

Вторая — это имущество, арестованное в рамках налогового дела МЦР. В конце января должен начаться суд по заявлению налоговой, касающийся этого дела. По словам Рыбака, дальнейшая судьба арестованных картин будет регулироваться законодательством и решениями суда, где все очень прозрачно. Например, если налоговый долг будет погашен, то удерживаемые по нему полотна Рериха будут возвращены законному владельцу. 

О судьбе советской части наследия нам рассказал директор Музея Востока Александр Седов: «Государственный музей Востока завершил работу по постановке на учет и занесению в Государственный каталог музейного фонда РФ предметов из коллекции, переданной Святославом Рерихом Советскому фонду Рерихов». 

Рассказывая о работе Музея Востока с полученным наследием, Рыбак отдельно подчеркнул, что параллельно Музей Рерихов занимается активной публикацией архивов Рерихов, выкладывая на сайт музея в открытом доступе огромное количество документов и писем. В течение двух месяцев было отсканировано более 160 тыс. стр. (648 дел), из них 40 тыс. уже размещены на сайте музея в разделе «Архив».

Причем оцифрованы не только собственноручные письма Николая Рериха, но и важные документы, касающиеся других лиц, — например, весьма любопытное дореволюционное дело философа и литератора Елены Блаватской, где она выражает готовность сотрудничать с властями. Внимательное изучение этих документов позволит по-новому взглянуть на этих деятелей русской культуры.

Верховный суд

Кирилл Рыбак также сообщил, что дело МЦР стало прецедентным, поскольку в оспаривании решений различных инстанций центр дошел с апелляциями и кассациями до Верховного суда. «Верховный суд крайне редко рассматривает дела, касающиеся вопросов культуры и ее учреждений», — подчеркнул он.

16 января 2019 года Верховный суд РФ постановил, что МЦР не соблюдал требования закона. Налоговые недоимки составляют около 60 млн руб., включая пени. По словам Рыбака, они накопились таким образом: в ходе налоговой проверки выяснилось, что МЦР не ставил картины, полученные в подарок, на учет в составе музейного фонда (тогда бы налогом они не облагались). Оценочная стоимость этих даров, по мнению приглашенных независимых экспертов, составила 546,5 млн руб. 

В рамках этого дела Верховный суд, комментируя закон о музейном фонде, дал оценку законодательству относительно понятия «музейный предмет», что будет иметь последствия не только для МЦР, но и для последующих случаев с частными музеями. Согласно этому решению, термин «музейный предмет» в законе употребляется только во время включения и исключения вещи из музейного фонда. Суд постановил, что произведения искусства, которые не были включены в состав музейного фонда, не могут быть квалифицированы как имущество, не облагаемое налогом. (Подробнее см. Определение Верховного суда РФ № 305-КГ18-18425.)

Также Верховный суд прокомментировал, что такое «музей»: его цели четко определены в российском Законе о музеях; имущество у него находится не в собственности, а в оперативном управлении; кроме того, музеи являются «учреждениями», в то время как МЦР является «общественной организацией», и поэтому на него не могут распространяться музейные привилегии и послабления. 

Материалы по теме
Просмотры: 7557
Популярные материалы
1
Вызывающий, откровенный — и очень дорогой Эгон Шиле
Заоблачные цены ограничивают рынок Эгона Шиле, недавняя выставка которого на Art Basel в Гонконге была застрахована на целых $100 млн.
13 июня 2019
2
Дэмиен Херст: «Цвет — хороший способ избежать темноты»
Последние полтора года Дэмиен Херст провел в уединении в лондонской мастерской, рисуя вишни в цвету. В интервью он раскрывает истинный масштаб своего проекта и объясняет, почему главная тема его новой серии — жизнь и смерть.
14 июня 2019
3
Art Basel 2019: мертвая крыса, акция #metoo как произведение искусства и продажи за закрытыми дверями
В швейцарском Базеле проходит главная мировая ярмарка современного искусства
14 июня 2019
4
Сошествие ангелов на Русский музей
Около 200 произведений живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, фотографии из собрания Русского музея, частных коллекций и мастерских художников впервые представляют всю отечественную ангельскую антологию.
13 июня 2019
5
Музею Рублева грозит полное выселение из Спасо-Андроникова монастыря
Будущее музея обсуждалось на заседании комиссии по взаимодействию Русской православной церкви с музейным сообществом, состоявшемся в Минкультуры РФ.
17 июня 2019
6
Музейные инновации в эпоху Brexit
В Сараево прошел Европейский музейный форум, на котором была вручена очередная премия «Европейский музей года». Андрей Рымарь побывал на форуме и выяснил, какие музейные практики сейчас вызывают наибольший интерес профессионального сообщества.
13 июня 2019
7
Медиамагнат Патрик Драи приобрел Sotheby’s за $3,7 млрд
Таким образом, Sotheby’s, акции которой торговались на нью-йоркской фондовой бирже в течение 31 года, вновь станет частной компанией.
18 июня 2019
8
На «Винзаводе» открывают шесть выставок об образовании в области современного искусства
Выпускники и студенты московских школ дизайна и современного искусства показывают свои достижения.
13 июня 2019
9
Клип для певицы Билли Айлиш повторяет произведения Маурицио Каттелана
Судя по всему, режиссер клипа Дейв Мейерс использовал образы, позаимствованные у художников — и не в первый раз.
14 июня 2019
10
Сюрреалистический гербарий Макса Эрнста собрали в Эрмитаже
Живопись и графику Эрнста 1920-х годов впервые показывают в России.
18 июня 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru