The Art Newspaper Russia
Поиск

Суд признал право Баттервика на мнение о русском авангарде

Итальянский суд оправдал обвиняемого в клевете лондонского арт-дилера и галериста Джеймса Баттервика, усомнившегося в подлинности работ русского авангарда на выставке в Мантуе

Обвинения в клевете выдвинули против английского эксперта, галериста Джеймса Баттервика в конце 2014 года организаторы выставки Avanguardie russe dal cubofuturismo al suprematismo («Русский авангард от кубофутуризма до супрематизма»), проходившей в Мантуе с 30 ноября 2013 года по 23 февраля 2014 года.

Тогда организаторы выставки — глава департамента культуры провинции Мантуя Джанфранко Ферлиси и художник, директор Академии художеств Вероны Ренцо Марджонари — представили на суд публики более 60 произведений живописи, графики, фарфора и книг с авторством Александра Веснина, Наталии Гончаровой, Александра Куприна, Аристарха Лентулова, Лазаря Лисицкого, Ивана Пуни, Александра Родченко, Николая Суетина и других мастеров. Сразу после открытия выставки целый ряд специалистов по русскому авангарду выступил с мнением, что большая часть экспонатов на ней — подделки.

Позже в интервью газете The Art Newspaper Баттервик подтвердил свое мнение, назвав выставку «абсолютным позором». Он с презрением отозвался о попытках устроителей выставить более чем сомнительные работы и представить в качестве подтверждения их подлинности только результаты химического анализа, не добавляя к этому никаких исследований провенанса. Адвокат кураторов выставки Джузеппе Мельци из миланской фирмы Lex Art уверял, что все произведения были куплены группой итальянских коллекционеров в 1980-х годах в миланском аукционном доме Brerarte (ныне не существующем), однако документальных доказательств этого не предъявил.

В конце 2014 года устроители выставки подали в суд иск о клевете, обвиняя Джеймса Баттервика в оскорблении и нанесении урона их деловой репутации. Процесс длился почти пять лет, но суд полностью оправдал эксперта.

Такое решение приняла судья миланского суда Стефания Пепе. Она, как следует из документов, полученных галеристом, заявила, что «Баттервик высказал мнение, основанное на его доказанной и признанной компетентности и опыте, которое, хотя и было резко заявлено, никогда не было оскорбительным или необоснованным». Истцы, проигравшие процесс, не имеют права обжаловать решение в суде апелляционной инстанции.

В телефонном разговоре с The Art Newspaper Russia Джеймс Баттервик подтвердил, что получил решение суда на руки и очень доволен его результатом. «Как говорят у вас в России, на свободу с чистой совестью! — сказал он. — Хотя моя совесть была чистой в этом вопросе и до решения суда. Я с самого начала говорил, что на той выставке представлены подделки, и никогда не отступал от своей позиции».

Как полагает Константин Акинша, искусствовед, куратор, специалист по подделкам, это решение суда может иметь далеко идущие последствия. «Джеймс Баттервик одержал очень серьезную победу, — считает он. — Итальянский судья объявила, что эксперт может выражать свое мнение и оно не является ни оскорблением, ни подрывом репутации, оно не наносит ущерба, несмотря на то что другие могут думать иначе».

На вопрос, не станет ли это решение обоюдоострым оружием и не позволит ли нечестным искусствоведам отстаивать свое предвзятое мнение, Константин Акинша ответил, что любую недобросовестную экспертизу всегда можно опровергнуть с помощью профессиональных исследований. Главное, уверен он, что решение миланского судьи станет прецедентом для всех подобных коллизий и не позволит непорядочным дилерам и галеристам затыкать рот экспертам.

Материалы по теме
Просмотры: 4554
Популярные материалы
1
Суд признал право Баттервика на мнение о русском авангарде
Итальянский суд оправдал обвиняемого в клевете лондонского арт-дилера и галериста Джеймса Баттервика, усомнившегося в подлинности работ русского авангарда на выставке в Мантуе.
11 февраля 2020
2
Как ван Гога стоимостью €15 млн купили на деревенском аукционе за £4
Теперь пейзаж с крестьянским домом отправляется в Маастрихт, чтобы стать одним из главных экспонатов ярмарки TEFAF.
10 февраля 2020
3
Сердца современных художников: символы любви от Фриды до Бэнкси
Из неона, стали, пластика и звуков — смотрите нашу подборку сердец от звезд современного искусства ко Дню святого Валентина.
14 февраля 2020
4
В Музее русского импрессионизма собрали ретроспективу Юрия Анненкова
Выставка «Революция за дверью» не претендует на исчерпывающую полноту, но получилась весьма репрезентативной: выстроены и хронология, и жанровый диапазон художника.
13 февраля 2020
5
Русский музей поделился планами на 2020 год
125-летие Государственного Русского музея отметят завершением реставрации Михайловского замка и огромной выставкой даров, которая займет все дворцы музейного комплекса
12 февраля 2020
6
«Иван Грозный» собрал консилиум
В реставрации картины Ильи Репина наступил важный момент: необходимо решить, каким способом дублировать холст уникального памятника. Для консультаций пригласили западных специалистов.
10 февраля 2020
7
«Охотник» Адриана Гение остался в Эрмитаже
Картины румынского художника на недавних аукционах продавались за миллионные суммы, многократно превышающие эстимейт
10 февраля 2020
8
Три века фарфора представлены в Эрмитаже
На выставке, посвященной 275-летию основания Императорского фарфорового завода, полтысячи уникальных предметов систематизированы по стилям.
11 февраля 2020
9
Античную скульптуру освободят из княжеской темницы
Итоги 40-летней борьбы между итальянскими властями и семьей Торлония подведет крупная выставка в 2020 году.
12 февраля 2020
10
Куратор Кейт Бейли: «Важно, чтобы музейный предмет всегда оставался звездой»
Автор знаменитого проекта об истории оперы рассказала нам про будущие «подмостки» в Москве и особенности работы Музея Виктории и Альберта в сегодняшнем мире.
12 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru