18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Иногда они возвращаются

№80
Материал из газеты

Произведения искусства не только крадут и теряют, но и вновь обретают. В прошлом году было несколько таких счастливых находок

Конец прошлого года был омрачен кражей из дрезденского музея «Зеленые своды» исторических бриллиантовых украшений на сумму чуть ли не в €1 млрд. Германия объявила награду в €500 тыс. за информацию об украденных драгоценностях и попросила всех туристов прислать видео и фото, снятые поблизости от музея в течение двух месяцев до кражи, — чтобы вычислить тех, кто ее готовил. Однако свежих и, главное, хороших новостей об ограблении века пока не появляется.

Зато, как бы в утешение, в той же Германии в начале декабря случился счастливый финал у события, которое называли «самой крупной музейной кражей в истории ГДР». Сорок лет назад, 14 декабря 1979 года, из замка Фриденштайн в городе Гота было украдено несколько картин мастеров Северного Возрождения и барокко, в частности «Святая Екатерина» Ганса Гольбейна Старшего, «Старик» Яна Ливенса, пейзаж кисти Яна Брейгеля Старшего, картины мастерской Антониса ван Дейка и Франса Халса. Тогда двое воров с помощью альпинистского снаряжения поднялись по стене на третий этаж, залезли через окно и вынесли пять картин. Сигнализация не сработала. Десятилетиями кража оставалась нераскрытой, уже и ГДР перестала существовать — и тут внезапно немецкая пресса объявила, что картины находятся на изучении в лабораториях Государственных музеев Берлина. Оказалось, что в 2018 году с Фондом замка Фриденштайн связался адвокат неких лиц, заявивших, что они наследники человека, который давным-давно эти картины купил. За €5,25 млн они готовы были вернуть украденное. К обсуждению подключились глава города Гота и представители Художественного фонда Эрнста фон Сименса, который специализируется на возврате утраченных и похищенных культурных ценностей.

После сложных переговоров картины в сентябре 2019 года были переданы адвокатом в берлинскую лабораторию. Эксперты должны были подтвердить их подлинность, и тогда «владельцы» получили бы оговоренную компенсацию. Но воплотить этот секретный план не удалось: 5 декабря по всей Германии полиция провела обыски. Было возбуждено уголовное дело, в шантаже и укрывательстве обвиняют адвоката и его клиента. Пока они апеллируют к уже истекшему сроку давности и добросовестности покупки — но, в принципе, не важно, понесут ли они наказание. Главное, что картины вернутся в музей.

О другом имеющем отношение к Германии шедевре, на сей раз из античного собрания Государственных музеев Берлина, ничего не было слышно как минимум с 1939 года. Это крылатая статуя «Виктория Кальватоне», один из редчайших уцелевших образцов римской позолоченной бронзы. Она тоже внезапно нашлась, и, хоть в Германию ее возвращать не планируют, Фонд прусского культурного наследия все равно объявил, что он очень рад обретению столь важного памятника культуры, и принял участие в реставрации. Скульптура обнаружилась в России среди трофейного искусства, вывезенного из Германии после войны. Она поступила в Государственный Эрмитаж, где ее попросту потеряли, поместив среди французского классицизма XVII века. В 2010-е ее опознали и начали изучать, в 2014–2019 годах провели реставрацию, и Эрмитаж представил статую на итоговой выставке.

Но эти события хотя бы объяснимы! А в Италии в том же декабре нашли «Женский портрет» кисти Густава Климта, похищенный 22 года назад из Галереи Риччи Одди в городе Пьяченца. Рабочие обдирали плющ на наружной стене галереи и в нише за железной дверцей нашли картину в черном пакете. Эксперты пока не подтвердили подлинность полотна, но печати и инвентарные номера на обороте все правильные. По словам сотрудников музея, вряд ли портрет провел в нише столько лет: состояние у него отличное. Значит, подкинули? Любопытно, что в 2015 году анонимный уголовник дал интервью, где признался в краже, рассказал, что продал картину за наличные и кокаин, и пообещал, что к 20-й годовщине кражи картина вернется на место. Ошибся то есть только на два года. 

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+