The Art Newspaper Russia
Поиск

Первые итоги реставрации репинского «Ивана Грозного»

Сейчас поврежденная вандалом в мае 2018 года картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» лежит лицом вниз на специальном реставрационном столе; для ее осмотра и консультаций приглашены лучшие западные специалисты

Прошедшие после нападения вандала полтора года были посвящены тщательнейшему изучению картины. Напомним, 25 мая 2018 года он нанес полотну, выставленному в постоянной экспозиции Третьяковской галереи, несколько ударов железной стойкой ограждения. Были проведены химический анализ нитей холста, пигментов и грунта, изучение в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах и рентген. Проведено сравнение техник и технологий создания других картин Ильи Репина для подбора аналогий. Специально для большого полотна (размер картины 2 м x 2,54 м) создан уникальный стол-трансформер, на котором оно сейчас лежит оборотной стороной вверх, зафиксированное магнитами. Уже несколько раз полотно навещали западные эксперты-реставраторы, с которыми постоянно консультируется Третьяковская галерея.

Проблема, из-за которой вокруг картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» собраны такие мощные реставрационные силы, — в плохом общем состоянии полотна. Картина «хронически больна» — так говорят в Третьяковской галерее. И реставраторам предстоит не просто восстановить три крупные осыпи на фигуре царевича, появившиеся от недавних ударов, но решить задачу с хроническим отслоением красочного слоя по всей поверхности картины.

Как рассказал заведующий отделом комплексных исследований ГТГ Юлиан Халтурин, слабая связь красочного слоя и основы была отмечена еще в 1934 году, с тех пор состояние картины постоянно контролируется. Именно из-за этой хрупкости картина никогда не покидала стен Третьяковской галереи — кроме эвакуации 1941 года, но и тогда полотно не сматывали на вал, а везли между двух щитов. После нападения первого вандала, в 1913 году, картину дублировали (приклеили для укрепления на второй холст) и усилили сзади фанерным щитом — именно он принял в 2018 году главный удар. Однако то, что, с одной стороны, спасло картину, с другой — могло ей повредить: основной холст и дублировочный были разной плотности, подвергались усадке неодинаково, это могло вызвать напряжения в красочном слое. 

В целом, как заключают специалисты, изучившие более трех десятков картин Ильи Репина, художник соблюдал традиционные технологии, и «болезни», которыми страдают его работы, общие для всех русских и европейских мастеров конца XIX века, использовавших фабричные краски и грунты. И те и другие делались на масляной основе, поэтому сцепление краски с грунтом (которое достигается за счет того, что основа впитывает масло из краски) получается слабым. А толчок к разрушению, как предполагает Юлиан Халтурин, могла дать история 1922 года, когда дождливой осенью неотапливаемые залы Третьяковской галереи так отсырели, что хранители собирали влагу со стен тряпками.

В настоящий момент второй, дублировочный холст с картины убран. И теперь перед реставраторами множество проблем: как удалить с оборотной стороны оригинального холста старый клей, как подводить кромки, на какой клей, на какой холст, каким способом дублировать снова (без этой процедуры в сложившейся ситуации не обойтись). «Главное, — сказала главный хранитель ГТГ Татьяна Городкова, — не торопиться, не навредить. Момент повторного дублирования — один из самых сложных в реставрационных работах, нужно сделать так, чтобы картина потом вернулась в экспозицию и жила долго». 

К счастью, музей может не экономить средства. Точная сумма, которая потребуется для реставрации, не называется, но сразу после инцидента звучала сумма от 5 млн до 10 млн руб. Все необходимые деньги, «столько, сколько потребуется», как говорят в Третьяковке, дает Сбербанк. 

На эти средства в том числе были приглашены западные эксперты — специалисты по дублированию большеформатных полотен из Нидерландов, Дании, Великобритании и Италии. «Самая сложная проблема, — подтверждает мнение российских коллег Саймон Бобак из Института Гамильтона Керра при Музее Фицуильяма, — не столько разрывы, сколько состояние самого красочного слоя, слои которого слабо скреплены».

Ранее предполагалось, что реставрация закончится в 2020 году. Сейчас в Третьяковке более аккуратны с обещаниями и настаивают на том, что главное — не скорость, а качество. После того как картина вернется в экспозицию, ее снова накроют стеклом — но не обычным, а специальным, прочным, способным защитить полотно от любых нападений.

Материалы по теме
Просмотры: 4667
Популярные материалы
1
В кафедральном соборе Вены нашли Дюрера
Дальнейшие исследования фрески над сувенирной лавкой в соборе Святого Стефана позволят однозначно установить ее авторство.
13 января 2020
2
Рекорд Мединского: главное за восемь лет
В ожидании назначения нового кабинета министров вспоминаем о главных событиях в культуре, случившихся за рекордные восемь лет пребывания Владимира Мединского на посту министра культуры РФ.
17 января 2020
3
Чайна-таун на Неве
Колоссальный наплыв туристов, который переживает в последние два года Северная столица, грозит парализовать работу главных петербургских музеев.
14 января 2020
4
Умерла Ольга Попова
Выдающийся российский специалист по византийскому искусству скончалась в возрасте 81 года
17 января 2020
5
Перед собором Святого Марка в Венеции может появиться двухметровая стена
Организация, отвечающая за состояние собора Святого Марка, хочет защитить его от наводнений при помощи стены из оргстекла.
14 января 2020
6
Галерея Heritage выпустила книгу о советском дизайне 1920–1980-х годов
Кристина Краснянская и Александр Семенов в книге Soviet Design. From Constructivism to Modernism 1920–1980 сочетают теоретические блоки с описанием конкретных практик.
17 января 2020
7
Музей Орсе запустил Instagram-резиденцию
Французский иллюстратор Жан-Филипп Дельом размышляет о том, что было бы, если бы у художников XIX века был Instagram, и публикует по одной работе в неделю.
14 января 2020
8
Что приготовила для коллекционеров ярмарка BRAFA
BRAFA, одна из старейших европейских ярмарок искусства и антиквариата, пройдет в Брюсселе в 65-й раз с 26 января по 2 февраля. Место почетного гостя займут благотворительная выставка и аукцион, на котором продадут пять фрагментов Берлинской стены.
13 января 2020
9
В мировой экономике намечается спад — но нас ждет новый поворот
В условиях экономической и геополитической нестабильности появление новых частных музеев дает основания для оптимизма. Хотя у их владельцев уже есть коллекции, им придется продолжать покупать искусство.
13 января 2020
10
Художественный мир вспоминает веселого концептуалиста Джона Балдессари
Калифорнийский художник, обладатель множества наград, в числе которых «Золотой лев» Венецианской биеннале и национальная медаль США в области искусств, скончался 2 января в возрасте 88 лет.
14 января 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru