The Art Newspaper Russia
Поиск

Руками не трогать: кто и как охраняет российские музеи

Министерство культуры попросит новых защитных мер у правительства и президента

Нападение на картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» в Государственной Третьяковской галерее вновь актуализировало проблему охраны российских музеев. В последний раз эта тема широко обсуждалась в 2015 году, когда участники движения «Божья воля» во главе с Дмитрием Цорионовым (Энтео) разгромили выставку «Скульптуры, которых мы не видим» в столичном Манеже. В результате были повреждены работы скульп­тора Вадима Сидура, ущерб составил свыше 1 млн руб.

В том же 2015 году президент Владимир Путин подписал указ (№ 356 от 13 июля) о сокращении штатной численности органов внутренних дел. Российские музейщики называют это решение одним из самых болезненных для государственных культурных учреждений: охранять их теперь почти некому. Музеи, которые лишились физических постов охраны, свою безопасность сегодня обеспечивают лишь при помощи технических средств. К ним относятся видеокамеры, сигнализация и различные датчики, предупреждающие сотрудников музея об опасности, но не предотвращающие ее. Для борьбы с вандализмом, как в случае с Третьяковской галереей, этих мер недостаточно — здесь все зависит от мгновенной реакции сотрудников охраны, утверждают собеседники TANR в крупнейших столичных музеях. Именно поэтому многие из них были вынуждены привлекать на конкурсной основе частные охранные предприятия (ЧОП). Однако ЧОПы не имеют правовой и технической возможности в полной мере обеспечить безопасность федеральных музеев и музеев-заповедников.

«Сложилась парадоксальная ситуация, когда МВД не отрицает необходимости охраны наших учреждений, а де-факто на местах мы стали получать уведомления о снятии постов. В 2016 году функции обеспечения охраны были переданы Росгвардии, и в соответствии со статьей 6 федерального закона № 226-ФЗ от 3 июня 2016 года утвержден перечень объектов, подлежащих обязательной охране. Тем не менее имеющихся постов по-прежнему недостаточно. На сегодня существует дефицит около 1 тыс. штатных единиц, которые должны охранять федеральные музеи. Конечно, невозможно предугадать, кому и когда придет в голову причинять ущерб мировым шедеврам. Но в то же время нельзя не признать, что если бы в Третьяковской галерее было достаточное количество полицейской охраны, то вероятность предотвращения повреждений была бы существенно выше», — рассказали TANR в пресс-службе Министерства культуры.

В 2015–2017 годах на обеспечение безопасности в музеях федерального значения из бюджета было выделено 869 млн руб. Как правило, эти деньги поступают в рамках государственных субсидий. При этом все музеи, как государственные, так и частные, обязаны сами предусматривать расходы на обеспечение безопасности фондов, сотрудников и посетителей. Многие направляют на эти цели часть внебюджетных доходов — они идут главным образом на внедрение и совершенствование технических средств, прежде всего систем видеонаблюдения и пожарной безопасности. Однако для предупреждения вандализма эти меры не работают. Именно поэтому в ряде столичных музеев, прежде всего частных, основное внимание уделяется личному составу службы безопасности. 

Так, в Музее современного искусства «Гараж» сотрудники регулярно проходят тренинги и повышают квалификацию — не только в сфере охраны, но и в том, что касается работы с посетителями. «Мы готовим своих специалистов по международным стандартам в области охраны культурных объектов и музейных помещений. Усиление мер безопасности по одному шаблону в разных музеях, где не только по-разному устроены здания, но даже и сами работы имеют просто-напросто различную структуру (живопись, инсталляции, мелкие предметы, крупные объекты), не имеет смысла. Важнее постоянно совершенствоваться в алгоритмах работы на условно „своей“ территории, предусматривая различные ситуации», — говорит руководитель службы безопасности «Гаража» Сергей Ключерев. По его словам, доступность объекта для потенциального вандала не является решающим фактором — наоборот, кому-то «интереснее» подобраться к сложно охраняемым предметам. В самой Третьяковке также обещают усилить слежение за посетителями. Для этого, в частности, планируют приглашать психологов и психиатров, которые научат смотрителей выявлять подозрительных посетителей.

После инцидента в Третьяковской галерее Министерство культуры проводит регулярные консультации с Росгвардией по вопросу о возможном увеличении числа ведомственных сотрудников для охраны крупнейших музеев. Параллельно эта тема обсуждается и в Белом доме, где, по оценке министерства, «важность проблемы понимают». Кроме того, в ведомстве сейчас готовят прямое обращение к Владимиру Путину. Одновременно в Минкульте задумались об ужесточении наказания за вандализм в отношении культурных ценностей — ожидается, что соответствующие поправки в Уголовный кодекс РФ в ближайшее время будут направлены в Государственную Думу. «Трех миллионов рублей штрафа за попытку уничтожить невосполнимый шедевр недостаточно, учитывая ценность экспоната. Потенциальные преступники должны понимать, что наказание будет суровым и неотвратимым. Возможно, это заставит их задуматься, стоит ли совершать такие поступки», — заявили TANR в министерстве. 

Материалы по теме
Просмотры: 3384
Популярные материалы
1
Объявлены победители конкурса на памятник врачам, спасающим от COVID-19
Жюри выбрало три проекта из более чем 300 заявок.
30 июня 2020
2
Десять главных атрибутов лета в живописи
Хокни, Дейнека, Норман Рокуэлл, Герасимов и Соролья рассказывают (и показывают) нам, что нужно для того, чтобы лето было идеальным.
03 июля 2020
3
Марина Алексеева: «Иногда над одним боксом я зависаю на полгода»
Петербургская видеохудожница Марина Алексеева рассказала о том, как от керамики пришла к видеоарту, что может дать художнику театр, и о новом онлайн-проекте с Центром Вознесенского, премьера которого состоится 4 июля.
02 июля 2020
4
Как открывали музеи в России: скандалы и забавные случаи
Любопытные истории, случившиеся в XIX и ХХ веках: изучаем и возвращаемся в музеи после коронавирусного карантина с соблюдением всех мер предосторожности.
03 июля 2020
5
Sotheby’s выручил на онлайн-торгах $363,2 млн
Марафон онлайн-аукционов с продажей триптиха Фрэнсиса Бэкона за $84,5 млн стал экспериментом аукционного дома и принес суммарную выручку в $363,2 млн.
02 июля 2020
6
Искусство на перекрестке финансовых технологий и блокчейна
Компания The Art Exchange начала работу. Она готова впервые применить к рынку искусства производные финансовые инструменты, а также сделать его удобным и открытым.
30 июня 2020
7
Директор Лувра: «Проблема большого скопления людей меня не слишком тревожит»
Директор Лувра Жан-Люк Мартинес ожидает снижения посещаемости на 80% и считает, что для успешного восстановления нужно делать ставку на постоянную экспозицию.
30 июня 2020
8
Меценат и коллекционер Андрей Филатов готов купить спорные американские памятники
Его фонд Art Russe предложил США сохранить монументы Теодору Рузвельту и Александру Баранову, ставшие объектами нападок протестующих.
03 июля 2020
9
Коломна: авангардное искусство в древнем городе
Коломна — популярное туристическое место, старый город с многочисленными музеями, но самый привлекательный для любителей искусства — это Музей органической культуры.
02 июля 2020
10
Обнаружить, спрятав: Христо в Центре Помпиду
Выставка «Христо и Жанна-Клод. Париж!» в Центре Помпиду задумывалась как превью проекта по упаковке Триумфальной арки, а стала данью памяти знаменитой художественной паре.
30 июня 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru