18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Руками не трогать: кто и как охраняет российские музеи

№65
Материал из газеты

Министерство культуры попросит новых защитных мер у правительства и президента

Нападение на картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» в Государственной Третьяковской галерее вновь актуализировало проблему охраны российских музеев. В последний раз эта тема широко обсуждалась в 2015 году, когда участники движения «Божья воля» во главе с Дмитрием Цорионовым (Энтео) разгромили выставку «Скульптуры, которых мы не видим» в столичном Манеже. В результате были повреждены работы скульп­тора Вадима Сидура, ущерб составил свыше 1 млн руб.

Справка

ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Преступление и наказание в сегодняшних нормах

За уничтожение или повреждение объектов культурного наследия действующим российским законодательством предусмотрены следующие варианты наказаний на усмотрение суда: штраф в размере до 3 млн руб., обязательные работы на срок до 400 часов, принудительные работы на срок до трех лет, лишение свободы на тот же срок. Минкульт считает наказание за вандализм по отношению к предметам искусства мягким и намерен инициировать его ужесточение.

Еще…

В том же 2015 году президент Владимир Путин подписал указ (№ 356 от 13 июля) о сокращении штатной численности органов внутренних дел. Российские музейщики называют это решение одним из самых болезненных для государственных культурных учреждений: охранять их теперь почти некому. Музеи, которые лишились физических постов охраны, свою безопасность сегодня обеспечивают лишь при помощи технических средств. К ним относятся видеокамеры, сигнализация и различные датчики, предупреждающие сотрудников музея об опасности, но не предотвращающие ее. Для борьбы с вандализмом, как в случае с Третьяковской галереей, этих мер недостаточно — здесь все зависит от мгновенной реакции сотрудников охраны, утверждают собеседники TANR в крупнейших столичных музеях. Именно поэтому многие из них были вынуждены привлекать на конкурсной основе частные охранные предприятия (ЧОП). Однако ЧОПы не имеют правовой и технической возможности в полной мере обеспечить безопасность федеральных музеев и музеев-заповедников.

«Сложилась парадоксальная ситуация, когда МВД не отрицает необходимости охраны наших учреждений, а де-факто на местах мы стали получать уведомления о снятии постов. В 2016 году функции обеспечения охраны были переданы Росгвардии, и в соответствии со статьей 6 федерального закона № 226-ФЗ от 3 июня 2016 года утвержден перечень объектов, подлежащих обязательной охране. Тем не менее имеющихся постов по-прежнему недостаточно. На сегодня существует дефицит около 1 тыс. штатных единиц, которые должны охранять федеральные музеи. Конечно, невозможно предугадать, кому и когда придет в голову причинять ущерб мировым шедеврам. Но в то же время нельзя не признать, что если бы в Третьяковской галерее было достаточное количество полицейской охраны, то вероятность предотвращения повреждений была бы существенно выше», — рассказали TANR в пресс-службе Министерства культуры.

В 2015–2017 годах на обеспечение безопасности в музеях федерального значения из бюджета было выделено 869 млн руб. Как правило, эти деньги поступают в рамках государственных субсидий. При этом все музеи, как государственные, так и частные, обязаны сами предусматривать расходы на обеспечение безопасности фондов, сотрудников и посетителей. Многие направляют на эти цели часть внебюджетных доходов — они идут главным образом на внедрение и совершенствование технических средств, прежде всего систем видеонаблюдения и пожарной безопасности. Однако для предупреждения вандализма эти меры не работают. Именно поэтому в ряде столичных музеев, прежде всего частных, основное внимание уделяется личному составу службы безопасности. 

Так, в Музее современного искусства «Гараж» сотрудники регулярно проходят тренинги и повышают квалификацию — не только в сфере охраны, но и в том, что касается работы с посетителями. «Мы готовим своих специалистов по международным стандартам в области охраны культурных объектов и музейных помещений. Усиление мер безопасности по одному шаблону в разных музеях, где не только по-разному устроены здания, но даже и сами работы имеют просто-напросто различную структуру (живопись, инсталляции, мелкие предметы, крупные объекты), не имеет смысла. Важнее постоянно совершенствоваться в алгоритмах работы на условно „своей“ территории, предусматривая различные ситуации», — говорит руководитель службы безопасности «Гаража» Сергей Ключерев. По его словам, доступность объекта для потенциального вандала не является решающим фактором — наоборот, кому-то «интереснее» подобраться к сложно охраняемым предметам. В самой Третьяковке также обещают усилить слежение за посетителями. Для этого, в частности, планируют приглашать психологов и психиатров, которые научат смотрителей выявлять подозрительных посетителей.

После инцидента в Третьяковской галерее Министерство культуры проводит регулярные консультации с Росгвардией по вопросу о возможном увеличении числа ведомственных сотрудников для охраны крупнейших музеев. Параллельно эта тема обсуждается и в Белом доме, где, по оценке министерства, «важность проблемы понимают». Кроме того, в ведомстве сейчас готовят прямое обращение к Владимиру Путину. Одновременно в Минкульте задумались об ужесточении наказания за вандализм в отношении культурных ценностей — ожидается, что соответствующие поправки в Уголовный кодекс РФ в ближайшее время будут направлены в Государственную Думу. «Трех миллионов рублей штрафа за попытку уничтожить невосполнимый шедевр недостаточно, учитывая ценность экспоната. Потенциальные преступники должны понимать, что наказание будет суровым и неотвратимым. Возможно, это заставит их задуматься, стоит ли совершать такие поступки», — заявили TANR в министерстве. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+