18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Христос во гробе» Карла Брюллова остается невыездным

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ поддержала кассацию заместителя генерального прокурора и отказала Ирине и Александру Певзнерам из Германии в праве владения картиной

Суд этим решением исключил указания о возвращении картины супругам Певзнер из решений судов трех предыдущих инстанций, то есть сделал полотно Карла Брюллова «Христос во гробе» бесхозным и бездомным. Несмотря на то что в течение 16 лет с начала судебной эпопеи никто не сомневался в том, что оно принадлежит именно Певзнерам. И невзирая на решение президиума Верховного cуда РФ, вынесенное еще летом 2017 года, согласно которому Россия обязана вернуть картину Карла Брюллова «Христос во гробе» ее законному владельцу — коллекционеру Александру Певзнеру из Германии.

Напомним, в 2003 году Певзнеры отправили картину в Петербург, чтобы эксперты подтвердили ее подлинность. После того как специалисты Государственного Русского музея это сделали, УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области арестовало полотно. В отношении Александра Певзнера, купившего работу в Брюсселе, было возбуждено уголовное дело по статье «контрабанда». Картину как вещественное доказательство передали в Русский музей, а через десять лет дело прекратили в связи с истечением сроков давности. Тем не менее в 2013 году Выборгский суд Ленобласти признал полотно конфискованным «орудием преступления», в силу постановление суда вступило лишь в 2016 году. В 2017 году Конституционный суд признал это решение неконституционным. После чего президиум ВС отменил решение о конфискации и постановил вернуть работу Певзнерам. Сейчас, похоже, весь процесс начнется заново.

Поводом к такому решению, как рассказал Максим Крупский, адвокат Александра Певзнера, послужило кассационное представление заместителя генерального прокурора Леонида Коржинека, который усомнился в правах владения супругов Певзнер. В 2003 году одной из допрошенных по делу о якобы имевшей место контрабанде картины была Людмила Белякова, мать Ирины Певзнер, проживающая в Петербурге. Именно она, по доверенности родственников из Германии, занималась передачей полотна на экспертизу. И хотя за все эти 16 лет Людмила Белякова ни разу не заявляла свои права на него и ни одна судебная инстанция ни разу не усомнилась в том, что владельцами являются супруги Певзнер, прокуратура решила, что есть основания сомневаться в их правах владения. И Верховный суд удовлетворил представление прокуратуры. Теперь возникла странная коллизия, картина оказалась в подвешенном состоянии: она, по мнению ВС, не принадлежит Певзнерам, но никто другой — ни Людмила Белякова, ни Русский музей — на нее не претендуют.

«Это решение Верховного суда нарушает все принципы, какие только можно нарушить, — считает Максим Крупский. — Это нарушение принципа правовой определенности, прав собственности, принципа верховенства права, принципа свободы оценки доказательств судом, нарушение статьи 81 УПК, нарушение элементарной логики! Ведь если прокуратура считает, что права Людмилы Беляковой на картину были нарушены, то почему госпожа Белякова за все эти полтора десятка лет ни разу не требовала отдать ее ей? Она даже сама написала возражения, которые суд приобщил к материалам дела, на представление прокурора, где требует отказать в удовлетворении представления прокуратуры. И почему прокуратура вообще подняла этот вопрос именно сейчас? Почему она ни разу до сих пор не сомневалась, что владеют картиной Певзнеры? Видимо, кто-то готов не выпускать картину из России, даже в нарушение законов».

По словам адвоката, его подзащитные будут отстаивать свои права. Сейчас Крупский готовит обращение в президиум Верховного суда.

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+