The Art Newspaper Russia
Поиск

«Христос во гробе» Карла Брюллова остается невыездным

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ поддержала кассацию заместителя генерального прокурора и отказала Ирине и Александру Певзнерам из Германии в праве владения картиной

Суд этим решением исключил указания о возвращении картины супругам Певзнер из решений судов трех предыдущих инстанций, то есть сделал полотно Карла Брюллова «Христос во гробе» бесхозным и бездомным. Несмотря на то что в течение 16 лет с начала судебной эпопеи никто не сомневался в том, что оно принадлежит именно Певзнерам. И невзирая на решение президиума Верховного cуда РФ, вынесенное еще летом 2017 года, согласно которому Россия обязана вернуть картину Карла Брюллова «Христос во гробе» ее законному владельцу — коллекционеру Александру Певзнеру из Германии.

Напомним, в 2003 году Певзнеры отправили картину в Петербург, чтобы эксперты подтвердили ее подлинность. После того как специалисты Государственного Русского музея это сделали, УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области арестовало полотно. В отношении Александра Певзнера, купившего работу в Брюсселе, было возбуждено уголовное дело по статье «контрабанда». Картину как вещественное доказательство передали в Русский музей, а через десять лет дело прекратили в связи с истечением сроков давности. Тем не менее в 2013 году Выборгский суд Ленобласти признал полотно конфискованным «орудием преступления», в силу постановление суда вступило лишь в 2016 году. В 2017 году Конституционный суд признал это решение неконституционным. После чего президиум ВС отменил решение о конфискации и постановил вернуть работу Певзнерам. Сейчас, похоже, весь процесс начнется заново.

Поводом к такому решению, как рассказал Максим Крупский, адвокат Александра Певзнера, послужило кассационное представление заместителя генерального прокурора Леонида Коржинека, который усомнился в правах владения супругов Певзнер. В 2003 году одной из допрошенных по делу о якобы имевшей место контрабанде картины была Людмила Белякова, мать Ирины Певзнер, проживающая в Петербурге. Именно она, по доверенности родственников из Германии, занималась передачей полотна на экспертизу. И хотя за все эти 16 лет Людмила Белякова ни разу не заявляла свои права на него и ни одна судебная инстанция ни разу не усомнилась в том, что владельцами являются супруги Певзнер, прокуратура решила, что есть основания сомневаться в их правах владения. И Верховный суд удовлетворил представление прокуратуры. Теперь возникла странная коллизия, картина оказалась в подвешенном состоянии: она, по мнению ВС, не принадлежит Певзнерам, но никто другой — ни Людмила Белякова, ни Русский музей — на нее не претендуют.

«Это решение Верховного суда нарушает все принципы, какие только можно нарушить, — считает Максим Крупский. — Это нарушение принципа правовой определенности, прав собственности, принципа верховенства права, принципа свободы оценки доказательств судом, нарушение статьи 81 УПК, нарушение элементарной логики! Ведь если прокуратура считает, что права Людмилы Беляковой на картину были нарушены, то почему госпожа Белякова за все эти полтора десятка лет ни разу не требовала отдать ее ей? Она даже сама написала возражения, которые суд приобщил к материалам дела, на представление прокурора, где требует отказать в удовлетворении представления прокуратуры. И почему прокуратура вообще подняла этот вопрос именно сейчас? Почему она ни разу до сих пор не сомневалась, что владеют картиной Певзнеры? Видимо, кто-то готов не выпускать картину из России, даже в нарушение законов».

По словам адвоката, его подзащитные будут отстаивать свои права. Сейчас Крупский готовит обращение в президиум Верховного суда.

Материалы по теме
Просмотры: 3117
Популярные материалы
1
В кафедральном соборе Вены нашли Дюрера
Дальнейшие исследования фрески над сувенирной лавкой в соборе Святого Стефана позволят однозначно установить ее авторство.
13 января 2020
2
Рекорд Мединского: главное за восемь лет
В ожидании назначения нового кабинета министров вспоминаем о главных событиях в культуре, случившихся за рекордные восемь лет пребывания Владимира Мединского на посту министра культуры РФ.
17 января 2020
3
Чайна-таун на Неве
Колоссальный наплыв туристов, который переживает в последние два года Северная столица, грозит парализовать работу главных петербургских музеев.
14 января 2020
4
Умерла Ольга Попова
Выдающийся российский специалист по византийскому искусству скончалась в возрасте 81 года
17 января 2020
5
Перед собором Святого Марка в Венеции может появиться двухметровая стена
Организация, отвечающая за состояние собора Святого Марка, хочет защитить его от наводнений при помощи стены из оргстекла.
14 января 2020
6
Галерея Heritage выпустила книгу о советском дизайне 1920–1980-х годов
Кристина Краснянская и Александр Семенов в книге Soviet Design. From Constructivism to Modernism 1920–1980 сочетают теоретические блоки с описанием конкретных практик.
17 января 2020
7
Музей Орсе запустил Instagram-резиденцию
Французский иллюстратор Жан-Филипп Дельом размышляет о том, что было бы, если бы у художников XIX века был Instagram, и публикует по одной работе в неделю.
14 января 2020
8
Что приготовила для коллекционеров ярмарка BRAFA
BRAFA, одна из старейших европейских ярмарок искусства и антиквариата, пройдет в Брюсселе в 65-й раз с 26 января по 2 февраля. Место почетного гостя займут благотворительная выставка и аукцион, на котором продадут пять фрагментов Берлинской стены.
13 января 2020
9
В мировой экономике намечается спад — но нас ждет новый поворот
В условиях экономической и геополитической нестабильности появление новых частных музеев дает основания для оптимизма. Хотя у их владельцев уже есть коллекции, им придется продолжать покупать искусство.
13 января 2020
10
Художественный мир вспоминает веселого концептуалиста Джона Балдессари
Калифорнийский художник, обладатель множества наград, в числе которых «Золотой лев» Венецианской биеннале и национальная медаль США в области искусств, скончался 2 января в возрасте 88 лет.
14 января 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru