The Art Newspaper Russia
Поиск

Задержанную ФСБ картину Брюллова «Христос во гробе» вернут владельцу

Президиум Верховного cуда РФ вынес решение, согласно которому картину Карла Брюллова «Христос во гробе» Россия обязана вернуть ее законному владельцу — коллекционеру Александру Певзнеру из Германии

Свое решение президиум Верховного суда РФ принял, основываясь на постановлении Конституционного суда от 7 марта 2017 года. Тогда КС признал, что положение коллекционера Александра Певзнера реально ухудшилось после того, как он лишился своего имущества — картины Карла Брюллова. Руководствуясь этим решением КС, сегодня, 14 июня, президиум Верховного суда возобновил производство по делу и вынес постановление об отмене кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам ВС от 28 апреля 2016 года. Из чего следует, что произведение должно быть возвращено Александру и Ирине Певзнер.

История злоключений картины Карла Брюллова и ее владельцев продолжалась почти 14 лет. Еще в 2003 году коллекционер из Германии решил привезти редкую работу в технике транспарент «Христос во гробе» в Петербург на экспертизу в Государственный Русский музей. Это произведение Брюллова Певзнер официально приобрел у общины русского православного храма в Брюсселе в 2002 году, а затем решил продать его ГРМ. Но после того, как музейные эксперты установили подлинность работы, ФСБ обвинила Александра Певзнера в «незаконном перемещении культурной ценности через таможню» и арестовала картину в качестве вещественного доказательства (ст. 188, ч. 2 УК РФ). По версии следствия, таможенники позволили владельцу ввезти картину в Россию «без надлежащего оформления». В итоге многолетней судебной тяжбы таможенники не были наказаны за свои действия, а коллекционер лишился имущества и избежал уголовного преследования только потому, что сразу после ареста картины вернулся в Германию, а потом согласился на прекращение уголовного преследования за истечением срока давности. Однако такое прекращение дела не является по российскому законодательству реабилитирующим обстоятельством, и прекращение дела не вернуло коллекционеру его имущество. Только сегодня президиум ВС поставил в этом судебном споре точку — картина должна вернуться в семью Певзнеров.

«Конечно, отдельной строки „картину вернуть“ в этом решении нет, но по-другому его нельзя трактовать, — сказал в телефонном разговоре с корреспондентом TANR Максим Крупский, адвокат Певзнера, — поскольку единственные решения, которые сейчас остались в силе, — это апелляционное решение Ленинградского областного суда и президиума Ленинградского областного суда, а они постановили вернуть полотно тому, кто его законно купил. Как будем действовать дальше? Мы с Александром это еще не обсуждали, поскольку, честно говоря, не рассчитывали на положительное решение суда. Конечно, надеялись, так как это было единственно правильное решение, но сомнения всегда остаются».

Уголовное преследование в отношении Александра Певзнера прекращено, но, приедет ли он в Петербург сам, чтобы забрать имущество, пока неизвестно, этот вопрос адвокат и его подзащитный еще не обсуждали. Где сейчас находится полотно Брюллова, адвокат тоже не смог сказать.

Директор Государственного Русского музея Владимир Гусев в коротком телефонном разговоре с корреспондентом нашей газеты подтвердил, что картина «Христос во гробе» сейчас в фондах музея. «Но пока процедуру ее возвращения владельцу мы не обсуждали», — уточнил он.

Просмотры: 1376
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
3
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
4
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
5
Что могут дать миру искусства блокчейн и криптовалюты?
Как блокчейн-технологии внедряются в арт-рынок, показываем на примере новых сервисов, платформ и криптоаукционов.
18 апреля 2018
6
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
7
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
8
Новая Третьяковка воссоздаст всю картину 2000-х с нуля
Российское искусство первого десятилетия XXI века впервые станет темой большой музейной выставки.
23 апреля 2018
9
Витебск воскрешает легенду
С началом весны в городе открылся Музей истории Витебского народного художественного училища, расположившийся в том самом здании, где директорствовал Марк Шагал и утверждал идеалы супрематизма Казимир Малевич.
18 апреля 2018
10
Витебских художников приняли в Кембридж
О своих исследованиях рассказывают участники конференции «Народное художественное училище и Уновис в Витебске», которая пройдет при поддержке фонда IN ARTIBUS в Пемброк- колледже Кембриджского университета 19 и 20 апреля.
17 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru