18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что было, что будет...

№79
Материал из газеты

Исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели рассказал о новых приобретениях, планах музея и его 20-летии, которое будет отмечаться 15 декабря

Московский музей современного искусства отмечает свой день рождения 15 декабря, но первый месяц зимы у нас традиционно проходит в утверждении планов и подведении итогов. Уже сейчас я могу выделить несколько важных для нас событий. Мы продолжили работу с фестивалем-школой современного искусства «Территория» и представили наш второй по счету проект в Магадане, он посвящен пейзажу в отечественном искусстве XX–XXI веков. В Образовательном центре прошла большая выставка памяти Дмитрия Брусникина — на пяти этажах развернулось представление внутреннего мира режиссера и педагога. В 2019-м мы стали «Музеем года» по версии Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow, наше сотрудничество способствовало пополнению музейной коллекции. Здесь же добавлю, что этой осенью в нее вошел графический альбом Сони Делоне-Терк.

Я рад, что в этом году мы представили серьезные международные проекты: первыми в России показали ретроспективу дуэта Komar & Melamid, выставки Хуана Геновеса, Жака Липшица, Жауме Пленсы, Яана Тоомика, крупный проект Йоко Оно, который вышел за пределы музея (Wish Tree украсило парк «Музеон», а город наполнился яркими картинами из ее слов «Вообрази», «Дыши», «Представь себе мир», «Лети»). Музей Вадима Сидура открыл череду музейных юбилеев, отпраздновав 30-летие. Продолжая поддержку молодых художников, мы совместно с фондом RuArts провели Форум уличного искусства, а также запустили проект Arca. Летом в арочном проеме на фасаде нашего Образовательного центра появились работы стрит-арт-художников Ивана Найнти, 0331с и Гриши, Евгения Мулука. На Гоголевском, 10 прошли крупные выставки Ивана Горшкова, Дарьи Иринчеевой и Анастасии Потемкиной, год завершается пятой сессией междисциплинарного проекта «Удел человеческий», который на протяжении семи лет разворачивается на крупнейших музейных площадках Москвы.

Новый год у многих ассоциируется с подарками. И наш музей, конечно, готовит подарки своим посетителям. Первым станет юбилейный проект-сюрприз ММОМА 99/19. Двадцать залов, двадцать направлений, двадцать кураторов. Михаил Алшибая, Андрей Артемов, Бернар Блистен, Диана Вишнева, Олег Воскобойников, Алена Долецкая, Федор Конюхов, Мартин Крид, Илья Лагутенко, Андрей Малахов, Фредерик Маль, Маруся, Владимир Мухин, Кирилл Серебренников, Федор Смолов, Владимир Сорокин, Ольга Трейвас, Алиса Хазанова, Зураб Церетели — у каждого своя идея, воплощенная в пространстве музея. Приоткрою небольшую тайну и коротко расскажу о проектах в 2020 году, которые мы уже начали готовить: архив Георгия Данелии в Образовательном центре, выставка Саши Фроловой, ретроспективы Павла Леонова, Игоря Макаревича и Елены Елагиной, Микеланджело Пистолетто. Во второй половине года привезем работы Джеффа Кунса и Фрэнка Бенсона из коллекции Музея современного искусства Аструпа — Фернли в Осло.

Для меня Новый год — это прекрасное время, когда не надо никуда спешить, можно собрать всех близких за одним столом и просто наслаждаться общением. А каникулы можно провести с пользой. Я, например, собираюсь вновь пойти на выставки, которые бегло осмотрел на открытиях, среди них — Лучо Фонтана в МАММ, «Жизнь и приключения Анатолия Зверева» в Музее AZ, а еще давно не был в кафе «Гаража», поэтому загляну туда и на выставки коллег.

В новогодние каникулы московские музеи будут работать бесплатно; команда ММОМА готовит экскурсии для всей семьи, увлекательные елки. Я думаю, что в предновогодней суете важно не обращать внимание на суматоху и напряжение, а, наоборот, думать о хороших делах и, главное, совершать эти дела весь год. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+