The Art Newspaper Russia
Поиск

Шерсть, шелк и мастерство

Выставка «Тканое великолепие. Шпалеры XVI–XVII веков» в московском фонде IN ARTIBUS дает повод вспомнить историю европейской шпалеры и эпоху ее расцвета

На выставке представлено шесть тканых панно из собрания Государственного Эрмитажа и коллекции Инны Баженовой. Сотканные вручную безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными изображениями известны с древних времен. Яркий пример — знаменитые коптские ткани, созданные на территории Египта в эллинистическую эпоху и хорошо знакомые в нашей стране по коллекциям Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Широкое распространение шпалеры получили в Европе в Средние века. Они использовались для украшения и одновременно утепления больших залов в замках. Кроме того, шпалеры могли служить завесой, отделявшей спальные покои, украшать трибуны во время рыцарских турниров, а также балконы и окна домов в дни праздников. Одна из самых ранних средневековых шпалер, так называемый ковер из Байе конца XI века (размер 0,5 на 70 м) изображает сцены подготовки норманнского завоевания Англии Вильгельмом Завоевателем и битвы при Гастингсе в 1066 году. Сюжеты композиций для средневековых шпалер могли быть разными: история, мифология, христианская иконография. Эти сюжеты оставались самыми популярными и в последующие столетия. Например, на выставке будет представлено французское вышитое панно «Аллегория мира Генриха II» начала 1560-х годов и брюссельская шпалера «Встреча Иакова и Иосифа» 1590–1610-х годов из серии на библейский сюжет «История Иосифа» — обе из коллекции Инны Баженовой.

В готическую эпоху центром шпалерного искусства становится Франция. К XIII веку многочисленные французские ткачи изготовляли шпалеры уже не только для церкви, но и для частных заказчиков. В это время появились мастерские в Париже и Аррасе, которые достигли расцвета в XIV столетии. Главный памятник французского шпалерного искусства — «Анжерский Апокалипсис», созданный между 1373 и 1381 годами для Людовика I Анжуйского. До наших дней дошло 64 ковра из этого монументального цикла, представляющего сцены из Откровения Иоанна Богослова. 

Когда в XV веке в связи со Столетней вой­ной французское шпалерное производство пришло в упадок, на первое место выступила Фландрия. К концу века самым крупным центром производства шпалер стал Брюссель, но огромное значение также имели Антверпен, Ауденарде, Брюгге, Мехелен и Эдинген. Там работали великие мастера живописи: Дирк Баутс, Рогир ван дер Вейден, Гуго ван дер Гус, Ханс Мемлинг и Ян ван Эйк, — так что вся художественная ситуация во Фландрии в тот период способствовала бурному развитию искусств и ремесел.

Наивысший расцвет брюссельских шпалерных мастерских совпадает с последними годами XV — первой четвертью XVI столетия. Он связан с именами целого ряда крупных мастеров, владельцев мастерских, таких как семья Гебелей, Питер ван Альст, де Паннемакер, ван ден Хекке и другие. Переход от готики к Возрождению в шпалерном ткачестве происходит постепенно и, разумеется, под сильнейшим влиянием итальянских мастеров. В 1515 году Рафаэль и его ученики по заказу папы Льва X написали серию картонов для шпалер «Деяния апостолов». Эти шпалеры предназначались для украшения Сикстинской капеллы и были исполнены в Брюсселе в мастерской Питера ван Альста под наблюдением художника Бернарда ван Орлея. Объемно трактованные фигуры на этих коврах уже не заполняли всю поверхность, а располагались на фоне пейзажей с хорошо переданным пространством. Только широкие бордюры придавали им сходство со стенным ковром.

Шпалеры середины — второй половины XVI века постепенно сближались с живописью, хотя средневековые традиции сохранялись до конца столетия. Значительную часть ассортимента франко-фламандских шпалерных мануфактур составляли панно со сценами охоты, пользовавшиеся у заказчиков неизменным спросом. Очень характерны «Охота на буйвола», происходящая из Брюсселя или Антверпена (Государственный Эрмитаж), и франко-фламандская шпалера «Возвращение с охоты» — продукция, скорее всего, провинциальной мастерской (коллекция Инны Баженовой). Обе шпалеры можно увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS. 

К концу XVI века в шпалеру проникают изображения из крестьянской жизни — до этого тема считалась слишком низменной для столь дорогостоящего и трудоемкого вида искусства. Сцена народной «игры в гуся» изображена на ковре из серии «История Гомбо и Масе» (Фландрия, Ауденарде, 1590–1610, из коллекции Инны Баженовой): влюбленные пастух и пастушка, которым посвящена серия, вместе с другими селянами развлекаются на природе.

Слава фламандских шпалер сохранялась и в XVII столетии, хотя в это время появились другие шпалерные центры, способные составить достойную конкуренцию. Огромное влияние на фламандское и вообще европейское шпалерное ткачество оказал Питер Пауль Рубенс, вместе со своей мастерской выполнявший картоны для шпалер. Картоны часто перепродавались на протяжении нескольких десятилетий, поэтому случалось, что с одного и того же в разное время ткали ковры разные мастерские. Рубенс создал собственный стиль в шпалерном ткачестве, для него характерны крупные фигуры, занимающие почти всю поверхность ковра, как будто бы едва умещающиеся в тесных рамках бордюров, а также экспрессия и движение, живописность красок. 




Фонд IN ARTIBUS, Москва
Тканое великолепие. Шпалеры XVI–XVII веков
22 ноября 2019 – 29 февраля 2020

Материалы по теме
Просмотры: 7585
Популярные материалы
1
Картина ученика Леонардо да Винчи продана во Франции за рекордные €1,7 млн
«Кающаяся Магдалина», одна из немногих дошедших до нас работ Салаи, поступившего в мастерскую Леонардо в возрасте десяти лет, была выставлена на торги с эстимейтом €100–150 тыс.
20 ноября 2020
2
Выставка Василия Клюкина «Теория обратного взрыва» проходит в Барвихе
Банкир и девелопер, ставший успешным скульптором с международными проектами — Василий Клюкин потратил на это превращение десять лет. Сегодня его представляет одна из крупнейших британских галерей, а произведения покупают коллекционеры со всего мира.
19 ноября 2020
3
Аукцион русского искусства Christie’s: Нестеров, Айвазовский и женщины-художницы
В Лондоне вживую (но без участников в зале) пройдет традиционный аукцион русского искусства.
18 ноября 2020
4
Международное сообщество призывает к защите армянских церквей в Карабахе
Переход под азербайджанскую юрисдикцию территорий с армянскими святынями может поставить их под угрозу.
19 ноября 2020
5
В Санкт-Петербурге пройдет Art Weekend
Проект, придуманный Северо-Западным филиалом ГЦСИ, специальными маршрутами объединит 21 и 22 ноября творческие пространства Cеверной столицы — музеи, галереи, вузы и мастерские.
20 ноября 2020
6
Египетские археологи сделали крупнейшее открытие 2020 года
На территории древнего некрополя Саккары под Каиром нашли более 100 саркофагов.
19 ноября 2020
7
Их выставлял Овчаренко
Владимир Овчаренко открыл выставку, посвященную 30-летию своей галереи, первую в юбилейном цикле.
18 ноября 2020
8
В Хьюстоне завершен музейный проект стоимостью свыше $450 млн
Хьюстонский музей изящных искусств (MFAH) открывает 21 ноября новое здание Киндер-билдинг.
20 ноября 2020
9
ЮНЕСКО провинилось перед Метрополитен-музеем
Экспонаты музея с легальным провенансом были ошибочно использованы в рекламной кампании против контрабанды произведений искусства.
19 ноября 2020
10
Игорь Шелковский получил первую Московскую Арт Премию
Новая премия в области современного искусства с призовым фондом в 33 млн рублей и спонсируемая московским правительством, определила своих победителей.
23 ноября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru