The Art Newspaper Russia
Поиск

Русскую живопись о Великой Отечественной войне представили в Манеже

Ретроспектива отечественного искусства на тему войны начинается с Лентулова и завершается Виноградовым & Дубосарским

Продолжением прошлогоднего проекта «Сокровища музеев России», который также проходил в Манеже и побил все рекорды посещаемости, стала новая экспозиция, получившая название «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». Как и в прошлый раз, организатором выставки выступает Патриарший совет по культуре — совместно с правительством Москвы, Министерством культуры, РВИО, историческим парком «Россия — моя история». Кураторами выставки стали митрополит Тихон (Шевкунов), а от Третьяковской галереи — Зельфира Трегулова, Фаина Балаховская и Анна Пахомова. Выставочная застройка была создана галереей «Триумф».

Традиции отмечать День народного единства бесплатной выставкой-блокбастером в Манеже, одним из организаторов которой выступает РПЦ, уже почти десять лет. Начиналась эпопея циклом «Россия — моя история», выставки которого после Москвы отправлялись в турне по стране, а теперь осели на ВДНХ и в нескольких региональных центрах в форме «исторических парков» (в специально построенных для них помещениях). 

Новая экспозиция, которая будет бесплатно работать в течение пяти недель (до 8 декабря), наверняка также будет крайне популярна у массового зрителя. Благодаря мощной государственной поддержке под крышей Манежа удалось собрать работы из 42 музеев по всей стране. Это и знаменитые, мгновенно узнаваемые картины о войне, как «Фашист пролетел» Аркадия Пластова или «Мать партизана» Сергея Герасимова, так и менее известные произведения, отобранные по принципу энергетического воздействия на зрителя, согласно замыслу кураторов. Например, Дейнека представлен не патетической «Обороной Севастополя», а экспрессионистской «Сгоревшей деревней», а Кукрыниксы — не хрестоматийными плакатами и карикатурами, а большим полотном 1967 года «Обвинение. Нюрнбергский процесс», где, неожиданно для масляной живописи, главным героем становится киноэкран (с кадрами из Освенцима). 

Не обошлось без мощных патриотичных вещей — отдельный зал отведен триптиху Корина «Александр Невский», ожидаемо многовато Гелия Коржева. Василий Яковлев представлен и запрещенным за возвеличивание маршала конным портретом Жукова и «Патриотическим молебствованием в Москве. 22 июня 1942 года», где запечатлен епископ Сергий (Ларин). Любопытно взглянуть на то, каким было обращение к теме ВОВ таких мастеров, как Аристарх Лентулов, Петр Кончаловский, Георгий Нисский, Юрий Пименов, Роберт Фальк, Павел Кузнецов и т.д. К счастью, соцреализм не стал основным сюжетом выставки — среди представленных мастеров есть и Попков, и Сидур. 

Вообще экспозиция устроена из череды небольших специально возведенных залов, каждый из которых посвящен какой-то отдельной теме. Первая треть — это различные аспекты восприятия темы Великой Отечественной войны в те годы, когда она еще шла, — разделы названы «Фронт», «Оккупация», «Фронтовой заказ» (про работу в тылу), «Салют Победы». Затем тематический принцип становится хронологическим: в каждом зале показано, как, через какую призму, воспринимали эту войну художники в различные десятилетия — 1950-е («Воспоминания»), 1960-е («Старые раны») и так далее. То, что творилось в нашем искусстве с 1980-х по 2000-е годы, тактично утрамбовано в один-единственный, предпоследний зал. И завершается выставка отдельным пространством, стены которого опоясаны панорамой «За отвагу» Александра Виноградова и Владимира Дубосарского (2011).

Дополнительно в холле Манежа установили привезенную из Петербурга чтимую икону, но остановимся лучше на проработанной кинопрограмме, созданной специально для выставки вместе с коллегами Максимом Павловым, завотделом кинопрограмм ГТГ. Сообразно тематике и хронологии живописных произведений каждый раздел сопровождается фрагментами лучших фильмов о войне за несколько десятилетий. Для зала Дубосарского и Виноградова это стал финал хуциевского «Июльского дождя».

Выставка «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве» работает до 8 декабря. Вход свободный. 

Материалы по теме
Просмотры: 8263
Популярные материалы
1
Русский музей открыл грандиозную выставку в честь 125-летия
Выставка посвящена всем тем, кто передал в дар произведения искусства. Среди них русский царь, советский ученый и шоколадный магнат.
29 июля 2020
2
Картины без масла
Выставка в зале графики Третьяковской галереи «Предчувствуя ХХ век. Васнецов, Репин, Серов, Ге, Врубель, Борисов-Мусатов» — попытка выбрать из огромного наследия русских классиков и хрестоматийное, и неизвестное.
29 июля 2020
3
Василий Кузнецов: «Можем принимать произведения хоть из Орсе»
Директор музея «Новый Иерусалим», отмечающего 100-летие, рассказал о его сегодняшней стратегии и тактике.
31 июля 2020
4
Самые древние фрески в Венеции и Венецианской лагуне обнаружены на Торчелло
В базилике Санта-Мария Ассунта на острове Торчелло в ходе реставрации специалисты нашли фрагменты фресок IX–X столетий, заложенных еще в Средневековье.
30 июля 2020
5
Во Франции нашли место, изображенное на последней картине ван Гога
Благодаря старинной открытке установлено точное место, где Винсент ван Гог написал свое последнее произведение «Корни деревьев» всего за несколько часов до самоубийства.
29 июля 2020
6
Небольшой автопортрет Рембрандта установил 16-миллионный рекорд
Это автопортрет художника, появившийся на публичном аукционе впервые за многие годы.
29 июля 2020
7
Турист отломил пальцы у скульптуры Кановы, когда делал селфи
Посетитель музея ухитрился беспрепятственно подойти к гипсовой модели знаменитой мраморной скульптуры Полины Бонапарт из коллекции Галереи Боргезе.
03 августа 2020
8
Умер историк искусства, заново открывший миру футуризм
В возрасте 92 лет ушел из жизни Маурицио Кальвези — последний из больших итальянских историков искусства ХХ века.
29 июля 2020
9
Сенат США: российские миллиардеры действовали на арт-рынке в обход санкций
Американские сенаторы называют торговлю искусством «самой большой легальной нерегулируемой отраслью экономики США» и рекомендуют повысить прозрачность и государственный контроль в этой сфере.
31 июля 2020
10
Теоретик без теории
В новой книге философ Борис Гройс на примере отдельных художников рассказывает об идеологии модернистов, а также об их сегодняшних последователях и антагонистах.
31 июля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru