The Art Newspaper Russia
Поиск

Пространство фонда V-A-C в Москве откроется в сентябре 2020 года

Программа фонда в здании ГЭС-2 составлена на три года вперед и включает пять проектов, первым из которых станет «Санта-Барбара» Рагнара Кьяртанссона

Пространство фонда V-A-C, которое прославленный архитектор Ренцо Пьяно возводит в дореволюционном здании ГЭС-2 в самом центре Москвы, откроется для публики в сентябре следующего года. Об этом рассказал на специальной пресс-конференции в ТАСС учредитель фонда V-A-C, глава «Новатэк» Леонид Михельсон: «В планах — за год закончить эту „маленькую стройку“, летом переехать и в конце сентября провести открытие». Работы на объекте начались четыре года назад, сам фонд существует вот уже десять лет и проводит выставки в Москве и по миру, в том числе в своем, также специально реконструированном, Палаццо на Дзаттере в Венеции. 

Первым проектом, который покажут на московской площадке V-A-C, будет «Санта-Барбара. Как не поддаться колонизации?» исландского художника Рагнара Кьяртанссона, представившего накануне шестичасовой перформанс «Печаль победит счастье» в Театре им. Маяковского. 

Михельсон подтвердил прежние планы относительно того, что концептуально пространство V-A-C на ГЭС-2 музеем не станет, несмотря на все его внешние атрибуты: выставочные и концертный залы, образовательную зону, мастерские, а также помещения для хранения коллекции фонда. «Мы ожидаем, что люди будут туда приходить и приносить свои идеи», — отметил он. 

Да будет свет! 

«Раньше это было промышленное здание, а сейчас будет прозрачный светлый объем со стеклянной крышей, где льющийся, словно в кафедральном соборе, свет будет очень важным компонентом», — рассказал о трансформации ГЭС-2, с 1907 года обеспечивавшей электричеством трамваи в центре Москвы, руководитель бюро Renzo Piano Building Workshop Ренцо Пьяно. 

По его словам, важно было привести строение в соответствие с современными тенденциями в архитектуре и сделать его экологически устойчивым, поэтому на крыше установят солнечные батареи, а в системе поддержания климата будут участвовать трубы высотой 70 м, так что здание фонда V-A-C будет в прямом смысле видно издалека. 

Пьяно провел параллели между работой над ГЭС-2 для V-A-C и Центром Помпиду, построенным им в Париже вместе с Ричардом Роджерсом в 1977 году, когда в памяти еще были свежи воспоминания о майских событиях 1968 года и им хотелось сделать нечто смелое и ни на что не похожее. Так и сейчас, по его словам, московская площадка станет настоящим местом свободы благодаря ощущению отсутствия границ. По замыслу архитекторов, посетители сначала попадают на площадь перед зданием, которая продолжается в его общественных пространствах и переходит в «улицу» под 22-метровым нефом, которая, в свою очередь, не заканчивается на первом этаже, а ведет дальше по системе балконов, террас и галерей. 

«Свобода должна начинаться с возможности войти и перемещаться в любое место, эти пространства — открытые и трансформирующиеся под любое событие», — рассказал Пьяно.

Одним из таких мест будет зал, условно называемый сейчас «театром», «задником» из стекла обращенный к еще одному примечательному элементу — березовой роще, что высадят у Патриаршего моста. Он, а также прилегающие пространства, в том числе спуск к воде с Болотной набережной, в настоящее время благоустраиваются городскими властями. Глава Департамента культуры, министр Правительства Москвы Александр Кибовский отметил, что реконструкция ГЭС-2 — крайне важный для города проект, позволяющий, благодаря звездному архитектору, конкурировать с мировыми мегаполисами по части качества архитектуры. 

Общая площадь комплекса составит около 41 тыс. кв. м, здания — 19 тыс. кв. м, из них под выставочные залы будет отведена примерно половина. Предусмотрено множество помещений для активной деятельности: творческие мастерские по керамике, текстилю, металлу, лекционные аудитории, студия звукозаписи, лаборатория, библиотека.

«Фактически вместе с кварталами Третьяковки и Пушкинского мы получаем расширяющееся культурное пространство около Кремля. Я не сомневаюсь, что на этой площадке будут делать такие проекты, ради которых люди специально будут приезжать в Москву», — сказал Кибовский.

Для того чтобы была возможность делать проекты, Михельсон объявил об учреждении эндаумент-фонда. Что касается общей стоимости проекта, то раскрывать ее он отказался, заметив лишь, что «то, что в голове было — страшная цифра, — на сегодня умножил на два». 

Фабрика искусства и пять сезонов размышлений

Генеральный директор фонда V-A-C Тереза Иароччи Мавика развила мысль о том, что фонд не музей, таким образом: это будет не пространство, где искусство демонстрируется, а место, где оно рождается. Она подчеркнула, что ГЭС-2 станет «не архивом, а фабрикой», культурной институцией нового типа.

«Мы ничего не имеем против классических музеев. Пусть музеи в традиционном понимании хранителей наследия будут и дальше существовать и развиваться, — сказала она. — Но мы в своей деятельности хотим чего-то большего. Мы предпочитаем, чтобы ГЭС-2 существовала среди людей, стала частью города, не только встроилась в его ландшафт, но и выступала активным элементом самой городской жизни. Если хотите, называйте наш проект „музеем“, однако учтите, что для нас „музей“ — это не храм, а агент, архитектор тех межличностных отношений, которые делают опыт пребывания в городе действительно современным».

А художественный директор фонда V-A-C Франческо Манакорда сообщил, что фондом подготовлен цикл выставок, объединенных общим названием «Пять сезонов», каждая из них будет идти по полгода. Проект под названием «Санта-Барбара» Рагнара Кьяртанссона пройдет под девизом «Как не поддаться колонизации?». Художнику предложили поразмышлять над знаменитой американской мыльной оперой, чье название приобрело в русском языке переносное значение. Первый сезон будет весьма деятельным, и в нем будет несколько символических элементов; других авторов приглашать к участию Кьяртанссон планирует сам. Художник создаст внутри так называемого проспекта (центральный неф основного здания) телестудию для реконструкции сцен из «Санта-Барбары», а участие в ней примут актеры, художники и все желающие. «Возвращение „Санта-Барбары“ в виде коллективной телереконструкции объединит на одной сцене дурачество и рефлексию. Эпиграфом к этой постановке может стать знаменитая фраза Фигаро: „Эти шутки не мешают мне думать“», — гласит пресс-релиз. 

Во втором сезоне, как сказал Манакорда, мы будем размышлять о том, что такое истина. Выставка получит название «Правда» с подзаголовком «Зачем реализм?» и будет рассуждать о том, какую роль он может сыграть в самых различных современных художественных течениях, включая театр и музыку. 

Третья выставка, «Мать», будет исследовать тему «Почему Родина — мать?». Она поведает о гендерных и семейных стереотипах; изучит вопрос, почему слово с мужским корнем «Отчизна» россиянам не близко, а вот «Родина-мать» — наоборот; углубится в сексуализированные фантазии о России и символику вечной женственности Софии — Премудрости Божьей.

Следующим проектом будет «Космос», перефразирующий кабаковскую фразу в подзаголовке «В будущее возьмут всех!». Приглашенные художники изучат космологию будущего, потенциал его прогнозирования, вопрос колонизации межпланетного пространства — и все это как способ познать самого себя. 

Наконец, завершит программу «Пяти сезонов» ГЭС-2 экспозиция «Еле слышно», получившая девизом фразу из Библии: «Глас хлада тонка». В ней, как объяснил Манакорда, уровень патетики и накал повествования снизятся — в более мягкой тональности кураторы расскажут о том, как взаимодействуют пространства, помещения, тихие голоса. В этом проекте здание ГЭС-2 и его архитектурные элементы станут полноправными участниками художественного диалога. 

Материалы по теме
Просмотры: 3478
Популярные материалы
1
Андрей Сарабьянов рассказал о потрясающей находке неизвестных картин русского авангарда
Исследователь русского авангарда Андрей Сарабьянов нашел в Кировской области работы художников начала ХХ века, в том числе Василия Кандинского и Варвары Степановой. Скоро их покажут на выставке в Ельцин Центре в Екатеринбурге.
31 марта 2020
2
Лучшая картина — для короля
Ученые спорят о том, какую из «Данай» Тициан написал для Филиппа II — ту, что из Прадо, или ту, что принадлежит лондонской коллекции Веллингтона.
02 апреля 2020
3
Авангард под присмотром химиков
В последние годы появилось огромное количество подделок русского авангарда. Химический анализ материалов позволяет дать однозначный ответ на вопрос об их подлинности и датировке, считают в лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР.
30 марта 2020
4
Шесть российских музеев вошли в топ самых посещаемых музеев мира за 2019 год
В десятке главных, как и прежде, Эрмитаж. Выставка «Щукин: биография коллекции», прошедшая в ГМИИ им. А.С.Пушкина, лидирует в мировом рейтинге по посещаемости среди российских.
02 апреля 2020
5
Галереи: отчаяние и безудержный креатив
Призывы властей и реальные распоряжения о самоизоляции сделали виртуальное пространство единственным, в котором в ближайшее время могут работать художественные галереи. Галеристы и арт-дилеры оказались в невообразимой прежде ситуации.
31 марта 2020
6
Третьяковская галерея выложила в Cеть фото своих выставок
Музей представил как нашумевшие блокбастеры, так и более камерные проекты.
02 апреля 2020
7
Картину ван Гога похитили из нидерландского музея
В это время музей Сингер Ларен был закрыт на карантин.
31 марта 2020
8
Свежий номер: искусство ушло на карантин, но обещало вернуться, вклад русской княжны в итальянскую культуру и будущее Владимиро-Суздальского музея-заповедника
В продаже появилась новая The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев апрельского номера, а также традиционный гид по миру роскоши.
01 апреля 2020
9
Георгий Литичевский: «Хожу за продуктами и много рисую»
Известный своими комиксами на разные темы, художник Георгий Литичевский оказался во время пандемии в Нюрнберге, откуда шлет нам всем привет и рисунок.
01 апреля 2020
10
Елена Ковылина предлагает перформанс от вируса
Как искусство помогает победить болезни, рассказала художник-перформансист Елена Ковылина.
03 апреля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru