The Art Newspaper Russia
Поиск

Тридцать номинантов Премии Кандинского во всей красе

Выставка художников, попавших в лонг-лист 12-й Премии Кандинского, открылась в Московском музее современного искусства. Она интересна, хорошо сделана и позволяет понять, за что и почему в лидеры вышли именно эти номинанты

Выставок работ, вошедших в лонг-лист Премии Кандинского, не было четыре года, а в прошлом году и премия не присуждалась. Так что сам факт открытия в Московском музее современного искусства отраден. Ежегодные выставки премии и церемонии награждения победителей всегда были заметными событиями московской художественной жизни.

На этот раз в лонг-лист премии после двух туров голосования экспертного совета вошло 30 номинантов: 15 в разделе «Проект года», 10 — «Молодой художник», а также 5 научных и исследовательских работ. Все они и показаны на выставке, кураторами которой стали Ирина Горлова и Наталия Герасина. И им удалось показать номинированные работы очень достойно, с вниманием и уважением к каждому художнику.

В нарушение традиции отдельные претенденты на победу в главной номинации представлены несколькими проектами. Например, Таус Махачева — тремя. Один из них, с невоспроизводимо длинным названием, состоящим из множества инициалов, представляет собой внушительное количество динамиков, из которых транслируются обрывки электронных писем разных людей. Он занимает достаточно много места. Две другие работы — документация перформансов — компактнее, но все равно создается впечатление, что Махачева здесь главный герой и основной претендент на награду. Появление нескольких произведений одного автора пресс-релиз к выставке объясняет тем, что эксперты оценивали работы, не зная имен их авторов. Однако вряд ли члены экспертного совета могли не знать, кому принадлежат произведения, показанные на последней Венецианской биеннале или на прошлогодних выставках.

Вообще в основной номинации представлены вещи сильные, многие из их авторов уже были лауреатами или номинантами Премии Кандинского и «Инновации». Фантастической формы надувная «Скала» Ирины Кориной, длинная красная ковровая дорожка, лежащая среди длинных белых занавесей, и стоящие вдоль нее тапочки — инсталляция Александра Бродского, копия сломанной колонны из «Любви к себе среди руин» Александры Паперно трогают ум и сердце простотой, недосказанностью, иронией и поэзией, которая по завету Пушкина должна быть глуповата. Зато кураторские пояснения к этим работам безусловно умны.

Серьезен и производит сильное впечатление документально-художественный проект Хаима Сокола об истории бумажной фабрики «Октябрь», особенно впечатляет документальная составляющая с пугающими цитатами из личных дел рабочих и приказов об их увольнении. Отличный живописец Павел Отдельнов, к сожалению давно дрейфующий от таинственных индустриальных пейзажей к прямолинейным социально ответственным проектам, показал карту нашей родины с артистически отмеченными на ней местами промышленных свалок. Евгений Антуфьев представлен в двух номинациях — как просто художник и как художник молодой. В первом случае большой и красивой инсталляцией с многочисленными скульптурами и рисунками, во втором — со своеобразным музеем Льва Толстого. Вторая работа кажется оригинальнее и серьезнее первой. Полина Канис, Саша Пирогова и арт-группа «Провмыза» номинированы со своими видео — медленными, многозначительными, а у «Провмызы» еще и замогильно мрачными.

Надпись «Все это не сон» на фоне темного леса Тимофея Ради — одна из лучших работ в молодежной номинации, где превалируют многословные, многодельные и глубокомысленные произведения. Еще хочется отметить здесь «Частицы» микроарт-группы «Город Устинов»: в длинной витрине из крохотных предметов и какого-то мусора зрители могут сложить осмысленные изображения.

В номинации «Научная работа. История и теория современного искусства» участвует пять книг. Они просто лежат в витрине, так что можно только прочитать имена их авторов и названия: «Статьи и диалоги» Иосифа Бакштейна, «Метагеометрия художника Штейнберга» Евгения Барабанова, «Искусство и город» Игоря Поносова, Moscow Vanguard Art Маргариты Тупицыной и «Шизореволюция. Очерки петербургской культуры второй половины ХХ века» Андрея Хлобыстина.

В заключение хочется признать, что ни о каких новых тенденциях и даже о моде в современном отечественном искусстве по экспонатам выставки сказать невозможно. Художники зрелые идут своим путем, и это нисколько не огорчает, поскольку достижения на этом пути у большинства очевидны. Молодые, как ни странно, ищут свое на проторенных старшими дорогах. Но это на выставке номинантов на Премию Кандинского, а она слишком мала, чтобы делать какие-то выводы о художественном процессе.

Выставка открыта до 17 ноября. Церемония награждения победителей состоится 13 ноября.

Материалы по теме
Просмотры: 6540
Популярные материалы
1
Опустошенные: судьба пяти мавзолеев ХХ века
Всероссийский конкурс идей по использованию Мавзолея Ленина на Красной площади отменился, не успев начаться, а мы решили вспомнить о судьбе других зданий, в которых были выставлены забальзамированные тела политических лидеров ХХ века.
17 сентября 2020
2
На ВДНХ за фальшстеной нашли горельеф
Композиция «Праздничный Ленинград» была найдена при реставрации павильона «Оптика».
14 сентября 2020
3
Из другой оперы: художник в роли постановщика
В Мюнхене состоялась премьера оперы Марины Абрамович «Семь смертей Марии Каллас». Это далеко не первый случай, когда художник заходит на территорию оперного искусства.
18 сентября 2020
4
Только личное, ничего из бедекера
Книга Дмитрия Бавильского «Желание быть городом» — это попытка описать большое итальянское путешествие в реальном времени, заодно полемизируя с предшественниками.
18 сентября 2020
5
Мировые арт-ярмарки могут перенести еще на год
В первой половине 2020 года из-за пандемии продажи искусства упали на 36%, и галереи были вынуждены сократить штат в среднем на треть. Оптимизм в отношении следующего года тоже тает на глазах.
14 сентября 2020
6
Строительство Большого Египетского музея завершается
Фараон Хеопс потратил 20 лет на строительство своей Великой пирамиды. С 2002 года, когда был объявлен архитектурный конкурс на новый музей, и до его открытия в следующем году пройдет как раз около двух десятилетий.
16 сентября 2020
7
Библиотека Хантингтона готова представить посветлевшего «Мальчика в голубом»
Реставрация картины заняла полтора года, а сопровождавшую ее небольшую выставку посетило более 200 тыс. человек, которые могли наблюдать за ходом работ.
15 сентября 2020
8
Башне с Уралмаша наконец повезло
Музей архитектуры получил от благотворительного Фонда Гетти грант на обследование Белой башни в Екатеринбурге, памятника конструктивизма.
17 сентября 2020
9
Абель Феррара: «Сибирь — это магическое и мистическое пространство»
Американский режиссер Абель Феррара приехал в Москву на премьеру своего фильма «Сибирь» в кинотеатре «Иллюзион», ставшую закрытием The Art Newspaper Russia FILM FESTIVAL. Он рассказал, что для него значит Сибирь и почему кино так похоже на сон
15 сентября 2020
10
Ретроспектива Хаяо Миядзаки станет первой выставкой в Музее Академии кинематографических искусств
Иммерсивная выставка погрузит посетителей в анимационные миры японского мультипликатора в новом музее, который строится в Лос-Анджелесе по проекту Ренцо Пьяно.
15 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru