18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тридцать номинантов Премии Кандинского во всей красе

Выставка художников, попавших в лонг-лист 12-й Премии Кандинского, открылась в Московском музее современного искусства. Она интересна, хорошо сделана и позволяет понять, за что и почему в лидеры вышли именно эти номинанты

Выставок работ, вошедших в лонг-лист Премии Кандинского, не было четыре года, а в прошлом году и премия не присуждалась. Так что сам факт открытия в Московском музее современного искусства отраден. Ежегодные выставки премии и церемонии награждения победителей всегда были заметными событиями московской художественной жизни.

На этот раз в лонг-лист премии после двух туров голосования экспертного совета вошло 30 номинантов: 15 в разделе «Проект года», 10 — «Молодой художник», а также 5 научных и исследовательских работ. Все они и показаны на выставке, кураторами которой стали Ирина Горлова и Наталия Герасина. И им удалось показать номинированные работы очень достойно, с вниманием и уважением к каждому художнику.

В нарушение традиции отдельные претенденты на победу в главной номинации представлены несколькими проектами. Например, Таус Махачева — тремя. Один из них, с невоспроизводимо длинным названием, состоящим из множества инициалов, представляет собой внушительное количество динамиков, из которых транслируются обрывки электронных писем разных людей. Он занимает достаточно много места. Две другие работы — документация перформансов — компактнее, но все равно создается впечатление, что Махачева здесь главный герой и основной претендент на награду. Появление нескольких произведений одного автора пресс-релиз к выставке объясняет тем, что эксперты оценивали работы, не зная имен их авторов. Однако вряд ли члены экспертного совета могли не знать, кому принадлежат произведения, показанные на последней Венецианской биеннале или на прошлогодних выставках.

Вообще в основной номинации представлены вещи сильные, многие из их авторов уже были лауреатами или номинантами Премии Кандинского и «Инновации». Фантастической формы надувная «Скала» Ирины Кориной, длинная красная ковровая дорожка, лежащая среди длинных белых занавесей, и стоящие вдоль нее тапочки — инсталляция Александра Бродского, копия сломанной колонны из «Любви к себе среди руин» Александры Паперно трогают ум и сердце простотой, недосказанностью, иронией и поэзией, которая по завету Пушкина должна быть глуповата. Зато кураторские пояснения к этим работам безусловно умны.

Серьезен и производит сильное впечатление документально-художественный проект Хаима Сокола об истории бумажной фабрики «Октябрь», особенно впечатляет документальная составляющая с пугающими цитатами из личных дел рабочих и приказов об их увольнении. Отличный живописец Павел Отдельнов, к сожалению давно дрейфующий от таинственных индустриальных пейзажей к прямолинейным социально ответственным проектам, показал карту нашей родины с артистически отмеченными на ней местами промышленных свалок. Евгений Антуфьев представлен в двух номинациях — как просто художник и как художник молодой. В первом случае большой и красивой инсталляцией с многочисленными скульптурами и рисунками, во втором — со своеобразным музеем Льва Толстого. Вторая работа кажется оригинальнее и серьезнее первой. Полина Канис, Саша Пирогова и арт-группа «Провмыза» номинированы со своими видео — медленными, многозначительными, а у «Провмызы» еще и замогильно мрачными.

Надпись «Все это не сон» на фоне темного леса Тимофея Ради — одна из лучших работ в молодежной номинации, где превалируют многословные, многодельные и глубокомысленные произведения. Еще хочется отметить здесь «Частицы» микроарт-группы «Город Устинов»: в длинной витрине из крохотных предметов и какого-то мусора зрители могут сложить осмысленные изображения.

В номинации «Научная работа. История и теория современного искусства» участвует пять книг. Они просто лежат в витрине, так что можно только прочитать имена их авторов и названия: «Статьи и диалоги» Иосифа Бакштейна, «Метагеометрия художника Штейнберга» Евгения Барабанова, «Искусство и город» Игоря Поносова, Moscow Vanguard Art Маргариты Тупицыной и «Шизореволюция. Очерки петербургской культуры второй половины ХХ века» Андрея Хлобыстина.

В заключение хочется признать, что ни о каких новых тенденциях и даже о моде в современном отечественном искусстве по экспонатам выставки сказать невозможно. Художники зрелые идут своим путем, и это нисколько не огорчает, поскольку достижения на этом пути у большинства очевидны. Молодые, как ни странно, ищут свое на проторенных старшими дорогах. Но это на выставке номинантов на Премию Кандинского, а она слишком мала, чтобы делать какие-то выводы о художественном процессе.

Выставка открыта до 17 ноября. Церемония награждения победителей состоится 13 ноября.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+