The Art Newspaper Russia
Поиск

В выгребной яме под домом Рембрандта обнаружили «настоящую реликвию» художника

Глиняный горшок, который художник использовал для грунтовки холстов, теперь экспонируется в Доме-музее Рембрандта в Амстердаме

Куратор Дома-музея Рембрандта Леонора ван Столен объявила о том, что глиняный горшок, найденный в выгребной яме под домом художника в Амстердаме, является одной из двух «настоящих реликвий Рембрандта». Исследования показали, что налет на внутренней поверхности горшка содержит кварц (в виде песка) — минерал, который художник использовал при подготовке грунтовки для своих полотен. Он был единственным из мастеров золотого века голландской живописи, кто использовал грунтовку на основе кварца. Это значит, что и сам горшок, и его содержимое, по всей видимости, принадлежали Рембрандту.

Сейчас покрытый глазурью горшок представлен на выставке «Лаборатория Рембрандта. Тайны техники художника» (до 16 февраля), которая проходит в рамках программы к 350-летию со дня смерти великого лейденца. Экспозиция устроена как лаборатория, где демонстрируются результаты новых исследований живописных произведений, печатной графики и рисунков художника.

Этот и еще один горшок были обнаружены еще в 1997 году в ходе археологических раскопок на месте бывшей выгребной ямы во внутреннем дворе дома Рембрандта. Несмотря на то что впервые находки обследовали сразу после обнаружения, лишь теперь современные технологии позволили определить состав находившихся в них материалов. Оказалось, что один из горшков, внутри покрытый белым налетом, когда-то содержал известковое вещество, широко использовавшееся художниками того времени при подготовке досок. Анализ бежевого налета из второго горшка обнаружил в его составе кварц, минеральные пигменты, мел и следы свинца. Такая смесь применялась при изготовлении грунтовки для холстов.

Еще раньше исследовательница творчества Рембрандта Карин Грун пришла к выводу, что он был единственным нидерландским художником XVII века, использовавшим грунтовку с таким составом. Она считает это практически неоспоримым доказательством того, что горшок попал в яму из мастерской.

Рембрандт предпочитал кварцевую грунтовку не только по причине ее дешевизны по сравнению с распространенной тогда техникой нанесения слоев красной охры и серого пигмента, но и, вероятно, из-за гибкости, которую благодаря ей сохранял холст, что было очень удобно при создании больших картин. Смесь на основе кварца, обнаруженная в горшке, по составу очень похожа на грунтовку рембрандтовского «Ночного дозора», в ближайшее время отправляющегося на реставрацию.

Материалы по теме
Просмотры: 4150
Популярные материалы
1
Опустошенные: судьба пяти мавзолеев ХХ века
Всероссийский конкурс идей по использованию Мавзолея Ленина на Красной площади отменился, не успев начаться, а мы решили вспомнить о судьбе других зданий, в которых были выставлены забальзамированные тела политических лидеров ХХ века.
17 сентября 2020
2
На ВДНХ за фальшстеной нашли горельеф
Композиция «Праздничный Ленинград» была найдена при реставрации павильона «Оптика».
14 сентября 2020
3
Только личное, ничего из бедекера
Книга Дмитрия Бавильского «Желание быть городом» — это попытка описать большое итальянское путешествие в реальном времени, заодно полемизируя с предшественниками.
18 сентября 2020
4
Мировые арт-ярмарки могут перенести еще на год
В первой половине 2020 года из-за пандемии продажи искусства упали на 36%, и галереи были вынуждены сократить штат в среднем на треть. Оптимизм в отношении следующего года тоже тает на глазах.
14 сентября 2020
5
Строительство Большого Египетского музея завершается
Фараон Хеопс потратил 20 лет на строительство своей Великой пирамиды. С 2002 года, когда был объявлен архитектурный конкурс на новый музей, и до его открытия в следующем году пройдет как раз около двух десятилетий.
16 сентября 2020
6
Из другой оперы: художник в роли постановщика
В Мюнхене состоялась премьера оперы Марины Абрамович «Семь смертей Марии Каллас». Это далеко не первый случай, когда художник заходит на территорию оперного искусства.
18 сентября 2020
7
Шедевры Мельникова в ожидании заботливых рук
В год 130-летия великого конструктивиста Музей архитектуры привлек внимание к четырем зданиям его авторства, состояние которых может вызывать те или иные опасения.
14 сентября 2020
8
Библиотека Хантингтона готова представить посветлевшего «Мальчика в голубом»
Реставрация картины заняла полтора года, а сопровождавшую ее небольшую выставку посетило более 200 тыс. человек, которые могли наблюдать за ходом работ.
15 сентября 2020
9
Абель Феррара: «Сибирь — это магическое и мистическое пространство»
Американский режиссер Абель Феррара приехал в Москву на премьеру своего фильма «Сибирь» в кинотеатре «Иллюзион», ставшую закрытием The Art Newspaper Russia FILM FESTIVAL. Он рассказал, что для него значит Сибирь и почему кино так похоже на сон
15 сентября 2020
10
Премия Кандинского присоединится к «Инновации» в Нижнем Новгороде
В 2021 году награждение премией станет частью празднования 800-летия города.
14 сентября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru