18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставки-блокбастеры — 2019: от Леонардо да Винчи до Билла Виолы

В наступившем году широко отметят 500-летие со дня смерти Леонардо и 350-летие — Рембрандта, чествование Тинторетто из Венеции переместится в США, 100-летие Баухауса шествует по миру, а в Лондоне ищут общее у Микеланджело и Билла Виолы

Леонардо да Винчи

Лувр, Париж
24 октября 2019 — 24 февраля 2020

Когда речь идет о Леонардо да Винчи, на высокую посещаемость можно рассчитывать и без круглых дат. Но на 2019 год приходится 500-летие со дня смерти главного человека эпохи Возрождения, и готовиться к этой дате начали заранее. Еще в конце минувшего года открылись выставка 30 рисунков в Музее Тейлора в Харлеме и большая экспозиция в Галерее Уффици, посвященная Лестерскому кодексу (1504–1508) — собранию научных заметок о космосе, воде, воздухе и свете, которое Леонардо составил во Флоренции. Она открыта до 20 января и включает как само 72-страничное произведение, владельцем которого является основатель компании Microsoft и филантроп Билл Гейтс, купивший его в 1994 году за $30,8 млн, так и ряд набросков, сделанных итальянским мастером в период создания этого труда.

Благодаря английскому королю Карлу II в коллекции британских монархов находится более 500 рисунков Леонардо, которыми корона щедро поделится с посетителями нескольких выставок. В мае в Букингемском дворце представят 200 работ, в Холирудском дворце в ноябре — 80. Еще 144 рисунка из коллекции Елизаветы II отправятся на 12 выставок в разные города Великобритании — по дюжине на каждую.

Тем временем в Лувре готовят, по словам его директора Жан-Люка Мартинеса, «беспрецедентную» выставку, на которой «одновременно представят самое большое в истории число работ Леонардо да Винчи», включая «Прекрасную Ферроньеру» (1490) и другие картины из коллекции парижского музея. Параллельно, как рассказал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, петербургский музей ведет переговоры с Лувром о возможности показа некоторых произведений Леонардо в российской Северной столице.

А расположенный неподалеку от Парижа в замке Шантийи Музей Конде исследует на предмет авторства одну из самых знаменитых работ своей коллекции — «Мону Ванну», которая может принадлежать руке Леонардо. Рисунок покажут на специальной выставке «Обнаженная Мона Лиза» (1 июня — 6 октября).


«Все Рембрандты Рейксмузеума» и «Рембрандт — Веласкес»

Рейксмузеум, Амстердам
15 февраля — 10 июня 2019, 11 октября 2019 — 19 января 2020

Европейские музеи от Амстердама до Мюнхена приурочат к 350-летней годовщине смерти Рембрандта Харменса ван Рейна (1606–1669) разнообразные выставки и мероприятия, посвященные жизни и творчеству нидерландского мастера XVII века. Частную жизнь художника представят на двух выставках: в Доме-музее Рембрандта («Круг общения Рембрандта: семья, друзья и знакомые», 1 февраля — 19 мая) и в Муниципальном архиве Амстердама («Рембрандт в частной жизни», до 7 апреля). Организаторы последней при помощи технологии дополненной реальности с использованием иллюстраций художника оживили документы покровителей Рембрандта и повествование о его финансовых затруднениях. Все произведения художника из коллекции Рейксмузеума, в том числе рисунки, считающиеся слишком хрупкими для постоянного экспонирования, покинут хранилище и отправятся на большую выставку «Все Рембрандты Рейксмузеума», которая откроется в феврале. Осенью за ней последует еще один выставочный блокбастер — экспозиция, посвященная творчеству Рембрандта и другого тяжеловеса XVII века — Диего Веласкеса. А желающие походить по местам Рембрандта могут прогуляться по специально разработанным художественным маршрутам в Амстердаме и Лейдене.


«Билл Виола — Микеланджело. Жизнь, смерть, перерождение»

Королевская академия художеств, Лондон
26 января — 31 марта

Идея первой в истории Королевской академии выставки видеоарта возникла в 2006 году, когда Билл Виола приехал в Лондон. По совету своего друга, арт-дилера Грэма Саузерна из галереи Blain Southern, американский мэтр видеоарта посетил зал гравюр и эстампов в Виндзорском замке, где хранится королевская коллекция рисунков старых мастеров. «Билл больше всего хотел увидеть работы Леонардо да Винчи, с которыми был знаком со времен юности по репродукциям, но в оригинале видел лишь немногие из них. Я же очень хотел, чтобы он посмотрел и Микеланджело, в том числе несколько его „рисунков в подарок“ — это одни из самых изысканных его произведений», — говорит директор отдела рисунков и печатной графики Royal Collection Trust и один из кураторов выставки в Королевской академии Мартин Клейтон. Куратор отметил ряд общих черт в творчестве Виолы и Микеланджело, что, по его мнению, свидетельствует о существовании «живой традиции искусства, которое пытается сделать видимыми и осязаемыми духовные аспекты нашего существования». В результате получилась глубокая и захватывающая, как и любое духовное путешествие, выставка, где соединились 12 больших видеоинсталляций Виолы, 14 графических работ Микеланджело и его же шедевр из коллекции Королевской академии — незаконченное тондо «Мадонна Таддеи», единственная в Великобритании скульптура мастера.


«Тинторетто. Художник ренессансной Венеции»

Национальная художественная галерея, Вашингтон
10 марта — 7 июля

Вашингтонская Национальная художественная галерея отпразднует 500-летие со дня рождения Якопо Робусти, более известного как Тинторетто. Выставка «Тинторетто. Художник ренессансной Венеции» объединит в себе два блокбастера — «Молодой Тинторетто» и «Тинторетто 1519–1594», которые приедут в США из его родной Венеции. Организованная совместно с Галереей Академии, эта выставка станет первой большой ретроспективой художника в США. В нее войдет почти 50 картин и графика. Кроме того, американский музей готовит еще две выставки: «Рисунок в Венеции Тинторетто» (10 марта — 26 мая), где будут представлены эскизы его предшественников, в том числе Тициана, и последователей, таких как Эль Греко, и «Венецианская печатная графика во времена Тинторетто» (10 марта — 26 мая), посвященная роли офортов и гравюр как источника вдохновения и средства датировки картин Тинторетто.


Баухаус

Различные площадки; полная информация доступна на сайте Bauhaus 100

Когда в 1919 году германский архитектор Вальтер Гропиус основал Баухаус, от женщин поступило больше заявок на поступление в школу авангардного искусства и дизайна, чем от мужчин, поскольку это было первое учебное заведение подобного рода, принимавшее студентов обоих полов. В честь 100-летия основания Баухауса Ангермузеум в Эрфурте посвятил выставку «Девушки Баухауса. От учебы до жизни» (24 марта — 16 июня) четырем художницам, творчество которых связано с этой прославленной школой. И хотя в 1933 году Баухаус закрылся под давлением нацистских властей, его наследие живет. В апреле в Веймаре начнет работу новый Музей Баухауса с постоянной экспозицией «Баухаус родом из Веймара». А в сентябре в Дессау откроется новое здание, возведенное по проекту архитектурного бюро Gonzaléz Hinz Zabala, где расположится обширная коллекция артефактов из коллекции Фонда Баухауса.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+