18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Завершено воссоздание Лионского зала

№75
Материал из газеты

В «Царском Селе» много лет могли лишь мечтать о том, чтобы этот шедевр, разрушенный войной, обрел былое великолепие

Соглашение между ПАО «Газпром», его французским парт­нером — фондом Engie и ГМЗ «Царское Село» об участии в воссоздании Лионского зала было подписано в мае 2018-го на Петербургском международном экономическом форуме. Спустя год Лионский зал распахнул свои двери перед посетителями. «Для нас это настоящий праздник, потому что такого художественного достоинства залы не каждый год восстанавливаются в Царском Селе, — сказала на церемонии открытия директор музея-заповедника Ольга Таратынова. — Мы много лет могли лишь мечтать о том, чтобы этот шедевр, разрушенный войной, обрел былое великолепие». 

Лионский зал исторически соперничал по изысканности с Янтарной комнатой. Восстановленный интерьер — сочетание уникальных технологий, драгоценных материалов и высочайшего мастерства. 

В реставрацию зала российской стороной не было вложено ни копейки государственных денег, все работы выполнены на средства спонсоров и благотворителей. По словам Ольги Таратыновой, «Газпром» выделил на эту работу около 80 млн руб., расходы его французского партнера не разглашаются.

Особенность зала — его отделка. Стены от потолка до пола обиты золотистым шелком, вверху и внизу по периметру идут панели из лазурита. Панелями из того же полудрагоценного камня украшены дверные и оконные проемы. Сочетание насыщенного золотого и глубокого ультрамаринового цветов создает невероятную торжественность и праздничную атмосферу интерьера. В обивке мебели тоже использованы эти цвета. В соответствии с проектом воссоздания современные специалисты лионской мануфактуры Prelle, преемницы мануфактуры Lamy et Giraud, которая в 1860-х годах выполняла заказ русского царя, изготовили 320 пог. м ткани «Золотой бутон» (Lampas bouton d’or Louis XVI). Почти тонна лазурита для декоративных панелей была привезена из Афганистана, из месторождений в Бадахшане, на панели ушло около 400 кг камня. 

Лионский зал, созданный Чарльзом Камероном в 1781–1783 годах, входил в число личных апартаментов Екатерины II и получил название благодаря отделке стен. В середине XIX века это пространство стало парадной гостиной Марии Александровны, жены Александра II. Архитектор Ипполит Монигетти изменил оформление: ткань полностью покрыла стены, появились новые предметы меблировки, а также люстра из лазурита, декорированная золоченой бронзой. В 1866 году стены обили новым лионским шелком, той самой тканью «Золотой бутон». В таком виде зал просуществовал до 1941 года, но был полностью разрушен в годы войны. Удалось эвакуировать только часть мебели и люстру. Сейчас они вернулись в прежний контекст. Сохранившиеся в музее описи, фотографии, рисунки и образцы шелка, а в Лионе — архивы ткацкой мануфактуры позволили детально восстановить отделку.

«Стены обиты шелком, выполненным по историческому шаблону; это аутен­тичность, максимальная приближенность к тому, что было здесь в конце позапрошлого века, — считает Ираида Ботт, заместитель директора по научной и просветительской работе музея-заповедника «Царское Село». — Еще мы хотим восстановить уникальный паркет этого зала. Его во время войны вывезли в Германию, но потом вернули во дворец, он полностью сохранился».

В дальнейших планах музея — восстановление других залов: из 58 дворцовых интерьеров, которые требовали внимания реставраторов, сейчас воссоздано лишь 33. 

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+