The Art Newspaper Russia
Поиск

Реставрация Лионского зала вышла на новый этап

В Лионском зале Екатерининского дворца ГМЗ «Царское Село» отделка будет воссоздана по сохранившимся во Франции образцам. Работы намечены на сентябрь 2018 — май 2019 года

В дни проведения Санкт-Петер­бургс­ко­го международного экономического форума — 2018 состоялось подписание трехстороннего соглашения о воссоздании Лионского зала в Екатерининском дворце Государственного музея-заповедника «Царское Село». Когда все работы будут завершены, у знаменитой на весь мир Янтарной комнаты появится мощный конкурент.

Суть договоренности между ГМЗ «Царское Село», ПАО «Газпром» и французской компанией Engie состоит в следующем. Музей за счет проведения конкурсов сэкономил на другом реставрационном объекте 74 млн руб. газпромовских денег. На эти средства будут проведены новые работы в Лионском зале: воссоздание плафона (лепка, позолота, живопись) и нижнего лазуритового фриза, а также обшивка стен лионским шелком с мануфактуры Prelle, который дарит компания Engie. Проект реставрации разработан музеем.

В архивах мануфактуры сохранился контрольный образец русского заказа, сделанного в 1860‑е годы для Царского Села. Этот желтый шелк с крупным рисунком называется «Золотой бутон».

Здесь уместно кратко напомнить историю Лионского зала. При Елизавете Петровне на его месте находилась пятая, последняя от Большого зала антикамера — барочный интерьер Бартоломео Франческо Растрелли. Екатерина II поручила своему любимому архитектору Чарльзу Камерону перестроить антикамеру, примыкавшую к ее личным покоям, в классическом духе. Работы были выполнены в 1780-е годы. Стены обили лионским шелком с изображением павлинов и других птиц. Тогда зал и получил свое название. Тогда же стены облицевали синим лазуритом с золочеными накладками. 

От камероновского интерьера сохранился только паркет из 12 пород дерева с инкрустацией перламутром. Во время Великой Отечественной войны нацисты вывезли паркет в Германию, но в конце 1940-х его удалось вернуть. Сейчас туристам показывают два его фрагмента на щитах.

В начале 1860-х годов по проекту Ипполита Монигетти интерьер Лионского зала обновили под гостиную императрицы Марии Александровны. Для зала изготовили лазуритовый гарнитур: люстру, зеркала, столики, парные жардиньерки, бра, вазы-кашпо и другие предметы. Поначалу обивка была малинового цвета, но в 1866 году ее заменили на «Золотой бутон». Именно в таком виде интерьер Лионского зала в 1878 году зафиксировал на своей акварели Луиджи Премацци. Сейчас она служит основным иконографическим источником для воссоздания интерьера.

Во время войны Лионский зал был практически полностью уничтожен — 27 апреля 1944 года искусствовед Анатолий Кучумов увидел лишь стены без перекрытий и кусочки обуглившегося лазурита под ногами. В первые годы возрождения Екатерининского дворца был воссоздан только объем Лионского зала. По словам Натальи Кудрявцевой, заместителя директора по реставрации ГМЗ «Царское Село», музей долго не мог подступиться к восстановлению этого интерьера. С одной стороны, многое сохранилось: в эвакуацию успели вывезти лазуритовый гарнитур, включая люстру. Но лионский шелк и лазурит нужного оттенка, добываемый в Афганистане, — очень дорогие материалы, а прибегать к использованию аналогов реставраторам крайне не хотелось.

В 2013 году фонд «Транссоюз» компании РЖД профинансировал воссоздание трех лазуритовых порталов — два уже установлены, третий появится в течение этого года. Работы по обивке шелком, восстановлению плафона и нижнего лазуритового фриза намечены на сентябрь 2018 — май 2019 года, с таким расчетом, чтобы во время высокого сезона Лионский зал был открыт для публики.

Общий объем шелкового дара — 320 пог. м шириной 140 см. В основном он пойдет на стены и портьеры на шести окнах. Сейчас в Царскосельской янтарной мастерской идут пилотные работы с «Золотым бутоном», им обшивают три кресла из Лионского зала. Как сообщил Максим Григорьев, художник-реставратор произведений из дерева I категории, кресла из березы в руинированном состоянии были найдены после войны в Екатерининском парке. Фактически каркас держался только на пружинах и остатках волоса от подушки. Капитальная реставрация кресел состоит из нескольких этапов. Сперва воссоздание утраченной «столярки» и накладной резьбы, расчистка от «бронзянки», заменявшей позолоту. Затем черновые обойные работы, нанесение левкаса и позолоты. Увенчает процесс отделка лионским шелком, когда необходимо, разумно расходуя материал, точно попасть в крупный рисунок: «Золотой бутон» должен быть виден невооруженным глазом.

Однако и после 2019 года объем работ в Лионском зале останется весьма значительным, особенно с лазуритом. Необходимо будет воссоздать два камина, верхний фриз, оконные наличники, два подзеркальных столика, обрамления зеркал, а также изготовить три двери в технике маркетри «из разно­цветных дерев» с инкрустацией перламутром.  

Материалы по теме
Просмотры: 1061
Популярные материалы
1
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
2
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
3
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
4
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
5
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
6
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
7
Десять часовен на острове
Ватикан на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции выступил рачительным заказчиком и реализовал проекты архитекторов.
19 июля 2018
8
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
9
Биеннале современного искусства в квадрате
Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес.
16 июля 2018
10
Искусство, которое заводится ключом
Осенью на Солянке для широкой публики откроется новый частный музей музыкальных инструментов и антикварных редкостей «Собрание», представляющий коллекцию бизнесмена и мецената Давида Якобашвили.
19 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru