18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выкса пополнила свое собрание современного искусства

В этом году участникам 9-го фестиваля городской культуры «Арт-овраг», который прошел в Выксе, предложили подумать на тему «Когда сегодня становится завтра», и, глядя на происходящее в небольшом моногороде в Нижегородской области, хочется ответить, что это происходит прямо сейчас

Инициатор и вдохновитель «Арт-оврага» Ирина Седых, председатель попечительского совета фонда «ОМК-Участие», рассказывает, что изначально фестиваль был ориентирован на молодежь и нацелен на то, чтобы отвлечь ее от вредных привычек. Сегодня многие участвуют в организации, становятся волонтерами, они выросли вместе с «Арт-оврагом», ставшим естественной частью их жизни. Организаторы надеются, что со временем пропорция приглашенных и местных участников будет меняться в пользу местных, в этом заинтересованы фонд и инициатор проведения фестиваля — выксунская Объединенная металлургическая компания, потому что из комфортного безопасного города не будет желания уезжать. 

За восемь лет в Выксе появились произведения искусства, которыми город может по праву гордиться. Это инсталляция Тимофея Ради «Все это не сон», работа Паши 183 «Сказка о потерянном времени», «Хороший урожай» Славы ПТРК и росписи важных стрит-артистов на торцах жилых домов, самый большой в мире мурал, созданный Мишей Most на территории завода ОМК, арт-плот «Луна» Леонида Тишкова, инсталляция «PRO.Ёлка» Петра Виноградова. Перформанс «Страсти по мартену», созданный в 2018 году в честь закрытия последних в России мартеновских цехов, в апреле этого года получил Гран-при Премии имени Сергея Курехина, а недавно вошел в шорт-лист премии «Инновация» (результаты объявят 29 июня, вся Выкса за него болеет).

Три года назад курировать «Арт-овраг» пригласили Юлию Бычкову и Антона Кочуркина, а они помогли сформулировать цели фестиваля, начали разговаривать с жителями, слушать, чего они хотят, и привлекать их к фестивальным процессам в течение всего года. Удалось наконец наладить диалог с администрацией — мэр города Владимир Кочетков поддерживает новые идеи, вместе с кураторами защищает конкурсные проекты, искренне радуется переменам в городе и настроении горожан. А если надо перекрыть оживленные улицы для церемонии открытия арт-объекта или концерта, вопрос решается одним звонком.

В этом году фестиваль пополнил коллекцию паблик-арта «Бинарными часами» — металлической скульптурой в форме спирали ДНК со световыми сегментами, показывающими время. Придумал ее выксунский инженер Андрей Матчин, подтверждая один из девизов фестиваля — высказывание Йозефа Бойса: «Каждый человек — художник». Московские журналисты на церемонии открытия с легкой завистью смотрели на скульптуру, которая в отличие от многих возводимых в столице памятников могла бы украсить улицу или сквер. Пресс-конференция фестиваля проходила в «Павильоне будущего» на берегу пруда Лебединка в Центральном парке. Московское архитектурное бюро «Новое» предложило легкую параметрическую конструкцию в форме геликоида, напоминающую архитектуру Захи Хадид и оптические иллюзии лестниц Эшера. Павильон символизирует строительство будущего и бесконечное движение (символично и то, что объект еще предстоит достроить).

В 2017 году была открыта круглогодичная арт-резиденция Vyksa Air, которую курирует Алиса Багдонайте. По условиям пребывания художник передает созданную работу в специально созданный фонд ОМК в главном музее Выксы, так что здесь постепенно собирается коллекция современного искусства, в которой уже есть работы Георгия Острецова, Людмилы Константиновой, Устины Яковлевой, Ивана Горшкова, Дмитрия Булныгина, Елены Ковылиной, Дмитрия ::Vtol:: Морозова, Егора Федоричева и других.

Для раскрытия творческого потенциала выксунцев запустили параллельную программу фестиваля, и одним из ее итогов в этом году стала выставка «То, чего не может быть» в Музее истории Выксы. Куратор Владимир Селезнев отобрал 13 работ из десятков присланных на конкурс «любительских» произведений искусства и концептуально доработал их вместе с авторами. Люди, которые много лет занимались творчеством для себя и родственников, благодаря фестивалю почувствовали себя настоящими художниками и узнали, что их работы вполне можно сопоставить с важными явлениями искусства ХХ века (есть отсылки к Джексону Поллоку, Дональду Джадду, Биллу Виоле, арте повера и сюрреализму).

Одна из любимых художественных практик в городе — стрит-арт, и в продолжение этого вектора на территории Выксунского металлургического завода официально открыли первый в России индустриальный стрит-арт-парк. Куратор Ольга Погасова представила новую роспись художника Алексея Луки и пообещала, что в течение 10 лет здесь ежегодно будет появляться новая роспись уличных художников, вдохновленная разными направлениями искусства XX века. Кроме того, ведется работа над первой энциклопедией российского стрит-арта (опубликовать ее планируется к осени), в которой Выкса по праву займет важное место.

По словам кураторов, приехали представители администрации Псковской области, компании «Северсталь», участники Программы городских лидеров из почти 20 малых городов России. Пример Выксы действительно заряжает энтузиазмом и вдохновляет: если здесь смогли, то и у нас получится, — надо только понять механизмы, найти ресурсы и единомышленников. «Я верю в человеческую энергию и внутреннюю мотивацию. Даже в тех городах, где нет такого завода, есть ресурсы, а чтобы помочь их активировать, мы на опыте Выксы сделали методическое пособие “Создай свой город”. Надо просто брать и делать, а это самое сложное, потому что ты выходишь из своей зоны комфорта и начинаешь существовать не только для себя», — говорит Юлия Бычкова.

В ближайших планах команды реконструкция Центрального парка, на которую получен федеральный грант (проект занял четвертое место из почти 30 поданных на конкурс заявок). До конца года планируют построить семь функциональных объектов, большой инфоцентр, лодочную станцию у пруда и развить инфраструктуру.

Конечно, Выксе очень повезло с тем, как руководство ОМК реализовывает социальную ответственность через культуру, вкладывает в это немалые средства и открыто к экспериментам. Но одна из задач фестиваля — сделать так, чтобы он существовал не только за счет одного корпоративного донора, но привлекал и другие ресурсы местного сообщества. Два мероприятия фестиваля: открытие скейт-парка и завершающий концерт хедлайнера Feduk — проходили на площади Металлургов на фоне здания кинотеатра, обернутого зеленой сеткой. Выксунцы уже предлагали сделать в рамках параллельной программы проекционные показы на его фасаде, обращая внимание на потенциал этого объекта для города. Хочется надеяться, что этот «немой укор» посреди активно развивающегося города мотивирует местный бизнес, а мы вскоре услышим новости об открытии на «Арт-овраге» большой кинопрограммы.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+