The Art Newspaper Russia
Поиск

Выкса пополнила свое собрание современного искусства

В этом году участникам 9-го фестиваля городской культуры «Арт-овраг», который прошел в Выксе, предложили подумать на тему «Когда сегодня становится завтра», и, глядя на происходящее в небольшом моногороде в Нижегородской области, хочется ответить, что это происходит прямо сейчас

Инициатор и вдохновитель «Арт-оврага» Ирина Седых, председатель попечительского совета фонда «ОМК-Участие», рассказывает, что изначально фестиваль был ориентирован на молодежь и нацелен на то, чтобы отвлечь ее от вредных привычек. Сегодня многие участвуют в организации, становятся волонтерами, они выросли вместе с «Арт-оврагом», ставшим естественной частью их жизни. Организаторы надеются, что со временем пропорция приглашенных и местных участников будет меняться в пользу местных, в этом заинтересованы фонд и инициатор проведения фестиваля — выксунская Объединенная металлургическая компания, потому что из комфортного безопасного города не будет желания уезжать. 

За восемь лет в Выксе появились произведения искусства, которыми город может по праву гордиться. Это инсталляция Тимофея Ради «Все это не сон», работа Паши 183 «Сказка о потерянном времени», «Хороший урожай» Славы ПТРК и росписи важных стрит-артистов на торцах жилых домов, самый большой в мире мурал, созданный Мишей Most на территории завода ОМК, арт-плот «Луна» Леонида Тишкова, инсталляция «PRO.Ёлка» Петра Виноградова. Перформанс «Страсти по мартену», созданный в 2018 году в честь закрытия последних в России мартеновских цехов, в апреле этого года получил Гран-при Премии имени Сергея Курехина, а недавно вошел в шорт-лист премии «Инновация» (результаты объявят 29 июня, вся Выкса за него болеет).

Три года назад курировать «Арт-овраг» пригласили Юлию Бычкову и Антона Кочуркина, а они помогли сформулировать цели фестиваля, начали разговаривать с жителями, слушать, чего они хотят, и привлекать их к фестивальным процессам в течение всего года. Удалось наконец наладить диалог с администрацией — мэр города Владимир Кочетков поддерживает новые идеи, вместе с кураторами защищает конкурсные проекты, искренне радуется переменам в городе и настроении горожан. А если надо перекрыть оживленные улицы для церемонии открытия арт-объекта или концерта, вопрос решается одним звонком.

В этом году фестиваль пополнил коллекцию паблик-арта «Бинарными часами» — металлической скульптурой в форме спирали ДНК со световыми сегментами, показывающими время. Придумал ее выксунский инженер Андрей Матчин, подтверждая один из девизов фестиваля — высказывание Йозефа Бойса: «Каждый человек — художник». Московские журналисты на церемонии открытия с легкой завистью смотрели на скульптуру, которая в отличие от многих возводимых в столице памятников могла бы украсить улицу или сквер. Пресс-конференция фестиваля проходила в «Павильоне будущего» на берегу пруда Лебединка в Центральном парке. Московское архитектурное бюро «Новое» предложило легкую параметрическую конструкцию в форме геликоида, напоминающую архитектуру Захи Хадид и оптические иллюзии лестниц Эшера. Павильон символизирует строительство будущего и бесконечное движение (символично и то, что объект еще предстоит достроить).

В 2017 году была открыта круглогодичная арт-резиденция Vyksa Air, которую курирует Алиса Багдонайте. По условиям пребывания художник передает созданную работу в специально созданный фонд ОМК в главном музее Выксы, так что здесь постепенно собирается коллекция современного искусства, в которой уже есть работы Георгия Острецова, Людмилы Константиновой, Устины Яковлевой, Ивана Горшкова, Дмитрия Булныгина, Елены Ковылиной, Дмитрия ::Vtol:: Морозова, Егора Федоричева и других.

Для раскрытия творческого потенциала выксунцев запустили параллельную программу фестиваля, и одним из ее итогов в этом году стала выставка «То, чего не может быть» в Музее истории Выксы. Куратор Владимир Селезнев отобрал 13 работ из десятков присланных на конкурс «любительских» произведений искусства и концептуально доработал их вместе с авторами. Люди, которые много лет занимались творчеством для себя и родственников, благодаря фестивалю почувствовали себя настоящими художниками и узнали, что их работы вполне можно сопоставить с важными явлениями искусства ХХ века (есть отсылки к Джексону Поллоку, Дональду Джадду, Биллу Виоле, арте повера и сюрреализму).

Одна из любимых художественных практик в городе — стрит-арт, и в продолжение этого вектора на территории Выксунского металлургического завода официально открыли первый в России индустриальный стрит-арт-парк. Куратор Ольга Погасова представила новую роспись художника Алексея Луки и пообещала, что в течение 10 лет здесь ежегодно будет появляться новая роспись уличных художников, вдохновленная разными направлениями искусства XX века. Кроме того, ведется работа над первой энциклопедией российского стрит-арта (опубликовать ее планируется к осени), в которой Выкса по праву займет важное место.

По словам кураторов, приехали представители администрации Псковской области, компании «Северсталь», участники Программы городских лидеров из почти 20 малых городов России. Пример Выксы действительно заряжает энтузиазмом и вдохновляет: если здесь смогли, то и у нас получится, — надо только понять механизмы, найти ресурсы и единомышленников. «Я верю в человеческую энергию и внутреннюю мотивацию. Даже в тех городах, где нет такого завода, есть ресурсы, а чтобы помочь их активировать, мы на опыте Выксы сделали методическое пособие “Создай свой город”. Надо просто брать и делать, а это самое сложное, потому что ты выходишь из своей зоны комфорта и начинаешь существовать не только для себя», — говорит Юлия Бычкова.

В ближайших планах команды реконструкция Центрального парка, на которую получен федеральный грант (проект занял четвертое место из почти 30 поданных на конкурс заявок). До конца года планируют построить семь функциональных объектов, большой инфоцентр, лодочную станцию у пруда и развить инфраструктуру.

Конечно, Выксе очень повезло с тем, как руководство ОМК реализовывает социальную ответственность через культуру, вкладывает в это немалые средства и открыто к экспериментам. Но одна из задач фестиваля — сделать так, чтобы он существовал не только за счет одного корпоративного донора, но привлекал и другие ресурсы местного сообщества. Два мероприятия фестиваля: открытие скейт-парка и завершающий концерт хедлайнера Feduk — проходили на площади Металлургов на фоне здания кинотеатра, обернутого зеленой сеткой. Выксунцы уже предлагали сделать в рамках параллельной программы проекционные показы на его фасаде, обращая внимание на потенциал этого объекта для города. Хочется надеяться, что этот «немой укор» посреди активно развивающегося города мотивирует местный бизнес, а мы вскоре услышим новости об открытии на «Арт-овраге» большой кинопрограммы.

Материалы по теме
Просмотры: 2510
Популярные материалы
1
Объявлены победители конкурса на памятник врачам, спасающим от COVID-19
Жюри выбрало три проекта из более чем 300 заявок.
30 июня 2020
2
Десять главных атрибутов лета в живописи
Хокни, Дейнека, Норман Рокуэлл, Герасимов и Соролья рассказывают (и показывают) нам, что нужно для того, чтобы лето было идеальным.
03 июля 2020
3
Марина Алексеева: «Иногда над одним боксом я зависаю на полгода»
Петербургская видеохудожница Марина Алексеева рассказала о том, как от керамики пришла к видеоарту, что может дать художнику театр, и о новом онлайн-проекте с Центром Вознесенского, премьера которого состоится 4 июля.
02 июля 2020
4
Как открывали музеи в России: скандалы и забавные случаи
Любопытные истории, случившиеся в XIX и ХХ веках: изучаем и возвращаемся в музеи после коронавирусного карантина с соблюдением всех мер предосторожности.
03 июля 2020
5
Sotheby’s выручил на онлайн-торгах $363,2 млн
Марафон онлайн-аукционов с продажей триптиха Фрэнсиса Бэкона за $84,5 млн стал экспериментом аукционного дома и принес суммарную выручку в $363,2 млн.
02 июля 2020
6
Искусство на перекрестке финансовых технологий и блокчейна
Компания The Art Exchange начала работу. Она готова впервые применить к рынку искусства производные финансовые инструменты, а также сделать его удобным и открытым.
30 июня 2020
7
Директор Лувра: «Проблема большого скопления людей меня не слишком тревожит»
Директор Лувра Жан-Люк Мартинес ожидает снижения посещаемости на 80% и считает, что для успешного восстановления нужно делать ставку на постоянную экспозицию.
30 июня 2020
8
Меценат и коллекционер Андрей Филатов готов купить спорные американские памятники
Его фонд Art Russe предложил США сохранить монументы Теодору Рузвельту и Александру Баранову, ставшие объектами нападок протестующих.
03 июля 2020
9
Коломна: авангардное искусство в древнем городе
Коломна — популярное туристическое место, старый город с многочисленными музеями, но самый привлекательный для любителей искусства — это Музей органической культуры.
02 июля 2020
10
Обнаружить, спрятав: Христо в Центре Помпиду
Выставка «Христо и Жанна-Клод. Париж!» в Центре Помпиду задумывалась как превью проекта по упаковке Триумфальной арки, а стала данью памяти знаменитой художественной паре.
30 июня 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru