The Art Newspaper Russia
Поиск

Елена Титова: «Стремимся привлечь молодежь, особенно креативный класс»

Совсем недавно Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства провел ребрендинг, и теперь он именуется Музеем декоративного искусства. О том, какие изменения произошли и происходят здесь на практике, нам рассказала его директор

Открывшаяся у вас в 2017 году постоянная экспозиция «Русский стиль» получила множество положительных отзывов. Планируется ли дальнейшее обновление постоянной экспозиции музея?

Готовится новая экспозиция декоративно-прикладного искусства ХХ века. У нас более 250 тыс. единиц хранения на сегодня, и две трети — как раз советский период, то, для чего, собственно, музей 40 лет назад создавался — собирать лучшие образцы ХХ века как в части промыслов, так и в части авторских произведений. Возможно, мы единственный в стране музей, обладающий коллекцией, способной показать весь ряд декоративного искусства того времени. В наших фондах хронологически представлены все этапы возрождения, становления, совершенствования и расцвета российской системы художественного производства в ХХ столетии.

Построение такой масштабной экспозиции — непростая задача как с точки зрения музейного дела, так и с точки зрения поиска подхода к исторической — и в нашем случае политической — стороне вопроса. Всероссийский музей декоративного искусства не может не показывать и не рассказывать своим посетителям об искусстве СССР, ведь это почти 70-летняя история нашей страны. Экспозиция такого толка должна решить важную задачу — необходимость показывать тесную связь декоративного искусства этого периода как с мировым наследием, так и с народной культурой.

Вы упомянули современные авторские изделия, созданные после распада Союза. Как музейная коллекция пополнялась последние 20–30 лет? Были ли закупки или это дары художников?

Конечно, и закупали в том числе, хотя на протяжении всего этого времени музей принимал дары от художников и благотворителей. Сейчас, когда у нас сформирован план развития коллекции, мы прицельно рассматриваем свои фонды на предмет лакун и возможности их заполнить закупками или принятием в дар предметов от коллекционеров. Такой подход мы уже применяли при подготовке экспозиции «Русский стиль. От историзма к модерну», когда точечно подбирали предметы в экспозицию и показывали лучшие вещи второй четверти XIX — начала ХХ века.

А где разместится новая постоянная экспозиция?

У нас есть замечательное крыло, которое само по себе является архитектурным памятником середины 1950-х годов. До переезда в Белый дом во всем комплексе располагался Президиум Верховного Совета и Совет министров РСФСР, затем комплекс перешел в распоряжение Министерства культуры и был передан специально Всероссийскому музею декоративно-прикладного и народного искусства. Сразу был набран штат и поставлена задача собирать лучшие образцы декоративного искусства. Именно в этом корпусе, спроектированном известным советским архитектором Владимиром Гельфрейхом, и будет располагаться экспозиция, посвященная искусству советского периода. Нам важно показать декоративное искусство ХХ века так, чтобы было интересно и посетителям старшего поколения, которые знают и, возможно, узнают многие предметы, и молодым зрителям.

Есть ли у вас понимание, кто основная аудитория Музея декоративного искусства?

Вы знаете, экспозиции и выставки музея всегда привлекали туристов, преимущественно иностранцев. Люди, увлеченные тем или иным видом декоративного искусства, всегда посещали музей и даже приезжали специально. Очень хорошо помню, когда я только начала работать в музее, была целая волна кружевниц из Нидерландов. У них там прошел крупный форум, и на этом форуме выступили с сообщением, что существует вот такой музей в Москве. Сегодня мы имеем большое количество туристов из Китая. Мы видим, что появляется интерес вьетнамских и индийских туристов. Кроме того, для нас очень важен внутренний туризм, но это процесс небыстрый, то есть бума мы пока не испытываем.

Конечно, у нас есть еще одна большая и важная группа — наши дети. Более того, если раньше «дети» означало организованные группы школьников, то сегодня мы резко понизили возрастную планку. В музее есть и программы, и все удобства для пребывания здесь даже с новорожденными. Разработаны специальные программы для детей от полутора лет. То есть большая часть нашей аудитории — это родители, которые приводят детей на занятия в просветительский центр. 
Мы стремимся привлечь и молодежь, особенно креативный класс. Прежде всего для них у нас полтора года назад открылся Центр моды и дизайна. Это новая для нас аудитория.

Я знаю, что в разных музеях по-разному организована работа с меценатами, партнерами, друзьями и попечителями. Какие формы используете вы?

У нас простая схема, поскольку музей в проектах поддерживают различные организации и частные партнеры. Так, обе экспозиции — и «Декоративно-прикладное искусство России XVIII — первой трети XIX веков», и «Русский стиль. От историзма к модерну» — сделаны при поддержке меценатов и спонсоров. У нас есть несколько форм работы с ними. Одна из них — Клуб меценатов. Это юридические и физические лица, которые жертвуют определенную сумму на определенный период, а мы предлагаем им различные программы лояльности. Также успешно действует Фонд развития музея — некоммерческая организация, которая призвана поддерживать инициативы музея.

Не секрет, что перед музеями сейчас поставлена задача научиться зарабатывать и самостоятельно привлекать средства. Из чего складывается бюджет музея? Какова доля госфинансирования, а что является результатом вот этого разностороннего фандрайзинга?

Мы успешно зарабатываем последние два-три года, и те очень жесткие планы, которые ставит Министерство культуры, — они явно учитывают наш потенциал и, конечно, подстегивают. Что касается статей дохода, то наш просветительский центр — курица, несущая золотые яйца. У него замечательные программы, поэтому очень высокий спрос на мастер-классы, лекции и занятия для детей и взрослых. Еще одна статья доходов — это партнерские выставочные проекты в стенах нашего музея, а также предметы из наших коллекций, которые востребованы сегодня на площадках партнеров в России и за рубежом.
Приоритетной выставкой 2019 года является «Стекло ХХ века», открытие которой планируется в сентябре. Этот большой красивый проект мы реализуем за счет музейного бюджета, но также надеемся на поддержку меценатов.

А будут ли еще в ближайшее время выставки, представляющие западный дизайн или зарубежное декоративно-прикладное искусство? У вас был, например, «Непревзойденный Веджвуд» замечательный.

Да, планируем выставку с лондонским Музеем дизайна и текстиля. У нас есть договоренности представить их проект «Великие имена. Художники и текстиль». Это будет, скорее всего, в следующем году. Мы соединим его с коллекцией британского дизайнера Зандры Роудс, патрона этого музея, и хотели бы дополнить экспозицию разделом с экспериментами российских художников в области текстиля. 

Материалы по теме
Просмотры: 3877
Популярные материалы
1
Объявлены победители конкурса на памятник врачам, спасающим от COVID-19
Жюри выбрало три проекта из более чем 300 заявок.
30 июня 2020
2
Десять главных атрибутов лета в живописи
Хокни, Дейнека, Норман Рокуэлл, Герасимов и Соролья рассказывают (и показывают) нам, что нужно для того, чтобы лето было идеальным.
03 июля 2020
3
Марина Алексеева: «Иногда над одним боксом я зависаю на полгода»
Петербургская видеохудожница Марина Алексеева рассказала о том, как от керамики пришла к видеоарту, что может дать художнику театр, и о новом онлайн-проекте с Центром Вознесенского, премьера которого состоится 4 июля.
02 июля 2020
4
Как открывали музеи в России: скандалы и забавные случаи
Любопытные истории, случившиеся в XIX и ХХ веках: изучаем и возвращаемся в музеи после коронавирусного карантина с соблюдением всех мер предосторожности.
03 июля 2020
5
Sotheby’s выручил на онлайн-торгах $363,2 млн
Марафон онлайн-аукционов с продажей триптиха Фрэнсиса Бэкона за $84,5 млн стал экспериментом аукционного дома и принес суммарную выручку в $363,2 млн.
02 июля 2020
6
Искусство на перекрестке финансовых технологий и блокчейна
Компания The Art Exchange начала работу. Она готова впервые применить к рынку искусства производные финансовые инструменты, а также сделать его удобным и открытым.
30 июня 2020
7
Директор Лувра: «Проблема большого скопления людей меня не слишком тревожит»
Директор Лувра Жан-Люк Мартинес ожидает снижения посещаемости на 80% и считает, что для успешного восстановления нужно делать ставку на постоянную экспозицию.
30 июня 2020
8
Меценат и коллекционер Андрей Филатов готов купить спорные американские памятники
Его фонд Art Russe предложил США сохранить монументы Теодору Рузвельту и Александру Баранову, ставшие объектами нападок протестующих.
03 июля 2020
9
Коломна: авангардное искусство в древнем городе
Коломна — популярное туристическое место, старый город с многочисленными музеями, но самый привлекательный для любителей искусства — это Музей органической культуры.
02 июля 2020
10
Обнаружить, спрятав: Христо в Центре Помпиду
Выставка «Христо и Жанна-Клод. Париж!» в Центре Помпиду задумывалась как превью проекта по упаковке Триумфальной арки, а стала данью памяти знаменитой художественной паре.
30 июня 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru