The Art Newspaper Russia
Поиск

Алексей Курочкин: «Я не сохну над вещами, как Кощей»

Московский коллекционер-исследователь передал в Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН уникальную коллекцию парного китайского оружия

Военное искусство Японии, Китая, Индии — сфера научных и собирательских интересов Алексея Курочкина. Он не профессиональный историк, но в области своих интересов уже стал авторитетным исследователем, непременным участником научных семинаров и конференций. В июне в Кунст­камере откроется выставка, где широкой публике будет представлено его редкое собрание.

Алексей Юрьевич, вы расстались с уникальной коллекцией, спокойно передав ее в музей. Почему так поступили?

Наверное, потому что я не коллекционер в привычном смысле слова. Собирал вещи ради своих исследовательских интересов в области традиционных воинских культур Востока. Когда предмет исследован и в достаточной степени понят, он уже не представляет особого интереса. А как расстаться с коллекцией, которую составлял много лет? Просто раздать вещи, которые вы собирали годами, грустно. Лучший способ сохранить что-то — передать тому, кому действительно нужно. Я не сохну над вещами, как Кощей, для меня важнее научная ценность — буду сражаться за свои теории и убеждения, а не за предметы.

Для подарка выбрали Кунсткамеру, а не Эрмитаж — почему?

Парное китайское оружие — это все-таки этнография, оно не в золоте и бриллиантах. Выбирал между РЭМом (Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге. — TANR) и Кунсткамерой, но остановился на Кунсткамере, которая регулярно публикует свои исследования. Мне важно, чтобы моя коллекция продолжала работать, приносить пользу, чтобы ее изучали.

Чем уникальна ваша коллекция китайского парного оружия?

Самим фактом своего существования и полнотой. Коллекций китайского оружия в мире немало, и парное оружие как существенная часть китайского традиционного оружия в них также встречается. У меня же было собрание исключительно парного оружия, практически всех его разновидностей, встречавшихся в Китае. О второй такой коллекции даже в мире я не знаю.

В чем особенность парного оружия?

Поначалу мне казалось, что парное оружие использовали какие-то совершенно неординарные личности или это было связано с какими-то особенными воззрениями. Начал с самого известного примера — со знаменитого японского фехтовальщика XVI–XVII веков Миямото Мусаcи, который разработал систему ведения боя двумя мечами, эта школа фехтования существует до сих пор. Но оказалось, что за этим не стоит никакой особой философии или традиции, кроме неординарной личности самого Мусаcи, который, кстати, в реальности никогда и не сражался двумя мечами.

В Китае все было иначе?

В Китае парное оружие действительно укоренено в народных практиках, его использовали деревенские ополченцы, в традиционных воинских искусствах. Есть даже изображения мифологических существ, у которых в каждой руке по мечу, в каждой ноге по ножу. В придворном китайском ритуале и в армии парное оружие встречалось. Как правило, это были парные сабли, которые можно было носить в одних ножнах. С одной стороны рукоять и гарда у каждой сабли были плоскими, что позволяло составлять их вместе, как бы одну саблю из двух половинок. 

Если были легендарные личности, были и необыкновенные истории, связанные с оружием?

Однажды я обнаружил некоторое количество парных китайских тесаков из США. Они, конечно, могли попасть туда благодаря коллекционерам, но канал происхождения явно был иной. Позже выяснилось, что эти тесаки были популярным оружием китайских банд Чайна-тауна в Сан-Франциско. Harper’s Weekly, американский политический журнал, выходивший в Нью-Йорке, в 1886 году писал: «Смертельное оружие — это двойные мечи, каждый длиной около двух футов, которые носят в одних ножнах. Китайцы берут их каждый в одну руку и прорубают себе дорогу сквозь толпу врагов». Еще случайно у меня оказалось несколько экземпляров парных кинжалов, схожих между собой, но явно произведенных в разных местах. Конструкция и размер указывали, что ими не воевали. Коллеги установили, что это предметы из магических практик шаманов Северного Вьетнама.

Почему вы вообще начали коллекционировать оружие? Детская мечта о шпагах и кортиках?

Я уже взрослым заинтересовался восточными культурами, читал книжки, начал изучать артефакты, писать статьи. В оружии пересекаются многие культурные явления и разные смыслы, не только практические и прикладные, но и, что особенно важно для восточных культур, религиозные, мифологические и ритуальные. Конечно, хотел увидеть его, подержать в руках. Обратился к коллекционерам, посетил основные музеи. И сделал для себя открытие: в частных коллекциях хранятся выдающиеся предметы мировой культуры!

Почему после Японии и Китая Индия?

Изучая японское парное оружие, быстро понял, что многое в этой культуре идет из Китая. Занялся Китаем и понял, что именно Индия оказала огромное влияние на его культуру. В Индии я обнаружил более глубокие корни философии оружия, в том числе парного. Даже традиции вооруженного монашества имеют в Индии более давнюю историю, чем широко известный и во многом легендарный Шаолинь. Мало какое еще оружие в мире так сильно связано с мифологией, ритуалом и в целом с культурой, как индийское.

Язык выучили?

Да, сначала учил китайский, теперь хинди, но для исследований пользуюсь профессиональными переводами.

Чем принципиально отличается коллекционное оружие от неколлекционного?

Внешне почти ничем. Коллекционировать можно все, что разрешено законом. Условно существует деление на современное и антикварное оружие, просто в разных странах разное законодательство. Где-то считается, что, если предмету больше 100 лет, это антиквариат. У нас в стране холодное оружие является антикварным, если оно изготовлено до 1945 года.

Дырки не надо сверлить в клинках, как в ружье?

Дырки в стволах — наследие советского времени. В некоторых советских музеях и сабли шурупами прикручивали к стене. Сейчас это не практикуется.

Фальшивки часто встречаются?

Увы, часто. Отличить подделку от оригинала в случае китайского оружия специалисту пока еще довольно легко, но технологии подделок и искусственного старения постоянно совершенствуются. Уже есть категории поддельного оружия, которое практически не отличить от оригинала. И чем популярнее у коллекционеров какой-то вид оружия, тем более искусно и масштабно его подделывают. Я на это не попадался, у меня были очень хорошие учителя.

Ученые или собиратели?

Учился у всех, тем более что в нашей стране научное оружиеведение практически создается заново. Сейчас в год проходит до трех специализированных научных конференций, постепенно преодолевается отчуждение между коллекционерами, независимыми исследователями и сотрудниками музеев.

Много в России коллекционеров, собирающих оружие?

Никто не знает сколько. Такие увлечения не афишируют, тем более при нынешних законах, которые практически запрещают продавать и покупать оружие.

Встречались какие-то эксклюзивные предметы?

В составе коллекции я передал в музей пару уникальных китайских ножей, изображения которых постоянно фигурировали в качестве образца и примера в сообществе оружиеведов, в статьях и на специализированных интернет-форумах. В итоге они оказались в моей коллекции, чем я очень гордился. Теперь они в музее, и я еще больше горжусь тем, что они сохранятся и для следующих поколений. 

Просмотры: 1918
Популярные материалы
1
Жизнь Синди Шерман по кадрам собрала Национальная портретная галерея
Ретроспектива из 150 произведений Шерман показывает, как художницу вдохновили фильмы Хичкока и семейный альбом.
14 августа 2019
2
Художник Илья Трушевский стал антигероем передачи телеканала «Дождь»
Передача включает интервью разных женщин, рассказывающих о его нападениях.
12 августа 2019
3
The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL объявляет программу и запускает новый сайт
На третьем The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL, который пройдет в Москве с 9 по 15 сентября, покажут фильмы о Питере Линдберге, Христо и Шоне Скалли.
14 августа 2019
4
Наследники подали в суд на Министерство культуры
Французские музеи не торопятся возвращать три картины Дерена, принадлежавшие погибшему в концлагере маршану Рене Жимпелю.
12 августа 2019
5
Центр документального кино выпускает в прокат фильм «Разум и искусство»
Документальная картина «Разум и искусство» исследует темную сторону творчества.
13 августа 2019
6
Искусство до и после Второй мировой войны выставили в цюрихском Кунстхаусе
На выставке «Час ноль. Искусство с 1933 по 1955 год» наряду с произведениями Альберто Джакометти, Пабло Пикассо и Джексона Поллока показаны работы швейцарских художников, которые не выставлялись десятилетиями.
13 августа 2019
7
Совместную выставку Трейси Эмин и Эдварда Мунка покажут в Осло и Лондоне
Первой площадкой станет новое здание Музея Мунка в Осло, возле которого установят гигантскую скульптуру Эмин «Мать», затем выставка переедет в лондонскую Королевскую академию художеств.
12 августа 2019
8
Тайны «Мадонны в скалах» Леонардо да Винчи раскроют на выставке в Лондоне
Исследование картины из собрания Национальной галереи показало, что в первом варианте композиции младенец Иисус и ангел находились выше.
16 августа 2019
9
Ретроспектива звезды поп-арта и арте повера Пино Паскали проходит в Венеции
На выставке, открывшейся в рамках параллельной программы 58-й Венецианской биеннале, он представлен еще одной гранью своего дарования — фотографией.
12 августа 2019
10
В Стеделейк-музее показывают выставку «Гибридная скульптура»
На ней объединились работы Изы Генцкен, Джеффа Кунса, Томаса Хиршхорна и других художников.
15 августа 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru