The Art Newspaper Russia
Поиск

Ни дня без Леонардо, ни строчки без рефлексии

Накануне 500-летия со дня смерти великого художника и инженера вышла книга под интригующим заглавием «Моя жизнь с Леонардо» профессора Оксфорда Мартина Кемпа. Спустя короткое время издательство «Слово» выпустило ее русскоязычный вариант

«Книга эта — глубоко личная история моих отношений с Леонардо да Винчи, охватывающая полвека исследований», — преду­преждает читателя во «Введении» ее автор Мартин Кемп, почетный профессор Окс­фордского университета. Одиннадцать глав его богато иллюстрированного опуса посвящены, на первый взгляд, произвольно возникающим темам и сюжетам из наследия Леонардо. Предвидя вопросы, Кемп объясняет свой выбор «автобиографичностью» новой книги. Однако начинается она все же с описания жизни самого Леонардо: «Поскольку последующие главы очень неполно освещают его основные творческие достижения, я надеюсь, предлагаемый краткий биографический очерк (который при желании можно пропустить) будет нелишним».

Далее идут те самые главы, написанные неожиданно живо, с забавными бытовыми деталями и яркими характеристиками людей. Научные исследования настолько изящно вплетены в ткань сопутствующих событий, что едва ли не главным достоинством книги становится «эффект присутствия», длящийся от начала и до конца чтения. Например, автор погружает читателя в атмосферу споров сторонников и противников реставрации «Тайной вечери», проводившейся с 1977 по 1999 год, давая шанс и нам занять собственную позицию: видим ли мы теперь подлинник или только отдаленное его подобие.

«Джоконда» — еще один важный этап в биографии ученого. В главе «Глядя на Лизу» самыми интересными представляются рассказы об ощущениях Кемпа, которому дважды выпадала удача близко видеть картину — без пуленепробиваемого футляра и рамы. Автор в деталях описывает тот «странный, нереальный, сбивающий с толку и волнующий опыт».

И почти сразу за этим Кемп меняет жанр, предлагая настоящий криминальный триллер — историю «Мадонны с веретеном», похищенной в 2003 году из замка Драмланриг в Шотландии и обнаруженной усилиями целой армии детективов при участии экспертов, в том числе самого Кемпа. Не сбавляя темпа, автор переходит к случаю «Прекрасной принцессы», которую он, несмотря на сомнения других искусствоведов, считает подлинником Леонардо. В 2010 году он даже опубликовал монографию, поведав о том, как команда специалистов под его руководством нашла достаточно веские доказательства авторства. Напомнив об этой коллизии, Кемп развивает ее сюжет. Следом идет недавняя история с картиной «Спаситель мира», которую заслуженный эксперт тоже склонен считать произведением Леонардо. 

А потом возникает непредсказуемый поворот — глава о «Коде да Винчи», ставшем мировым бестселлером. Об оценке романа Дэна Брауна говорит уже само ее название — «Коды и абракадабра», однако Кемп методично разбирает все конспирологические несуразицы. И в финале объясняет, почему решил посвятить «Коду» специальный раздел. Объяснение это заслуживает того, чтобы стать главным посылом всей его книги: «Мы не можем стереть феномен „Да Винчи“ из мировой культуры. Перед лицом этого ошеломляющего разнообразия интерпретаций какой совет я могу дать тем, у кого нет времени или профессиональных навыков, чтобы проверить достоверность того, что они видят и слышат? Говорю не задумываясь: читайте самого Леонардо. Во всей этой шумихе, окружающей Леонардо в наши дни, только его голос единственно подлинный. И смотрите, разглядывайте его картины и рисунки. Ничто с ними не сравнится». 

Материалы по теме
Просмотры: 4689
Популярные материалы
1
Объявлены победители конкурса на памятник врачам, спасающим от COVID-19
Жюри выбрало три проекта из более чем 300 заявок.
30 июня 2020
2
Десять главных атрибутов лета в живописи
Хокни, Дейнека, Норман Рокуэлл, Герасимов и Соролья рассказывают (и показывают) нам, что нужно для того, чтобы лето было идеальным.
03 июля 2020
3
Марина Алексеева: «Иногда над одним боксом я зависаю на полгода»
Петербургская видеохудожница Марина Алексеева рассказала о том, как от керамики пришла к видеоарту, что может дать художнику театр, и о новом онлайн-проекте с Центром Вознесенского, премьера которого состоится 4 июля.
02 июля 2020
4
Как открывали музеи в России: скандалы и забавные случаи
Любопытные истории, случившиеся в XIX и ХХ веках: изучаем и возвращаемся в музеи после коронавирусного карантина с соблюдением всех мер предосторожности.
03 июля 2020
5
Sotheby’s выручил на онлайн-торгах $363,2 млн
Марафон онлайн-аукционов с продажей триптиха Фрэнсиса Бэкона за $84,5 млн стал экспериментом аукционного дома и принес суммарную выручку в $363,2 млн.
02 июля 2020
6
Искусство на перекрестке финансовых технологий и блокчейна
Компания The Art Exchange начала работу. Она готова впервые применить к рынку искусства производные финансовые инструменты, а также сделать его удобным и открытым.
30 июня 2020
7
Директор Лувра: «Проблема большого скопления людей меня не слишком тревожит»
Директор Лувра Жан-Люк Мартинес ожидает снижения посещаемости на 80% и считает, что для успешного восстановления нужно делать ставку на постоянную экспозицию.
30 июня 2020
8
Меценат и коллекционер Андрей Филатов готов купить спорные американские памятники
Его фонд Art Russe предложил США сохранить монументы Теодору Рузвельту и Александру Баранову, ставшие объектами нападок протестующих.
03 июля 2020
9
Коломна: авангардное искусство в древнем городе
Коломна — популярное туристическое место, старый город с многочисленными музеями, но самый привлекательный для любителей искусства — это Музей органической культуры.
02 июля 2020
10
Обнаружить, спрятав: Христо в Центре Помпиду
Выставка «Христо и Жанна-Клод. Париж!» в Центре Помпиду задумывалась как превью проекта по упаковке Триумфальной арки, а стала данью памяти знаменитой художественной паре.
30 июня 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru