The Art Newspaper Russia
Поиск

Нукус на пороге перемен

Легендарный музей имени Савицкого в столице Каракалпакстана ждет результатов открытого международного конкурса на должность директора

Решение о проведении такого конкурса было принято в начале этого года. Заявки от претендентов на должность директора Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого принимаются до 25 апреля включительно. Из требований, которые предъявляет к соискателям Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры Узбекистана, наиболее критичными являются знание музейного дела и управленческий опыт в этой сфере. Предполагается, в частности, что кандидат имеет стаж работы на руководящих должностях не менее трех лет. О гражданстве будущего директора в условиях конкурса ничего не сказано. Правила подачи заявок и список необходимых документов размещены на официальном сайте фонда. Ориентировочно в конце мая должны пройти собеседования с кандидатами, отобранными в шорт-лист. Если течение и исход конкурсного процесса будут сочтены удовлетворительными, то уже 1 июня победитель сможет занять директорское кресло в Нукусе. Контракт заключается на четыре года — с возможностью пролонгации.

В состав экспертного совета, мнение и рекомендации которого призваны существенно повлиять на результаты конкурса, входят министр культуры Узбекистана Бахтиер Сайфуллаев, директор Музея Пикассо в Антибе Жан-Луи Андраль, директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, и.о. главы представительства ЮНЕСКО в Узбекистане Мария дель Пилар Альварес Ласо, а также Мариника Бабаназарова — бывший многолетний директор того самого музея в Нукусе, ныне сотрудник Центра исламской цивилизации в Ташкенте.

Вряд ли информация такого рода привлекла бы пристальное внимание русскоязычной аудитории, если бы речь шла о любом другом музее в Средней Азии. Но в случае с Нукусом ситуация для нас особая. Здешняя коллекция, которую с неутомимостью и почти фанатическим рвением собирал основатель и первый директор музея Игорь Савицкий (1915–1984), в очень значительной степени связана с историей русского и советского искусства. И хотя начинал Игорь Витальевич свою музейную миссию в Каракалпакской АССР сугубо с археологии и этнографии (эта часть фондов и поныне велика), все же со временем акцент был им переставлен на искусство первой половины ХХ века. А конкретно на тот его сегмент, который советская идеология намеренно замалчивала или пыталась принизить. В итоге Савицкий не только аккумулировал в своем музее лучшие произведения так называемого туркестанского авангарда, но и вывез сюда из Москвы тысячи работ художников 1920–1930-х годов. Избранные произведения из местной коллекции можно было увидеть в российской столице на выставке «Сокровища Нукуса», проходившей в ГМИИ им. А.С.Пушкина в 2017 году.

После смерти Савицкого музеем три десятилетия руководила его воспитанница и преемница Мариника Бабаназарова. Ее увольнение с должности в 2015-м сопровождалось бурной медийной полемикой (преимущественно русскоязычной), однако официальные причины отставки так и не были оглашены. Место директора занял Максет Карлыбаев, до того возглавлявший НИИ гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Узбекистана, но продержался он ровно год. При нем, кстати, был открыт новый корпус музея, примыкающий вместе с хранилищем к прежнему зданию 2002 года постройки. От Карлыбаева должность перешла к Гульбахар Изентаевой, которая директорствует и по сей день. Формально она имеет полное право участвовать в объявленном конкурсе, однако, по словам его организаторов, заявка от Изентаевой пока не поступала.

Нынешний конкурс — составная часть программы музейной реновации, совсем недавно стартовавшей в Узбекистане. Ее можно считать экспериментальной: поначалу модернизации будут подвергнуты лишь три институции. Помимо музея в Нукусе, в список включены ташкентские Музей прикладного искусства и дом-музей Айбека, классика узбекской литературы. Программу инициировал упомянутый выше Фонд развития культуры и искусства, сотрудников которого так и хочется назвать «младореформаторами». Во всяком случае, эта команда, сформированная полтора года назад, декларирует установки, по форме и содержанию совпадающие с общепринятыми в Европе и США. Музейная стратегия, концепция развития, маркетинг, инфраструктура, интернациональные связи — это слова из их лексикона. Кстати, учреждение в Ташкенте нового Центра современного искусства, о чем мы недавно писали, тоже их рук дело.

Что касается именно Нукуса, то главная претензия к тамошнему музею — инерционность и отсутствие инициативы. «Хотелось бы, чтобы музей стал более популярен. И особенно не устраивает, что он не планирует выездные проекты», — говорит Гаянэ Умерова, заместитель директора фонда. В ее команде не скрывают, что международное сотрудничество для них — один из важнейших векторов. Например, серьезная ставка делается на участие музея имени Савицкого в грандиозной выставке «Цивилизация и культура Великого шелкового пути», которая должна состояться в Лувре в 2021 году. Да и организация музейной работы в самом Нукусе требует существенных перемен. Не дожидаясь назначения нового директора, уже в мае сюда прибудет группа консультантов из вашингтонского Смитсоновского музея американского искусства, чтобы проанализировать положение дел и предложить свои рецепты предстоящих инноваций. При этом культурное начальство в Ташкенте всячески дает понять, что не планирует никакого перемещения коллекции, равно как и ее фрагментов, из Нукуса в другие регионы — насчет чего среди «болельщиков» музея в России периодически возникало и возникает беспокойство.

Пока же музейная жизнь в столице Каракалпакстана течет в привычном русле. Во всяком случае, внешне. За время короткого визита туда невозможно было вникнуть в глубинное устройство институции или оценить атмосферу в коллективе, но составить впечатление о постоянной экспозиции — вполне. И это впечатление не назовешь восторженным, хотя большинство экспонатов — что археологических, что из недавнего советского прошлого, — чрезвычайно важны и интересны сами по себе. Если обойтись без особых придирок, то прежде всего недоумение вызывает расположение предметов искусства в двух зданиях — старом и новом. В обоих случаях этнографические древности соседствуют с авангардом и поставангардом, но не по концептуальному замыслу некоего хитроумного куратора, а по извечному принципу «так уж вышло».

Конкретно в Нукусе вышло следующим образом. В 2016 году на церемонию открытия только что достроенного корпуса ожидали тогдашнего президента Узбекистана Ислама Каримова. Естественно, главе республики было некогда осматривать музей целиком, поэтому в новом здании спешно смонтировали дайджест прежней экспозиции, включив в него основные хиты, а в старых залах довесили кое-что из запасников — благо было из чего выбирать: здешние фонды насчитывают почти 100 тыс. единиц хранения. А потом сработал еще один извечный принцип — «нет ничего более постоянного, чем временное». За три минувших года абсурдную экспозицию так и не удосужились переделать. Вот и очевидная задача для нового директора.

Да и в целом ему (или ей) предстоит немало хлопот. Возьмись хоть за переоборудование пожарной сигнализации, по причине неисправности которой в прошлом году залило картину Александра Шевченко «Баба с ведрами», или за обеспечение устойчивого энергоснабжения (как раз во время нашей экскурсии в музее погас свет из-за аварии на подстанции) — все это наверняка будет непросто. Не каждая международная знаменитость справится. Но младореформаторы не теряют оптимизма.

Материалы по теме
Просмотры: 3453
Популярные материалы
1
Погиб Михаил Абрамов, основатель Музея русской иконы
Меценат разбился при крушении вертолета около греческого острова Порос.
21 августа 2019
2
Роберт Индиана умер в нищете, несмотря на $13 млн на счету
Человек, который должен был заботиться о Роберте Индиане, позволил ему «жить в грязи и нищете», притом что на банковском счете художника было $13 млн.
22 августа 2019
3
Главные выставки осени и зимы
Поленов в Третьяковке, Гейнсборо в ГМИИ им. Пушкина, Лучо Фонтана в Мультимедиа Арт Музее и другие выставки, которые обязательно стоит увидеть этой осенью и зимой в Москве и Санкт-Петербурге.
22 августа 2019
4
Музей «Новый Иерусалим» проведет экспертизу скандальной коллекции Кузнецова и Буллок
Изучение 1,3 тыс. предметов искусства из собрания обвиняемого в хищениях и мошенничестве экс-министра финансов Подмосковья Алексея Кузнецова и его бывшей жены Жанны Буллок займет максимум год и может принести немало сюрпризов.
21 августа 2019
5
Министерство культуры рекомендует «Промсвязьбанку» сохранить коллекцию ИРРИ неделимой
Судьба частного музея остается под вопросом, однако Минкультуры РФ рассчитывает, что «Промсвязьбанк» в случае получения коллекции ИРРИ в счет погашения многомиллиардных долгов прежних владельцев сохранит институцию.
20 августа 2019
6
Барселона, Лондон и Рим под одним куполом
«Остров мечты» в Нагатинской пойме, открытие которого запланировано на конец года, станет первым всесезонным парком развлечений в Москве. Он будет самым большим в Европе и Азии.
19 августа 2019
7
Музеи спорят о том, кто они теперь
24 национальных отделения Международного совета музеев (ИКОМ) не согласны с новым, «политизированным» определением музея и требуют отложить голосование по нему.
22 августа 2019
8
Изенгеймский алтарь XVI века реставрируют во французском Кольмаре
Проведенные работы позволили увидеть пальму в пустыне и скачущих черных бесов, скрытых прежде под толстым слоем потемневшего лака.
21 августа 2019
9
Герхард Рихтер передаст свое наследие в дар новому берлинскому музею
Об этом стало известно после того, как художник отказался от предложения открыть собственный музей в Кельне.
21 августа 2019
10
Всемирный музей в Ливерпуле осудили за использование технологии распознавания лиц
Защитники права на неприкосновенность частной жизни осудили музей, однако его представители заверяют, что посетители выставки «Первый император Китая и терракотовые воины» знали о наблюдении.
20 августа 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru