The Art Newspaper Russia
Поиск

День рождения Малевича отметили в Киеве научной конференцией

На Международном форуме «Новая генерация: художник и его поколение», посвященном 140-летию со дня рождения Казимира Малевича, говорили об украинском модернизме

На четыре дня Киев стал международным центром изучения феномена искусства 20–30-х годов прошлого века. «Нам было очень важно, чтобы на форуме встретились люди, которые занимаются исследованием истории искусства одного и того же периода, — рассказала Татьяна Филевская, куратор, одна из организаторов форума. — Например, Андрей Бояров исследует львовский модернизм, а Евгений Деменок — одесский, и они впервые познакомились у нас, участвуя в одном круглом столе. Нам важно, чтобы эти региональные истории были включены в общую картину истории искусств Украины и чтобы эта история попала в сферу внимания мирового академического сообщества».

Свои доклады для специалистов и гостей форума прочитали председатель Общества Малевича из Великобритании Кристина Лоддер, профессор университета в американском штате Огайо Мирослава Мудрак, историк искусства из Канады Олег Ильницкий, французский искусствовед, специалист по русскому авангарду Жан-Клод Маркаде, директор фонда «Культурный центр Харджиева — Чаги» (Нидерланды) Шенг Схейен, представители Фонда Архипенко (Лондон) и многие другие. 

Центр современного искусства М17, где проходил форум, — известное в Киеве место. Частная галерея, принадлежавшая украинскому бизнесмену и коллекционеру Андрею Адамовскому, арендует это помещение у Союза художников Киева уже девять лет. Как рассказала Наталия Шпитковская, директор центра, полгода назад фонд, основанный Адамовским, принял решение запустить в этих стенах новый проект. Так родилась идея создать на базе бывшей галереи центр современного искусства, сохранив уже известное имя — М17. 

Название форуму дал журнал «Новая генерация» («Нова ґенерацiя»), который издавал в Харькове в 1927–1930 годах лидер и теоретик украинского футуризма Михаил Семенко. Несколько лет с журналом сотрудничал Казимир Малевич, живший и преподававший в Киеве в 1928–1930 годах. В тот период художник готовился к целой серии своих выставок в Берлине, Вене, Москве и Цюрихе, открывших Европе масштаб его личности.

«С моей точки зрения, Малевич оказал огромное влияние на все искусство первой половины XX века, — считает Шенг Схейен, нидерландский исследователь русского искусства. — Для меня Малевич — художник масштаба Пикассо, один из десяти крупнейших художников XX века. Его достижения последнего периода творчества, фигуративные работы второго крестьянского цикла, на мой взгляд, намного значительнее, чем неоклассические работы Пикассо 1920-х годов». Как рассказал Шенг Схейен, в своей новой книге «Авангардисты», посвященной истории художников авангарда, он раскрывает их связи с государственными структурами, их работу советскими чиновниками. По словам исследователя, ему удалось найти и опубликовать новые документы, которые подтверждают тесную связь родственника Малевича Евгения Кацмана (Малевич и Кацман были женаты на родных сестрах) с органами ОГПУ-НКВД. Впервые в этой книге будут полностью опубликованы письма Кацмана Ленину.

На форуме в Киеве прошла презентация книги «Казимир Малевич: киевский аспект». Это сборник статей 18 авторов, которые занимались исследованием истории искусства 1920–1930-х годов в целом и конкретно творчеством Малевича, опираясь на публикации в журнале «Новая генерация». Литературовед Ярына Цимбал выяснила, что Малевича к сотрудничеству с журналом пригласил Светозар Драгоманов, известный украинский переводчик, публицист, двоюродный брат Леси Украинки. В книге впервые опубликовано письмо Малевича видному украинскому писателю и публицисту Алексею Полторацкому, члену редколлегии журнала.

В рамках форума состоялась также национальная премьера документального фильма «Малевич» (режиссеры — Игорь Малахов и Владимир Луцкий, авторы идеи — Ольга Захарова и Татьяна Филевская). «Мы исследовали не только детали биографии Малевича, но и историю его связи с кинематографом, — рассказала Татьяна Филевская. — О том, что он хотел сделать фильм по своему сценарию и рисункам, уже известно, есть даже воспоминания о встречах художника с режиссером Гансом Рихтером, который хотел это снять. Мы использовали компьютерную графику и воссоздали идеи художника на основе его рисунков, хранящихся в архиве Музея Гетти. И сделали два видеоролика, которые включили в фильм». 

Во время работы над фильмом его авторам удалось сделать неожиданное открытие и в биографии Казимира Малевича — установить точный адрес дома, где он родился. Во всех публикациях о художнике сказано, что его семья жила в доме 15 по улице Бульонская (в советское время — улица Боженко, сейчас — улица Малевича). Снимая эпизод о рождении первенца в семье Малевичей, авторы фильма обнаружили, что в церковных книгах указан другой дом — усадьба на улице Жилянской, где жила Мария Оржеховская, родная тетя будущего художника.

Подделки работ Малевича — одна из самых острых тем, обсуждавшихся на форуме. Оживление вызвал доклад «Малевич на Западе: открытие и восприятие» профессора славистики из канадского Университета Манитобы, искусствоведа и куратора Мирослава Шкандрии, редактора книги Дэвида Хареля «Малевич: потерянные картины». Это история частной коллекции с работами художников-авангардистов первого ряда: Василия Кандинского, Эль Лисицкого, Казимира Малевича, Владимира Татлина, Александры Экстер. По словам владельца, они происходят из некоего «спецхрана» Национального художественного музея Украины и подлинность их подтверждена «известными европейскими специалистами».

Вступивший в дискуссию искусствовед и куратор Константин Акинша уточнил, что заключения о подлинности этого собрания Дэвиду Харелю выдала «некая лаборатория из Кельна, пользующаяся в кругах экспертов очень сомнительной репутацией, а коллекция многократно отвергалась аукционными домами и музейными институциями Европы». Рассказал Акинша также о подделках работ украинских художников 1920–1930-х годов. К распространению этих подделок, по его словам, причастны и сами украинские историки искусства, которые, особенно в 1970-е годы, когда практически ничего не было известно об украинском авангарде, визировали сомнительные работы как подлинные.

«К сожалению, история украинского модернизма еще не написана, это надо сделать, и прошедший форум — серьезный шаг на этом долгом и непростом пути, — считает Константин Акинша. — Я намеренно говорю „модернизм“, потому что страшно не люблю термин „авангард“ — ни „русский“, ни “украинский“. Никто из художников того времени не называл себя авангардистом! Авангард в советской стране был один, и футбольные клубы называли не в честь товарища Малевича, а в память цитаты Ленина — „партия — авангард рабочего класса“. Художники называли себя футуристами, конструктивистами — кем угодно, только не авангардистами. Название появилось в конце 1970-х годов, когда западному арт-рынку потребовалась торговая марка».

Форум «Новая генерация: художник и его поколение» организовала и провела негосударственная общественная организация «Центр современного искусства М17» при участии и поддержке Adamovskiy Foundation, Национального художественного музея Украины, Киевского культурно-художественного и музейного комплекса «Мыстецькый арсенал». 

Материалы по теме
Просмотры: 3452
Популярные материалы
1
Суд признал право Баттервика на мнение о русском авангарде
Итальянский суд оправдал обвиняемого в клевете лондонского арт-дилера и галериста Джеймса Баттервика, усомнившегося в подлинности работ русского авангарда на выставке в Мантуе.
11 февраля 2020
2
Как ван Гога стоимостью €15 млн купили на деревенском аукционе за £4
Теперь пейзаж с крестьянским домом отправляется в Маастрихт, чтобы стать одним из главных экспонатов ярмарки TEFAF.
10 февраля 2020
3
Сердца современных художников: символы любви от Фриды до Бэнкси
Из неона, стали, пластика и звуков — смотрите нашу подборку сердец от звезд современного искусства ко Дню святого Валентина.
14 февраля 2020
4
В Музее русского импрессионизма собрали ретроспективу Юрия Анненкова
Выставка «Революция за дверью» не претендует на исчерпывающую полноту, но получилась весьма репрезентативной: выстроены и хронология, и жанровый диапазон художника.
13 февраля 2020
5
Русский музей поделился планами на 2020 год
125-летие Государственного Русского музея отметят завершением реставрации Михайловского замка и огромной выставкой даров, которая займет все дворцы музейного комплекса
12 февраля 2020
6
«Иван Грозный» собрал консилиум
В реставрации картины Ильи Репина наступил важный момент: необходимо решить, каким способом дублировать холст уникального памятника. Для консультаций пригласили западных специалистов.
10 февраля 2020
7
«Охотник» Адриана Гение остался в Эрмитаже
Картины румынского художника на недавних аукционах продавались за миллионные суммы, многократно превышающие эстимейт
10 февраля 2020
8
Три века фарфора представлены в Эрмитаже
На выставке, посвященной 275-летию основания Императорского фарфорового завода, полтысячи уникальных предметов систематизированы по стилям.
11 февраля 2020
9
Античную скульптуру освободят из княжеской темницы
Итоги 40-летней борьбы между итальянскими властями и семьей Торлония подведет крупная выставка в 2020 году.
12 февраля 2020
10
Куратор Кейт Бейли: «Важно, чтобы музейный предмет всегда оставался звездой»
Автор знаменитого проекта об истории оперы рассказала нам про будущие «подмостки» в Москве и особенности работы Музея Виктории и Альберта в сегодняшнем мире.
12 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru