The Art Newspaper Russia
Поиск

Как найти Малевича

«В поисках „0,10. Последней футуристической выставки картин“» — если не идеальный, то оптимальный способ отпраздновать 100-летие «Черного квадрата» Казимира Малевича. Бесспорно, самой знаменитой, знаковой, загадочной и проклинаемой картины ХХ века. Выставка открылась в Базеле, в Фонде Бейелера, и стоит только изумляться, почему не в Санкт-Петербурге. Там «Черный квадрат» был впервые явлен публике на выставке «0,10. Последняя футуристическая выставка картин», вернисаж которой состоялся 19 декабря 1915 года в доме № 7 по Марсову полю.

Однако российские музеи — Русский, Третьяковская галерея и еще полтора десятка счастливцев — обладателей полотен основателей русского авангарда — предпочли вывезти свои сокровища на гастроли, а не заниматься куда более сложной работой по реконструкции исторического события. Зато с ней отлично справился базельский музей, собравший со всего мира произведения Казимира Малевича и других участников той выставки. И предоставивший зрителям массу дополнительных материалов: фотографии, рецензии на выставку, подробные сведения о художниках.

В Базеле показывают не реконструкцию: воссоздать выставку 1915 года невозможно. Ее каталог не иллюстрирован, названия многих работ условны, и сохранилась приблизительно треть из 154 показанных произведений. Две участницы — Ксения Богуславская и Анна Кириллова — присутствуют в Базеле только фотографиями и биографиями (заметим, что статей о них нет даже в недавно вышедшей «Энциклопедии русского авангарда»). Зато остальные 12 художников представлены если не теми же вещами, что и 100 лет назад, то созданными в это же время. Натан Альтман — одним натюрмортом, Василий Каменский — книжной графикой, Мария Васильева — тремя красивыми пейзажами. Одним контррельефом, живописным рельефом и многочисленными фотографиями утерянных работ — Владимир Татлин. Как и на петербургской выставке, он стал вторым главным героем, соперником Малевича, лидером московских художников, новатором. Несколько картин Ольги Розановой, Веры Пестель, Любови Поповой, Надежды Удальцовой, Ивана Клюна, Михаила Менькова и Ивана Пуни (здесь у него 14 работ, в Петербурге было 23) сами по себе составили бы отличную выставку русского авангарда. Но «В поисках „0,10“» затеяна не ради них.

23 супрематические картины Казимира Малевича развешены в залах на почтительном расстоянии. Повторять историческую ковровую развеску с «Черным квадратом» в красном углу, как она запечатлена на фотографии 1915 года, в Базеле не стали. Прием уже не раз был использован в музейной практике. Ударным сделали ряд с «Черным квадратом» из Третьяковки, «Черным кругом» из частной коллекции и «Черным крестом» из Центра Помпиду. Так куратор выставки Мэтью Дратт уже делал на выставке Малевича в Музее Гуггенхайма в 2002 году. И, как и тогда, черная геометрия производит серьезное впечатление своим сокрушительным лаконизмом.

Третьяковская галерея привезла в Базель не самого именинника, а его авторскую копию 1929 года, выглядящую значительно свежее оригинала. Помимо российских музеев, несколько ярких композиций предоставил амстердамский Стеделейк-музей, еще несколько поступили из частных собраний, среди них две из Галереи Гмужинской. Одна супрематическая композиция Малевича принадлежит Фонду Бейелера. И Сэм Келлер, директор фонда и инициатор выставки, был счастлив, что смог подобрать ей такую великолепную компанию. Еще он рассказал, что подготовка «В поисках „0,10“» заняла несколько лет и российские музеи оказали ему огромную, в том числе научную, помощь.

В качестве оммажа выставке «В поисках „0,10“» Фонд Бейелера открыл большую экспозицию «Черное солнце», где собраны работы классиков модернизма и современных художников, связанные с малевичевским шедевром. Начинается все с композиции Василия Кандинского и геометрии Пита Мондриана, потом идут работы еще 34 художников — звезд прошлого и этого века, в том числе Марка Ротко, Энди Уорхола, Ричарда Серры, Герхарда Рихтера, Дэмиена Херста, Олафура Элиассона.

Материалы по теме
Просмотры: 5479
Популярные материалы
1
Приключения русского авангарда в Генте
Выставка в бельгийском музее поразила экспертов. Откуда взялись неизвестные прежде произведения русских художников-авангардистов, выясняла наш корреспондент Наталья Шкуренок.
15 января 2018
2
Открытое письмо экспертов по поводу выставки «Русский модернизм» в Музее изящных искусств в Генте
Ученые, кураторы и арт-дилеры считают показанные на выставке работы мастеров русского авангарда «вызывающими множество вопросов».
15 января 2018
3
Алена Долецкая стала креативным консультантом Третьяковки
В новой должности она займется продвижением выставок
16 января 2018
4
Как гадать на Святки: советы художников
Святочная неделя продлится до 17 января, гадать можно до самого Крещенского сочельника. Чтобы узнать, где и как ждать подсказок судьбы, TANR предлагает обратиться за примерами к русской живописи XIX века.
12 января 2018
5
Ярмарка BRAFA: не только обертка
Одна из старейших и уважаемых мировых ярмарок искусства, BRAFA (Брюссельская ярмарка искусства) проходит уже больше 60 лет. В этом году 134 галереи из 16 стран представят весь спектр исторических эпох и коллекционерских пристрастий.
12 января 2018
6
Выставка «Рисунки скульпторов. Роден. Майоль. Деспио» пройдет в фонде IN ARTIBUS
Проект впервые представит публике серию из 50 рисунков Майоля 1916 года, а также работы редкого для российских музеев Шарля Деспио.
16 января 2018
7
Найден неизвестный ранее рисунок ван Гога
Находка помогла атрибутировать другую работу художника.
17 января 2018
8
В Иране открылся первый музей, посвященный художнице
Ретроспектива Монир Шахруди Фарманфармаян разместилась в бывшем дворце в Тегеране.
16 января 2018
9
Катрина Нейбурга: «Если отличную идею не удалось воплотить за полгода, я брошу ее и примусь за что-то еще»
Латвийская художница и сценограф о будущем проекте для I Рижской биеннале современного искусства (состоится в июне 2018 года), эзотерическом шорт-листе, любви к классической музыке и парикмахерам.
16 января 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru