The Art Newspaper Russia
Поиск

Как найти Малевича

«В поисках „0,10. Последней футуристической выставки картин“» — если не идеальный, то оптимальный способ отпраздновать 100-летие «Черного квадрата» Казимира Малевича. Бесспорно, самой знаменитой, знаковой, загадочной и проклинаемой картины ХХ века. Выставка открылась в Базеле, в Фонде Бейелера, и стоит только изумляться, почему не в Санкт-Петербурге. Там «Черный квадрат» был впервые явлен публике на выставке «0,10. Последняя футуристическая выставка картин», вернисаж которой состоялся 19 декабря 1915 года в доме № 7 по Марсову полю.

Однако российские музеи — Русский, Третьяковская галерея и еще полтора десятка счастливцев — обладателей полотен основателей русского авангарда — предпочли вывезти свои сокровища на гастроли, а не заниматься куда более сложной работой по реконструкции исторического события. Зато с ней отлично справился базельский музей, собравший со всего мира произведения Казимира Малевича и других участников той выставки. И предоставивший зрителям массу дополнительных материалов: фотографии, рецензии на выставку, подробные сведения о художниках.

В Базеле показывают не реконструкцию: воссоздать выставку 1915 года невозможно. Ее каталог не иллюстрирован, названия многих работ условны, и сохранилась приблизительно треть из 154 показанных произведений. Две участницы — Ксения Богуславская и Анна Кириллова — присутствуют в Базеле только фотографиями и биографиями (заметим, что статей о них нет даже в недавно вышедшей «Энциклопедии русского авангарда»). Зато остальные 12 художников представлены если не теми же вещами, что и 100 лет назад, то созданными в это же время. Натан Альтман — одним натюрмортом, Василий Каменский — книжной графикой, Мария Васильева — тремя красивыми пейзажами. Одним контррельефом, живописным рельефом и многочисленными фотографиями утерянных работ — Владимир Татлин. Как и на петербургской выставке, он стал вторым главным героем, соперником Малевича, лидером московских художников, новатором. Несколько картин Ольги Розановой, Веры Пестель, Любови Поповой, Надежды Удальцовой, Ивана Клюна, Михаила Менькова и Ивана Пуни (здесь у него 14 работ, в Петербурге было 23) сами по себе составили бы отличную выставку русского авангарда. Но «В поисках „0,10“» затеяна не ради них.

23 супрематические картины Казимира Малевича развешены в залах на почтительном расстоянии. Повторять историческую ковровую развеску с «Черным квадратом» в красном углу, как она запечатлена на фотографии 1915 года, в Базеле не стали. Прием уже не раз был использован в музейной практике. Ударным сделали ряд с «Черным квадратом» из Третьяковки, «Черным кругом» из частной коллекции и «Черным крестом» из Центра Помпиду. Так куратор выставки Мэтью Дратт уже делал на выставке Малевича в Музее Гуггенхайма в 2002 году. И, как и тогда, черная геометрия производит серьезное впечатление своим сокрушительным лаконизмом.

Третьяковская галерея привезла в Базель не самого именинника, а его авторскую копию 1929 года, выглядящую значительно свежее оригинала. Помимо российских музеев, несколько ярких композиций предоставил амстердамский Стеделейк-музей, еще несколько поступили из частных собраний, среди них две из Галереи Гмужинской. Одна супрематическая композиция Малевича принадлежит Фонду Бейелера. И Сэм Келлер, директор фонда и инициатор выставки, был счастлив, что смог подобрать ей такую великолепную компанию. Еще он рассказал, что подготовка «В поисках „0,10“» заняла несколько лет и российские музеи оказали ему огромную, в том числе научную, помощь.

В качестве оммажа выставке «В поисках „0,10“» Фонд Бейелера открыл большую экспозицию «Черное солнце», где собраны работы классиков модернизма и современных художников, связанные с малевичевским шедевром. Начинается все с композиции Василия Кандинского и геометрии Пита Мондриана, потом идут работы еще 34 художников — звезд прошлого и этого века, в том числе Марка Ротко, Энди Уорхола, Ричарда Серры, Герхарда Рихтера, Дэмиена Херста, Олафура Элиассона.

Материалы по теме
Просмотры: 8982
Популярные материалы
1
Андрей Сарабьянов рассказал о потрясающей находке неизвестных картин русского авангарда
Исследователь русского авангарда Андрей Сарабьянов нашел в Кировской области работы художников начала ХХ века, в том числе Василия Кандинского и Варвары Степановой. Скоро их покажут на выставке в Ельцин Центре в Екатеринбурге.
31 марта 2020
2
Лучшая картина — для короля
Ученые спорят о том, какую из «Данай» Тициан написал для Филиппа II — ту, что из Прадо, или ту, что принадлежит лондонской коллекции Веллингтона.
02 апреля 2020
3
Авангард под присмотром химиков
В последние годы появилось огромное количество подделок русского авангарда. Химический анализ материалов позволяет дать однозначный ответ на вопрос об их подлинности и датировке, считают в лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР.
30 марта 2020
4
Шесть российских музеев вошли в топ самых посещаемых музеев мира за 2019 год
В десятке главных, как и прежде, Эрмитаж. Выставка «Щукин: биография коллекции», прошедшая в ГМИИ им. А.С.Пушкина, лидирует в мировом рейтинге по посещаемости среди российских.
02 апреля 2020
5
Галереи: отчаяние и безудержный креатив
Призывы властей и реальные распоряжения о самоизоляции сделали виртуальное пространство единственным, в котором в ближайшее время могут работать художественные галереи. Галеристы и арт-дилеры оказались в невообразимой прежде ситуации.
31 марта 2020
6
Третьяковская галерея выложила в Cеть фото своих выставок
Музей представил как нашумевшие блокбастеры, так и более камерные проекты.
02 апреля 2020
7
Картину ван Гога похитили из нидерландского музея
В это время музей Сингер Ларен был закрыт на карантин.
31 марта 2020
8
Свежий номер: искусство ушло на карантин, но обещало вернуться, вклад русской княжны в итальянскую культуру и будущее Владимиро-Суздальского музея-заповедника
В продаже появилась новая The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев апрельского номера, а также традиционный гид по миру роскоши.
01 апреля 2020
9
Георгий Литичевский: «Хожу за продуктами и много рисую»
Известный своими комиксами на разные темы, художник Георгий Литичевский оказался во время пандемии в Нюрнберге, откуда шлет нам всем привет и рисунок.
01 апреля 2020
10
Елена Ковылина предлагает перформанс от вируса
Как искусство помогает победить болезни, рассказала художник-перформансист Елена Ковылина.
03 апреля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru