The Art Newspaper Russia
Поиск

Барельефы Меркурова со стадиона «Динамо» пытаются пристроить в московские музеи

Владельцы стадиона решили не оставлять барельефы на прежнем месте и ведут переговоры с московскими музеями — однако желающих получить весьма объемный экспонат пока не нашлось

Барельефы советского скульптора-монументалиста Сергея Меркурова были установлены на портиках Южного и Северного фасадов стадиона «Динамо» в 1930-х годах. В 2008 году инвестор и застройщик «ВТБ Арена — Центральный стадион „Динамо“» демонтировал их во время глобальной реконструкции спортивного сооружения, в конечном итоге обернувшейся практически полной его перестройкой. Планировалось, что после реставрации барельефы вернутся на фасад, затем их решили заменить копиями, а приведенные в порядок оригиналы выставить на территории комплекса, сделав центром многофункционального арт-пространства «Динамо». «Спасенные барельефы Меркурова заслужили к себе исключительного внимания. Это будет своеобразный вариант выставки одной картины, в роли которой выступят легендарные рельефы», — рассказывала тогда Ольга Мягких, управляющий директор проекта «Арена парк ивентс» и директор службы специальных программ банка ВТБ.

Однако сейчас хозяева стадиона отказались и от этой идеи, начав переговоры с московскими музеями о передаче барельефов, на реставрацию которых, по нашим данным, «ВТБ Арена» потратила несколько лет и более $100 тыс. Пресс-служба управляющей компании «Динамо», инвестора и застройщика «ВТБ Арены», отметила, что пока претендент на получение экспоната не выбран и что главное — «обеспечить барельефам надлежащее хранение, и чтобы все желающие могли их увидеть в свободном доступе».

За последние несколько месяцев представители «ВТБ Арена» обращались с предложением принять работу Меркурова в Третьяковскую галерею, Музей Москвы, Музей архитектуры им. Щусева, однако везде получили отказ. Основное затруднение вызывает гигантский размер барельефов: длина двух фризов превышает 32 м, а высота — около 12 м.

Любопытно, что в список потенциальных новых владельцев пока что не попала ВДНХ, где нет проблем со свободными пространствами для больших композиций. С выставкой связана творческая судьба Сергея Меркурова (он делал рельефы для павильона «Космос», а также ныне не существующие памятник Иосифу Сталину и скульптуру «Рабочий-полиграфист»).

По мнению правнука скульптора, Антона Меркурова, занимающегося сохранением наследия предка, «происходящее с барельефами — явное нарушение законодательства». «Барельефы — часть стадиона „Динамо“ и не могут быть отчуждены. Если ВТБ не нужны барельефы, я думаю, найдутся желающие их выкупить — притом что это так же незаконно, как и передать барельефы в сторонний музей на любых условиях. Как бы мы ни сражались за посетителей музеев, на стадионе зрителей будет не меньше. Несмотря на все обещания, на наших глазах исчезает история», — считает он.

Похожий сюжет разворачивается и с бассейном в спорткомплексе «Лужники». Построенное в 1956 году здание планировали реконструировать, но вскоре снесли и возвели на его месте новое, большее по площади. Его фасады декорированы увеличенными копиями исторических барельефов, выполненных в свое время знаменитым трио скульпторов «ЛеСС» — Владимиром Лемпортом, Вадимом Сидуром и Николаем Силисом. Предполагалось, что после реставрации оригиналы разместят в холле нового сооружения. Остались ли в силе эти планы, в «Лужниках» нам пока не ответили.

Материалы по теме
Просмотры: 6477
Популярные материалы
1
Андрей Сарабьянов рассказал о потрясающей находке неизвестных картин русского авангарда
Исследователь русского авангарда Андрей Сарабьянов нашел в Кировской области работы художников начала ХХ века, в том числе Василия Кандинского и Варвары Степановой. Скоро их покажут на выставке в Ельцин Центре в Екатеринбурге.
31 марта 2020
2
Флешмоб The Art Newspaper Russia: художники за все хорошее
И против всего плохого. Спецпроект The Art Newspaper Russia с художниками мастерских музея «Гараж».
27 марта 2020
3
Как Третьяковская галерея купила «Ветку» Андрея Монастырского
Одно из ключевых произведений московского концептуализма войдет в постоянную экспозицию музея на Крымском Валу.
27 марта 2020
4
Лучшая картина — для короля
Ученые спорят о том, какую из «Данай» Тициан написал для Филиппа II — ту, что из Прадо, или ту, что принадлежит лондонской коллекции Веллингтона.
02 апреля 2020
5
Владимир Дубосарский: «Вообще-то, я и раньше жил почти на карантине»
Один из самых известных и востребованных коллекционерами российских художников рассказал о своем взгляде на искусство эпохи коронавируса.
27 марта 2020
6
Авангард под присмотром химиков
В последние годы появилось огромное количество подделок русского авангарда. Химический анализ материалов позволяет дать однозначный ответ на вопрос об их подлинности и датировке, считают в лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР.
30 марта 2020
7
Что ван Гог думал об обнаженных Дега
В апреле выходит трехтомное академическое издание «Писем Эдгара Дега», десять из которых связаны с братьями ван Гог.
27 марта 2020
8
Коронавирус на арт-рынке: TEFAF критикуют за безответственность, а Art Basel перенесли
Заболевшие COVID-19 участники TEFAF обвиняют организаторов в корыстолюбии и безответственности. Не исключено, что это стало последним доводом за перенос Art Basel.
27 марта 2020
9
Опубликован шорт-лист премии «Инновация-2020»
Хотя открытие выставки и церемония отложены из-за карантина, имена номинантов все-таки огласили.
27 марта 2020
10
Галереи: отчаяние и безудержный креатив
Призывы властей и реальные распоряжения о самоизоляции сделали виртуальное пространство единственным, в котором в ближайшее время могут работать художественные галереи. Галеристы и арт-дилеры оказались в невообразимой прежде ситуации.
31 марта 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru