18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны

№69
Материал из газеты

160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж

Герой выставки в Лувре — самый знаменитый итальянский коллекционер XIX века Джованни Пьетро Кампана (1808–1880), собравший фантастическое количество античных предметов, итальянской майолики XVI века и итальянских «примитивов» XIV–XV столетий, которыми тогда никто еще не интересовался. Теперь тысячи когда-то принадлежавших ему уникальных вещей хранятся в ведущих музеях мира. То есть с коллекцией все в порядке, чего нельзя сказать о судьбе ее бывшего владельца, в одночасье потерявшего все свои сокровища. 

Кампана родился в богатой римской семье. Получив вслед за дедом и отцом должность инспектора Римской ссудной кассы (Monte di Pieta), принадлежавшей Ватикану, он настолько преуспел, что в 1833 году ее возглавил. Кампана был удачливым коммерсантом, владел мраморным карьером. Что оказалось весьма кстати, учитывая его главную страсть с 20 лет — древнегреческие мрамор, бронза и керамика, римские терракотовые рельефы, античные монеты и медали. Ему доставались находки с археологических раскопок, начатых в 1829 году на принадлежавшей Ватикану земле во Фраскати, неподалеку от Рима. Заведя собственную типографию, Кампана публиковал свое собрание в богато иллюстрированных каталогах. 

Когда коллекция достигла внушительных размеров, маркиз затеял строительство огромной виллы во Фраскати, где собирался открыть собственный музей. Однако проект застопорился из-за нехватки средств, которые нужны были для новых приобретений. Воспользовавшись правом распоряжаться средствами вверенного ему банка, Кампана стал брать деньги под залог. Гром грянул 28 ноября 1857 года. Коллекционера арестовали по обвинению в присвоении огромной для того времени суммы в 983 959 скуди и приговорили к 20 годам заключения, позже замененного ссылкой.

Конфискованная коллекция по распоряжению папы Пия IX была выставлена на продажу, а главными бенефициарами оказались Россия и Франция. Александр II через своего посланника Степана Гедеонова в 1861 году приобрел 565 ваз, 139 бронз, 1 ювелирное изделие, 77 мраморов и 9 произведений учеников Рафаэля, перенесенных на холст фресок на темы «Метаформоз» Овидия, украшавших виллу Палатина в Риме. Все античное золото, древнегреческую керамику, занимающую сегодня 9 залов Лувра, и 450 полотен итальянских мастеров XV–XVI веков купил Наполеон III (в 1976 году 283 из них переехали в Пти-пале в Авиньоне). Интересно, что большинство этих «примитивов» Кампана в свое время приобрел у французского кардинала Жозефа Феша.  Кое-что из собрания Кампаны досталось и англичанам: Британскому музею — часть коллекции античных монет, Музею Виктории и Альберта (носившему тогда название «Музей Южного Кенсингтона») — итальянская майолика и скульптура. 

Спустя 160 лет выставка в Лувре впервые восстановила собрание Кампаны, пусть не целиком, но лучшими образцами и достаточно полно. В ней участвует около 500 экспонатов (300 из которых луврские), в том числе из Эрмитажа, куда выставка переедет в июле 2019 ­года. 

Лувр
Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампаны
До 18 февраля 2019

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+