The Art Newspaper Russia
Поиск

Владимир Сальников, рассказчик, социолог и библиотечный клоун

Изданная «Гаражом» книга «Пикассо о нас не слышал» представляет собой сборник авторских текстов художника, ушедшего из жизни три года назад

Чтение просто восхитительное. Сальников-бытописатель выстраивает весьма убедительный социопсихологический анализ эпохи. Теперь мы знаем, как все было на самом деле. Сальников-наблюдатель беспристрастно описывает структуру официального художественного мира 1960–1970-х годов. И разрушает традиционные мифы: соцреализм уже с начала 1970-х стал пустой фразой, победили «соцмодернисты» и «формалисты» — и установили свою диктатуру. При этом мы получаем определения очень точные. Например: «Так как в [сталинской] борьбе против формалистов пострадало множество художников, „форму“ заменили эвфемизмом — „пластикой“».

Наверное, каким-то будущим исследователям понадобятся его описания подковерной борьбы за место у кормушки в так называемом официальном искусстве. И здесь Сальников-социолог дает корректную формулировку: «Эстетика охраняла доходы, доходы охраняли эстетику». Но история сложилась так, что и стойкие формалисты, и непримиримые соцмодернисты канули в Лету в момент исчезновения роскошного госзаказа в 1991 году. Для нас здесь важна инсайдерская информация Владимира Сальникова, который зарабатывал деньги как художник-график: «У книжника было мало начальников». Мы понимаем, сколь уютной была ниша, которую занимали концептуалисты, оформлявшие детские книжки. И заодно становится ясно, почему и Илья Кабаков, и Эрик Булатов, и другие нонконформисты демонстративно поклонялись Владимиру Фаворскому, — за несогласие с его художественными принципами «могли и лицо набить». Тут же Сальников, ироничный наблюдатель, дает точный психологический портрет: «Они что-то такое скромное потихоньку помазывали. <...> Даже сама их моторика, какое-то мужицкое переминание с ноги на ногу, грязные бороды и свитера».

Сальников неизменно занимал твердую критическую, даже гиперкритическую, позицию по отношению к художественному миру: «Окостеневшие модернисты 1960-х и ретроспективисты представляли жалкое зрелище. В неофициальном дела обстояли повеселее, хотя большая часть его была сплошной любительщиной, графоманством и халтурой». А «протоколы КД-М-ских мудрецов (группа «Коллективные действия» и Андрей Монастырский. — TANR) очень похожи на кавээнские остроты». При этом Сальников сохраняет редкую способность к критической позиции по отношению к самому себе, критикующему концептуализм: «Я лучше кого бы то ни было понимаю всю эту пустотность, китайщину, отсутствие присутствия…» Примечательно, что «своим» он почувствовал себя совсем в другую эпоху: текст «Произведение искусства и автор в 1990-е годы» — пока единственное достоверное и складное описание того буйного периода.

Но самое интересное — даже не тонкие и язвительные бытовые подробности, а история становления советского интеллектуала. Всё из книжек. В ранней молодости начитался журнала «Америка» — и стал абстракционистом. Потом проглотил соответствующую литературу — и с немыслимой само­иронией говорит, что выступает «с точки зрения психоанализа (и Четырех Благородных Истин Будды Гаутамы)». От этого микса происходит и все интеллектуальное шутовство Сальникова (троллинг, по определению арт-критика Людмилы Луниной). С философом Валерием Подорогой он по-свойски говорит на языке постструктурализма, в теоретической полемике в основанном Дмитрием Гутовым Институте Михаила Лифшица свободно манипулирует марксистско-ленинской терминологией, а интервьюеру из газеты «Завтра» излагает свои идеи на языке евразийства. Жаль, что составители книги не включили в нее все эти блестящие провокации умника и книгочея с детства.

Но настоящий Сальников все же живописец, его зритель — «либертин, развратник и наркоман от искусства, ждет появления новых „веществ“». 

Материалы по теме
Просмотры: 1677
Популярные материалы
1
Георгий Пинхасов: «Стрит-фотограф должен снимать то, что ему посылает случай, и не думать о стиле»
Фотограф легендарного агентства Magnum Георгий Пинхасов, один из участников проекта Magnum Live Lab/19 в Москве, раскрыл нам секрет стрит-фотографии, а также рассказал о том, как работается в заданных рамках и без них
16 июля 2019
2
В Музее Востока показывают выставку «Кирилл Зданевич. Тифлис — Москва»
В экспозиции представлены около 80 работ художника разных периодов его творчества: графика, живопись 1910–20-х годов и 1960-х, времени его своеобразного ренессанса.
16 июля 2019
3
Собрания музеев пополнят 53 тыс. произведений из коллекции Союза художников СССР
В программу включено 68 музеев, преимущественно региональных.
19 июля 2019
4
Объявлена тема Венецианской архитектурной биеннале 2020 года
Архитекторам, приглашенным для участия в биеннале , предлагается привлекать к своим проектам представителей других профессий и простых людей
16 июля 2019
5
Музеи Московского Кремля показывают царские регалии, древние иконы и шпалеры после реставрации
Экспозиция «Хранители времени» включает самые разные предметы: государственные регалии и личные вещи русских монархов, парадное оружие, иконы и великолепные работы отечественных и европейских ювелиров.
15 июля 2019
6
Бельгийский парк Бокрейк: Брейгель, хижины и реконструированное пиво
Музей под открытым небом, расположенный в бывшем аббатстве, — прекрасное летнее развлечение как для серьезных любителей старых мастеров, так и для родителей с детьми.
15 июля 2019
7
Экспертная комиссия Парижской биеннале лишилась руководства всего за два месяца до открытия ярмарки
Причиной стал допуск к участию в ярмарке двух экспонентов с подмоченной репутацией.
16 июля 2019
8
Россия вошла в десятку мировых лидеров по числу охраняемых памятников
Десять псковских церквей XII–XVI веков внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО на состоявшейся в Баку 43-й сессии Комитета всемирного наследия.
17 июля 2019
9
Фантастический блокбастер в Западном крыле Новой Третьяковки
Выставка «Свободный полет» московского Музея AZ изменила знакомое пространство бывшего ЦДХ до неузнаваемости. Все особенности стиля музея обернулись в новом пространстве его достоинствами.
17 июля 2019
10
Июль без отдыха
Исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели рассказал о стрит-арте в арке образовательного центра, проекте к 65-летию Сергея Курехина и гастролях в рамках фестиваля «Территория».
16 июля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru