The Art Newspaper Russia
Поиск

Ретроспектива Владимира Сальникова «Спасение пространств» открывается в Москве

В ММОМА показывают более 200 работ, созданных одним из гуру московской художественной жизни за 35 лет творчества: живопись, графику и видео

«Мы путешественники, мы путешествуем» — это утверждение Владимира Сальникова (1948–2015) емко описывает его философию как человека и художника. Будь то будничний поход в магазин или путешествие по Индии, все нужно разглядывать, быть открытым впечатлениям на своем пути. Художник должен тонко чувствовать мир и полноценно проживать в нем каждый миг. 

Выпускник Московского полиграфического института, затем преподаватель рисунка в своей альма-матер в 1972–1982 годах, живописец, график, педагог, художественный критик, автор двух анимационных фильмов, Сальников был не только яркой фигурой московской художественной жизни с конца ­1960-х, но и учителем для многих молодых художников и критиков. 

Так же разнообразен он в своих экспериментах. В его наследии — абстрактные композиции, экспрессивные портреты, графика, ироничные постмодернистские серии о персонажах-роботах, интерактивные мультимедийные инсталляции. Широта увлечений Сальникова определенно создает трудности искусствоведам: он не вписывается в какое-либо направление. Но едва ли в этом есть необходимость — куда важнее именно многогранность тем и оригинальность их интерпретаций художником.

На выставке в Московском музее современного искусства — первой посмертной ретроспективе Сальникова — более 200 работ за 35 лет творчества: живопись, работы на бумаге, тиражная графика и видео, сгруппированные кураторами Леонидом Бажановым и Ириной Горловой не хронологически, а по темам, к которым художник возвращался постоянно: «Порождение рисунка», «Художник и модель», «Пространство картины», «Спасение пространств». 

Последний раздел, как и выставка, получили свое название от одноименной инсталляции, сделанной и показанной в 1995–2000 годах в легендарной «TV Галерее» Центра современного искусства на Якиманке — первом выставочном пространстве постсоветской России, посвященном искусству новых медиа. Сальников  установил там телевизоры и вел проповеднические «лекции» в прямом эфире о том, как поменялась жизнь человека с появлением телевидения. Выполненная с большой иронией, сейчас эта работа воспринимается вполне серьезно и даже пророчески. 

В раздел «Художник и модель», помимо одноименного проекта, вошли и другие  серии. Одна из них — «100 изображений женщины». В основном это узнаваемые героини московской художественной жизни: художницы, искусствоведы. Сальников любил писать именно женщин, потому что, как сам говорил, работать с ними легче: они трепетнее относятся к тому, как выглядят в глазах других, и художник для них свое­образное зеркало. Еще одна, «10 000 левых женских ушей», — не имеющий аналогов вид «портрета» у Сальникова. Это акварели малого формата, которые художник тоже, как и все, писал с натуры, но не «лик», а только мочки ушей своих моделей, приходивших к нему в одно и то же время, для того чтобы освещение каждый раз было одинаковым. 

Процесс работы сопровождали беседы на самые разные темы, от житейских до философских. Собранные вместе, эти рисунки на первый взгляд кажутся не то натурными штудиями, не то заметками фетишиста. Но при вдумчивом рассмотрении они обнаруживают завораживающее разнообразие и красоту окружающего мира, красоту, которой этот мир награждает художника за чуткость и внимательность к нему.

Московский музей современного искусства
Владимир Сальников. Спасение пространств
27 сентября – 28 октября

Материалы по теме
Просмотры: 1631
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
6
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
7
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
8
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
9
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
10
Выставка «Дэвид Боуи» проходит в Центре имени братьев Люмьер
В экспозиции представлены редкие кадры 1970-х годов, в том числе с 12-часовой фотосессии музыканта в Лос-Анджелесе и со съемок фильма «Человек, который упал на Землю».
15 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru