The Art Newspaper Russia
Поиск

Безупречно организованный разгром

В галерее JART открылась выставка Сергея Шеховцова «Погром». Несмотря на провокационность замысла, скандала на вернисаже не случилось. Хотя без стрельбы и не обошлось

Художник Сергей Шеховцов прославился скульптурами и инсталляциями из поролона, пенопласта и других нетипичных для искусства материалов, однако в последнее время предпочитает более долговечные субстанции вроде пластика (кстати, приз, который ежегодно вручается лауреатам Премии The Art Newspaper Russia, тоже его рук дело). Выставка «Погром» (12 декабря — 11 февраля) — это и акция, и шоу, и тест, и манифест. «Это памятник типичному событию, призванному запомниться символом времени», — утверждает в пояснительном тексте к выставке ее куратор Андрей Ерофеев. Интерес к теме у него, как известно, отнюдь не академический: в 2003 году его же выставка «Осторожно, религия!» в Сахаровском центре была разгромлена вандалами.

Проект приурочен к переезду в новое пространство галереи JART, раньше специализировавшейся на арт-консалтинге, но в последнее время начавшей проводить выставки современного искусства. «Любая галерея современного искусства в России проходит состояния от рождения до вырождения. Так всегда происходит. Мы решили: почему бы не начать с разрушения, не сделать такой своеобразный антидот смерти, антидот погрома? Нужно изначально избавиться от иллюзий», — объяснил нам художник.

Добраться до выставки — мероприятие, напоминающее квест. Галерея скрывается в недрах хорошо охраняемого элитного жилого комплекса. Так что появления настоящих погромщиков опасаться не приходилось: прорвать линию обороны даже самые целеустремленные смогли бы разве что на тачанке с пулеметом «Максим».

В особых пояснениях экспозиция не нуждается. Явившиеся на вернисаж зрители увидели на стенах «белого куба» созданные Шеховцовым вариации на тему культовых произведений американского искусства — тут и абстракция Джексона Поллока, и обнаженная красотка Тома Вессельмана, и «Мишень» Джаспера Джонса, и флаг Роберта Раушенберга, и, разумеется, уорхоловский портрет Мэрилин Монро. «Я специально выбрал классиков, которые оказали сногсшибательное влияние на наше искусство», — объяснил художник.

При этом стены галереи и отчасти сами работы были изрисованы хулиганскими граффити, под ногами хрустело битое стекло от разгромленных ящиков-витрин, а в центре возвышались две скульптуры безликих гориллообразных погромщиков. Один размахивал бейсбольной битой, другой поднимал над головой абстрактную скульптуру, готовясь обрушить ее то ли на пол, то ли на головы зрителей. «Это история о том, что разрушаемое произведение все равно остается в истории искусства. Работу можно разрушить материально, но она останется в виде месседжа», — рассказал Шеховцов. Тщательно исполненную иллюзию хаоса, впрочем, нарушал тот факт, что работы на стенах были бережно обмотаны прозрачной упаковочной пленкой.

После нескольких бокалов шампанского настало время для хеппенинга. Желающим выдали пейнтбольные ружья и призвали завершить разгром экспозиции. «Интересно, способен ли кто-то здесь расстрелять столь ненавистное современное искусство?» — задавался вопросом Сергей Шеховцов. Как выяснилось, сомневался он напрасно. Желающих пострелять в картины и скульптуры оказалось достаточно, ружья несколько раз переходили из рук в руки. Защитная пленка не помогла; особой популярностью у стрелков пользовалась Мэрилин Монро, которую буквально изрешетили красящими пулями. На курок с энтузиазмом давили не только простые зрители, но и художники Аладдин Гарунов и Алла Решетникова. За процессом с неподдельным интересом наблюдали живые классики Юрий Альберт и Борис Орлов. Одну скульптуру погромщика в пылу битвы сбили с ног. В результате она развалилась на две части, что сделало композицию даже выразительнее. Когда пейнтбольные шарики и энтузиазм собравшихся стали иссякать, на поле боя выступили совладелица галереи Елена Толченникова и арт-директор Мария Толстая — они символически закрыли уже расстрелянные картины своими телами.

«Всем спасибо! Когда будете в следующий раз обсуждать погром, подумайте о себе», — подвел итог действа Шеховцов. Художник был доволен. По его мнению, социальный эксперимент удался. Впрочем, расстрел специально изготовленных муляжей произведений искусства специально выданными шариками с краской больше походил не на провокацию, а на некий магический ритуал, призванный отвадить от российского искусства настоящих вандалов. И еще больше — на безупречно организованный аттракцион с элементами интерактива и партиципаторности — куда же сейчас без них?

Материалы по теме
Просмотры: 3015
Популярные материалы
1
Объявлены победители конкурса на памятник врачам, спасающим от COVID-19
Жюри выбрало три проекта из более чем 300 заявок.
30 июня 2020
2
Десять главных атрибутов лета в живописи
Хокни, Дейнека, Норман Рокуэлл, Герасимов и Соролья рассказывают (и показывают) нам, что нужно для того, чтобы лето было идеальным.
03 июля 2020
3
Марина Алексеева: «Иногда над одним боксом я зависаю на полгода»
Петербургская видеохудожница Марина Алексеева рассказала о том, как от керамики пришла к видеоарту, что может дать художнику театр, и о новом онлайн-проекте с Центром Вознесенского, премьера которого состоится 4 июля.
02 июля 2020
4
Как открывали музеи в России: скандалы и забавные случаи
Любопытные истории, случившиеся в XIX и ХХ веках: изучаем и возвращаемся в музеи после коронавирусного карантина с соблюдением всех мер предосторожности.
03 июля 2020
5
Sotheby’s выручил на онлайн-торгах $363,2 млн
Марафон онлайн-аукционов с продажей триптиха Фрэнсиса Бэкона за $84,5 млн стал экспериментом аукционного дома и принес суммарную выручку в $363,2 млн.
02 июля 2020
6
Искусство на перекрестке финансовых технологий и блокчейна
Компания The Art Exchange начала работу. Она готова впервые применить к рынку искусства производные финансовые инструменты, а также сделать его удобным и открытым.
30 июня 2020
7
Директор Лувра: «Проблема большого скопления людей меня не слишком тревожит»
Директор Лувра Жан-Люк Мартинес ожидает снижения посещаемости на 80% и считает, что для успешного восстановления нужно делать ставку на постоянную экспозицию.
30 июня 2020
8
Меценат и коллекционер Андрей Филатов готов купить спорные американские памятники
Его фонд Art Russe предложил США сохранить монументы Теодору Рузвельту и Александру Баранову, ставшие объектами нападок протестующих.
03 июля 2020
9
Коломна: авангардное искусство в древнем городе
Коломна — популярное туристическое место, старый город с многочисленными музеями, но самый привлекательный для любителей искусства — это Музей органической культуры.
02 июля 2020
10
Обнаружить, спрятав: Христо в Центре Помпиду
Выставка «Христо и Жанна-Клод. Париж!» в Центре Помпиду задумывалась как превью проекта по упаковке Триумфальной арки, а стала данью памяти знаменитой художественной паре.
30 июня 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru