The Art Newspaper Russia
Поиск

Безупречно организованный разгром

В галерее JART открылась выставка Сергея Шеховцова «Погром». Несмотря на провокационность замысла, скандала на вернисаже не случилось. Хотя без стрельбы и не обошлось

Художник Сергей Шеховцов прославился скульптурами и инсталляциями из поролона, пенопласта и других нетипичных для искусства материалов, однако в последнее время предпочитает более долговечные субстанции вроде пластика (кстати, приз, который ежегодно вручается лауреатам Премии The Art Newspaper Russia, тоже его рук дело). Выставка «Погром» (12 декабря — 11 февраля) — это и акция, и шоу, и тест, и манифест. «Это памятник типичному событию, призванному запомниться символом времени», — утверждает в пояснительном тексте к выставке ее куратор Андрей Ерофеев. Интерес к теме у него, как известно, отнюдь не академический: в 2003 году его же выставка «Осторожно, религия!» в Сахаровском центре была разгромлена вандалами.

Проект приурочен к переезду в новое пространство галереи JART, раньше специализировавшейся на арт-консалтинге, но в последнее время начавшей проводить выставки современного искусства. «Любая галерея современного искусства в России проходит состояния от рождения до вырождения. Так всегда происходит. Мы решили: почему бы не начать с разрушения, не сделать такой своеобразный антидот смерти, антидот погрома? Нужно изначально избавиться от иллюзий», — объяснил нам художник.

Добраться до выставки — мероприятие, напоминающее квест. Галерея скрывается в недрах хорошо охраняемого элитного жилого комплекса. Так что появления настоящих погромщиков опасаться не приходилось: прорвать линию обороны даже самые целеустремленные смогли бы разве что на тачанке с пулеметом «Максим».

В особых пояснениях экспозиция не нуждается. Явившиеся на вернисаж зрители увидели на стенах «белого куба» созданные Шеховцовым вариации на тему культовых произведений американского искусства — тут и абстракция Джексона Поллока, и обнаженная красотка Тома Вессельмана, и «Мишень» Джаспера Джонса, и флаг Роберта Раушенберга, и, разумеется, уорхоловский портрет Мэрилин Монро. «Я специально выбрал классиков, которые оказали сногсшибательное влияние на наше искусство», — объяснил художник.

При этом стены галереи и отчасти сами работы были изрисованы хулиганскими граффити, под ногами хрустело битое стекло от разгромленных ящиков-витрин, а в центре возвышались две скульптуры безликих гориллообразных погромщиков. Один размахивал бейсбольной битой, другой поднимал над головой абстрактную скульптуру, готовясь обрушить ее то ли на пол, то ли на головы зрителей. «Это история о том, что разрушаемое произведение все равно остается в истории искусства. Работу можно разрушить материально, но она останется в виде месседжа», — рассказал Шеховцов. Тщательно исполненную иллюзию хаоса, впрочем, нарушал тот факт, что работы на стенах были бережно обмотаны прозрачной упаковочной пленкой.

После нескольких бокалов шампанского настало время для хеппенинга. Желающим выдали пейнтбольные ружья и призвали завершить разгром экспозиции. «Интересно, способен ли кто-то здесь расстрелять столь ненавистное современное искусство?» — задавался вопросом Сергей Шеховцов. Как выяснилось, сомневался он напрасно. Желающих пострелять в картины и скульптуры оказалось достаточно, ружья несколько раз переходили из рук в руки. Защитная пленка не помогла; особой популярностью у стрелков пользовалась Мэрилин Монро, которую буквально изрешетили красящими пулями. На курок с энтузиазмом давили не только простые зрители, но и художники Аладдин Гарунов и Алла Решетникова. За процессом с неподдельным интересом наблюдали живые классики Юрий Альберт и Борис Орлов. Одну скульптуру погромщика в пылу битвы сбили с ног. В результате она развалилась на две части, что сделало композицию даже выразительнее. Когда пейнтбольные шарики и энтузиазм собравшихся стали иссякать, на поле боя выступили совладелица галереи Елена Толченникова и арт-директор Мария Толстая — они символически закрыли уже расстрелянные картины своими телами.

«Всем спасибо! Когда будете в следующий раз обсуждать погром, подумайте о себе», — подвел итог действа Шеховцов. Художник был доволен. По его мнению, социальный эксперимент удался. Впрочем, расстрел специально изготовленных муляжей произведений искусства специально выданными шариками с краской больше походил не на провокацию, а на некий магический ритуал, призванный отвадить от российского искусства настоящих вандалов. И еще больше — на безупречно организованный аттракцион с элементами интерактива и партиципаторности — куда же сейчас без них?

Материалы по теме
Просмотры: 2083
Популярные материалы
1
Елена Саватеева: «Когда-нибудь все шедевры старых мастеров погибнут, останется только восковая живопись»
Ведущий специалист сектора химико-биологических исследований Русского музея рассказала о том, как остановить окисление масляной живописи и как микрохимию используют реставраторы и изготовители подделок.
18 марта 2019
2
Выставки коллекций Щукина и Морозова в ГМИИ и Эрмитаже будут уникальными
На выставках в Москве, Петербурге и Париже разрозненные части собраний Щукина и Морозова воссоединятся, вероятно, в последний раз: картины импрессионистов и постимпрессионистов слишком хрупки для частых путешествий.
21 марта 2019
3
Социалистический сюрреализм Комара и Меламида
Первая большая ретроспектива легендарных авторов соц-арта открылась в Московском музее современного искусства.
21 марта 2019
4
Елизавета Лихачева: «Музей — идеальное место для дискуссий»
Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева был создан 55 лет назад, а 85 лет назад учрежден музей Академии архитектуры СССР, вошедший в его состав. Директор институции рассказала, почему не было юбилейных торжеств и о проблемах музея.
22 марта 2019
5
Сергей Бурмистров: «Интересно, сколько предложит покупатель без подсказок со стороны аукциона»
Глава аукционного дома «Литфонд», известного продажами работ Наталии Гончаровой, Бориса Григорьева и паспорта Виктора Цоя, рассказал нам, почему он решил выставить на торги произведения художников, чьи имена незнакомы коллекционерам и публике.
20 марта 2019
6
Анатолий Зверев, Марк Шагал и Вадим Космачев в гоголевской тройке
В Музее AZ на выставке «Птица-тройка и ее пассажиры» покажут графику и скульптуру художников на тему «Мертвых душ».
18 марта 2019
7
Европейская ярмарка исследовала китайский рынок
Исследование о прошлом, настоящем и будущем китайского арт-рынка опубликовано в рамках международной ярмарки искусства TEFAF, которая проходит в Нидерландах.
19 марта 2019
8
Археологический музей Геркуланума наконец открыт
По популярности у туристов Геркуланум уступает соседним Помпеям, но археологическая ценность здешних раскопок не менее велика.
20 марта 2019
9
Искусство и утопия Страны Советов уехали в Париж
Выставка «Красный» открылась в Гран-пале.
20 марта 2019
10
Разгул декаданса и консюмеристский карнавал в ГМИИ им. А.С.Пушкина
На выставке «Афишемания» показывают рекламные плакаты художников рубежа XIX–ХХ веков: Анри Тулуз-Лотрека, Альфонса Мухи и других.
20 марта 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru