The Art Newspaper Russia
Поиск

Музейные мечты сбываются

Станет ли Москва новой музейной столицей мира к 2020 году, размышляет директор «Гаража» Антон Белов в своей колонке для The Art Newspaper Russia

Я люблю мечтать. Об этом знают все: учредители и сотрудники музея «Гараж», с которыми я воплощаю в жизнь множество разнообразных идей; мои коллеги — директора и кураторы российских и зарубежных музеев, с которыми я делюсь планами; художники и архитекторы, с которыми я дружу или нахожусь в профессиональных отношениях. Я не боюсь говорить о будущем и о мире, в котором мне хотелось бы жить.

Одним ранним утром я выступал в институте «Стрелка». Я рассказывал, что к 2020 году Москва может, должна и станет новой музейной столицей мира. В своих рассуждениях я исходил из того, что Российская Федерация потеряла лидирующие позиции по многим показателям — инфраструктурным, экономическим и так далее, а Москву пока нельзя назвать туристической Меккой, хотя у города большой потенциал: у нас есть новые музеи, которые смогут вернуть интерес к России и нашей культуре.

С момента того выступления прошло три года, и я вижу, как мои мечты постепенно воплощаются в жизнь, хотя и не так быстро, как я предполагал тогда.

Многолетний проект Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина по созданию музейного городка находится в самом разгаре. Строится три больших здания и депозитарий, причем завершение работ над ними так близко, что один из любимых в России международных кураторов, Жан-Юбер Мартен, уже готовит выставочный проект «Древние украли все наши идеи» для основного дома музея на Волхонке перед его закрытием на реконструкцию.

В конце прошлого года было объявлено о полной передаче Центрального дома художника Государственной Третьяковской галерее, а в феврале этого года Зельфира Трегулова и Рем Колхас представили архитектурную концепцию Новой Третьяковки, которая сейчас прорабатывается.

Музеи Московского Кремля в Средних торговых рядах на Красной площади строят по проекту Юрия Григоряна и Наты Татунашвили музейный комплекс площадью 80 тыс. кв. м. Проект будет завершен к 2020 году, и в 2022-м ожидается грандиозное открытие, что позволит увидеть множество ценнейших экспонатов, ранее хранившихся в запасниках.

Политехнический музей, который должен был открыться еще к президентским выборам, по-прежнему стоит в лесах, но его реконструкция, осуществляемая по проекту японского архитектора Дзюньи Исигами, идет полным ходом. Еврейский музей и центр толерантности расширяет выставочные площади за счет подземного этажа, разработанного бюро FORM. И конечно же, все мы ждем возможности оценить пространство фонда V-A-C в бывшей ГЭС-2 за кинотеатром «Ударник» и уже в следующем году увидим — пусть и частично, — как воплотились в жизнь идеи автора концепции ее реконструкции, Ренцо Пьяно.

Думая о ГЭС-2, я вспоминаю слова Александра Дорнера, легендарного директора Ландесмузеума в Ганновере, которые, как мне кажется, актуальны для всех перечисленных институций: «Музеи должны представлять собой Kraftwerk — своего рода электростанции, способные динамично реагировать на меняющиеся запросы». Именно чуткость к окружающему миру позволяет нам, музейным работникам, находить общий язык с посетителями, заниматься тем, что мы так любим, и, конечно же, постоянно развиваться. 

Это последняя моя колонка для The Art Newspaper Russia в этом году, поэтому я хотел бы поздравить всех читателей с наступающим Новым годом и пожелать, чтобы ваши мечты исполнялись. 

Материалы по теме
Просмотры: 3051
Популярные материалы
1
Третьяковка представляет всего Василия Поленова
Выставка претендует на такой же статус и размах, как и предыдущий блокбастер в Третьяковской галерее — ретроспектива Ильи Репина, соученика Василия Поленова по Академии художеств.
08 октября 2019
2
Аукционы Christie’s: старомодный модернизм ХХ века против современных хедлайнеров
О последних аукционах искусства ХХ века и современного искусства Christie’s в Лондоне рассказывает Ильдар Галеев.
09 октября 2019
3
Иконы и судьбы
В Музее русской иконы 12 октября открывается первая выставка после гибели его основателя Михаила Абрамова, в память о нем. Размышляем, как удары судьбы влияют на частные коллекции икон в России.
11 октября 2019
4
Испанский импрессионизм приехал на гастроли в Россию
На выставке «Импрессионизм и испанское искусство» в Музее русского импрессионизма представлены произведения из 13 музеев и частных коллекций Испании.
10 октября 2019
5
Полное собрание гравюр Брейгеля впервые выставят на публике в Брюсселе
К 450-летней годовщине со дня смерти Питера Брейгеля Старшего Королевская библиотека Бельгии открывает свои фонды.
09 октября 2019
6
Искусство проверят по пятому пункту
В Монако 14 октября будет представлен годовой отчет компании Deloitte, посвященный обороту искусства в мире и коллекционированию. Одной из его тем стало влияние на арт-рынок Пятой директивы Евросоюза по борьбе с отмыванием денег.
08 октября 2019
7
Депозитарий для 27 музеев в Новой Москве построит бюро IQ
Фондохранилище, где разместятся запасники Третьяковки, Исторического и еще 25 музеев, возведут в Сосенском.
09 октября 2019
8
Филип Колберт приехал в Москву со своими лобстерами
На выставку в МАММ привезли почти 30 произведений из британских музеев и частных собраний. Несколько работ с альтер эго художника, лобстером, были созданы специально для московского проекта.
08 октября 2019
9
Месяц музеев
Исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели рассказал о вернисажах октября в Москве и мире.
09 октября 2019
10
Зачем тереть бронзовым собакам нос?
Московский метрополитен ответил Музею архитектуры, обеспокоенному судьбой скульптур Матвея Манизера на станции «Площадь Революции».
10 октября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru