The Art Newspaper Russia
Поиск

Маршруты музейные

О том, как сделать музеи полноправной частью городской среды, размышляет директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов

Согласно широко распространенной метафоре, город — живой организм. В радиально-кольцевой структуре Москвы Кремль — это сердце, парки — легкие, а улицы, проспекты и прочая транспортная инфраструктура — кровеносная система. За последние годы эта система претерпела перестройку. Благоустройство московских улиц, набережных и площадей преобразовало общественное пространство, сделало привлекательным для досуга. Город наполнился людьми: пешеходами, зеваками, взрослыми и детьми, для которых среди прочего организованы многочисленные вело- и самокатопрокаты.
Первый шаг сделан: город вернули горожанам. Теперь важно задать (или подсказать) направления движения, образовать линии напряжения, которые должны возникать не только вокруг достопримечательностей, но и возле музеев, потому что именно последние задают ритм и логику городского движения. Индивидуальные прогулки могут складываться в устойчивые музейные маршруты, которые во многом формируют городскую идентичность, а в перспективе могут стать самостоятельными международными брендами. Глядя на карту города, я вижу как минимум четыре подобных маршрута.

«Музейная миля», над созданием которой работают сейчас музей «Гараж», Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и фонд V-A-C, будет включать в себя как сам «Гараж», так и два здания Третьяковки, ГЭС-2 и растущий музейный квартал ГМИИ. На отрезке в несколько километров сосредоточена вся история искусства от Древнего Египта до новейших течений. Плюс благоустроенная набережная с самыми впечатляющими видами города.

Маршрут по Пречистенке — Остоженке может объединить как известные музеи (Музей Москвы, Мультимедиа Арт Музей, выставочные залы Российской академии художеств), так и частные, экспериментальные выставочные площадки (фонд IN ARTIBUS, галерея «Перелетного кабака»).

Уникальный пример московской джентрификации — район Сыромятники, где расположены Центр современного искусства «Винзавод», Центр дизайна Artplay и бизнес-квартал «Арма», образующие мегакластер, в котором есть и современное искусство, и клубы, и недорогие кафе и бары. Уверен, что, как только возникнет удобный транзит между названными пространствами, это сразу же привлечет туда и новых арендаторов, и новую публику.

Мечта нескольких поколений — сделать Бульварное кольцо полностью пешеходным. Вряд ли это будет когда-то осуществлено, но «связность» между самыми разными институциями, которые есть на этом маршруте — от трех корпусов Московского музея современного искусства до Мемориального музея-квартиры А.М.Горького, Творческой мастерской С.Т.Конёнкова и нового музея «Собрание», — может привести к самым неожиданным и очевидно позитивным результатам. 

Создание подобных культурных маршрутов в городе не требует серьезных инвестиций. Улицы в центре города уже благоустроены, и нужно лишь немного воли городских властей, организационных усилий и небольших финансовых вложений, чтобы осмыслить эти маршруты как бренды, договориться о принципах взаимодействия между институциями-участницами, встроить их в систему городской навигации и заняться продвижением среди москвичей и приехавших в столицу гостей. И когда музеи станут полноправной частью городской среды, Москва подтвердит свой статус мирового культурного центра. 

Материалы по теме
Просмотры: 2400
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
6
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
7
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
8
Новые экспонаты в российских музеях
Главными источниками пополнения коллекций российских музеев становятся меценаты — компании и частные лица.
18 января 2019
9
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
10
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru