The Art Newspaper Russia
Поиск

Никола-Ленивец

Фестиваль «Архстояние» — самый популярный в России художественный «опен-эйр». Организаторы фестиваля имеют свои виды на развитие этой территории в 600 га под Калугой, частично входящей в Национальный парк «Угра»

Начавшись с инициативы архитекторов и художников, облюбовавших полузаброшенную деревню на берегу реки Угры для своих нонпрофитных затей (основателями фестиваля считают Василия Щетинина, Анну Щетинину и Николая Полисского, последние двое вместе с Юлией Бычковой и Антоном Кочуркиным, директором и куратором фестиваля, входят в его художественный совет), ныне «Архстояние» собирает тысячи зрителей, приезжающих поупражняться в художественном ориентировании — поиске арт-объектов в полях и лесах, увидеть перформансы ведущих мастеров жанра (вроде Олега Кулика, бывшего куратором одного из фестивалей), послушать живые концерты модных музыкантов.

Хитом этого лета стала гигантская инсталляция Полисского Вселенский разум, на презентации которой прямо в витиеватой деревянной конструкции, исполнившей роль сцены, дал ночной концерт, сопровождавшийся фантастическими световыми эффектами, британский электронный дуэт The Orb. По соседству на плоту в заводи Угры пела свои песни совсем юная сирена. В лесу камлали на народных инструментах этнические группы, освящая место языческого капища. Кстати, парад плотов с поставленными на них сооружениями архитекторов был одной из самых запоминающихся идей фестиваля. Многие помнят и извержение «вулкана» — градирни, гигантской башни-корзины, с помпой сожженной прошлым летом, и массу других затей, которые можно осуществить только на природе.

Сейчас в Никола-Ленивце расположено 27 объектов современной архитектуры и искусства.  Среди шедевров критики числят Маяк Полисского, Ротонду Александра Бродского (повторенную им в Перми и на прошлогодней выставке русского искусства в Лувре), ажурный сарай группы «Меганом». Востребованные архитекторы почитают за честь создать для Ленивца какую-нибудь «шутку». В этом году Ленивец посетил лауреат «Золотого льва» Венецианской биеннале японец Дзюнья Исигами, выразивший восторг местными просторами.

На последнем фестивале состоялась премьера еще трех объектов. Это Скорая тропа эстонского бюро Salto architects, представляющая собой длинный батут, поупражняться на котором могли все желающие под руководством хореографа Сары Шелтон Манн. Молодой, но модный архитектор Борис Бернаскони соорудил деревянную Арку. Россияне из бюро Manipulazione Internazionale представили Штурм неба — конструкцию высотой с деревья. Всего, как рапортуют организаторы, в последнем фестивале приняло участие «более 200 представителей творческих профессий из России, Эстонии, Франции, Америки и Японии».

Однако неизвестно, что именно из трех десятков объектов сохранится в Ленивце до следующего лета. Как рассказал владелец территории и инвестор фестиваля Максим Ноготков, у его компании нет желания делать музей современного искусства под открытым небом, зато есть амбиции создать экспериментальную площадку, причем экспериментов не только художественных.

Фестиваль «Архстояние» — это часть большого проекта «Никола-Ленивец», миссией которого является «создание устойчиво развивающейся экологически чистой среды, комфортной для жизни и творчества в гармонии с природой». Управляющей компанией выступает автономная некоммерческая организация «Центр поддержки архитекторов, дизайнеров и представителей исполнительских искусств «АрхПолис», директор которой Олег Гончаров был некогда создателем московского Дизайн-завода «Флакон». Помимо фестиваля (в этом году на производство художественных объектов было потрачено 6 млн руб.), проект «Никола-Ленивец» включает еще несколько направлений.

Прежде всего это программа арт-резиденций — очень отдаленно напоминающая опыт советских домов творчества. К участию приглашаются специалисты в самых разных областях, как российские, так и иностранцы: от ландшафтных дизайнеров до театральных режиссеров и социологов. 

Первые резиденты, как пояснил Олег Гончаров, подбирались по принципу «пригласить тех людей, которые смогут дать экспертную оценку возможности развития территории». Так, куратором программы летней школы стал Эрик Оски, архитектор из Филадельфии, партнер компании Moto Designshop, недавно получивший грант на исследования возможностей преобразования советских домов культуры. Резиденты, как предполагается, могут прямо на месте воплощать свои идеи — именно так поступает, например, бюро из Версаля, пытающееся облагородить парк, пока, впрочем, более напоминающий обычный лес.

План развития территории предполагает и строительство, и создание целого хозяйства: гостей надо где-то размещать и кормить. (Пока что посетителям предлагают кемпинги и палатки.) В соседнем Кольцове планируется постройка кампуса с зимними домами. Бывшая ферма в другой ближайшей деревне, Звизжах, преобразуется в арт-кластер. Там создаются мастерские по производству паблик-арта — собственно, тех объектов, которыми известен Никола-Ленивец, а также выставочные площадки, жилые лофты. Там же рядом возводится Арт-казарма — постоянно действующая резиденция. Совместно с национальным парком «Угра» реализуется проект всесезонного экокемпинга: на берегу Угры, в особо охраняемой природной зоне возведут домики на сваях.

Особая ставка делается на Ферму (именно так, с большой буквы). «Ферма — это и оператор сельскохозяйственных процессов в Никола-Ленивце, обеспечивающий гостей и резидентов здоровой свежей пищей, и одна из программ, включающая в себя образовательную часть, развлекательную (агротуризм) и рабочую составляющую: каждый может приехать и трудиться на Ферме», — говорит программный директор «АрхПолиса» Игорь Добровольский.

До сей поры трудоспособное население Ленивца и окрестных деревень подвизалось в основном в артели Николая Полисского, на производстве художественных объектов. Но очевидно, что новые инициативы могут создать на этих полях конкуренцию. Если эксперимент «Никола-Ленивец» по интеграции искусства и сельского хозяйства удастся, то опыт может пригодиться и другим российским деревням, а критикам придется придумывать новый термин наподобие «джентрификации» для описания превращения заброшенных сельскохозяйственных угодий в престижные земли силами художников и представителей других креативных профессий.

Материалы по теме
Просмотры: 513
Популярные материалы
1
Министром культуры РФ назначена Ольга Любимова
Ранее она возглавляла департамент кинематографии Министерства культуры
21 января 2020
2
Южнокорейский бойз-бенд BTS запустил проект со звездами современного искусства
Connect, BTS охватит пять городов на четырех континентах и представит работы 22 художников, в том числе Энтони Гормли и Томаса Сараcено.
21 января 2020
3
Ушла из жизни Наталия Шередега
Заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Наталия Шередега умерла 17 января 2020 года, ей было 69 лет.
20 января 2020
4
Владимир Смирнов: «Уж дарить так дарить! Что я буду мелочиться перед Третьяковской галереей»
Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина подарил Третьяковке 100 работ современных российских художников. Их можно будет увидеть на выставке в апреле. Владимир Смирнов рассказал нам историю этого дара.
20 января 2020
5
Дали без магии: король эксцентрики в Москве
В московском Манеже 28 января откроется выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство», на которой творческое наследие художника будет впервые в России представлено так полно.
22 января 2020
6
Новый мир Шарлотты Перриан в Фонде Louis Vuitton
Блокбастер, развернутый во всех галереях Фонда Louis Vuitton в Париже, посвящен выдающейся французской модернистке.
21 января 2020
7
Эксперты подтвердили подлинность найденной в стене картины Климта
«Женский портрет», похищенный из итальянского музея и обнаруженный спустя десятилетия в его стене, оказался настоящим.
20 января 2020
8
Реставрация дома Мельникова начнется в 2021 году
Восстановление дома Мельникова предваряет работа международного наблюдательного комитета по его сохранению.
22 января 2020
9
Минкультуры РФ создает подразделение по поиску перемещенных культурных ценностей
Организация по поиску утраченного во время ВОВ создана при РОСИЗО в начале года.
21 января 2020
10
Испанский коллекционер получил срок за вывоз своего Пикассо из страны
У миллиардера Хайме Ботина из династии владельцев банка Santander не было разрешения на экспорт картины.
21 января 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru