The Art Newspaper Russia
Поиск

Вдаль за Левитаном

Небольшая книга о пейзаже в живописи и кино вместила много мыслей и иллюстраций, выходящих за рамки выставки в Еврейском музее

Книга «Сними мне Левитана! О странностях пейзажа в литературе, живописи и кино» вышла к выставке «Исаак Левитан и авторский кинематограф» в Еврейском музее и центре толерантности. С традиционным каталогом ее роднит только воспроизведение всех показанных на выставке работ главного пейзажиста отечественной живописи. И хотя сегодня принято включать в книги к выставкам не только статьи биографические и анализирующие творческое наследие художника, такого свободного, порой далекого от главного героя, выбора тем нигде, кажется, еще не было. Только часть из десяти ее авторов пишут о Левитане и его влиянии на авторское кино.

Например, Галина Ельшевская в аналитической, интеллектуально емкой статье о развитии пейзажной живописи в ХХ веке говорит лишь о европейских и американских художниках, не только не испытывавших влияния Левитана, но и вовсе не знавших о его существовании. Также ни слова о художнике нет в причудливом, артистичном рассуждении Михаила Трофименкова «Роботрека. Кино и живопись». Полина Барскова, хотя и ожидаемо анализирует и сравнивает пейзажи Чехова и Левитана (в книге, как и в жизни, они неразлучны, об их отношениях есть и отдельная статья Андрея Степанова), неожиданно делает третьей героиней Елену Гуро. В ее живописи и поэзии Баскова находит воплощение той самой, одинокой, но слитой с природой души, монолог которой не слишком удался в «Чайке» Треплеву. Еще одна неожиданность — что о развитии русского пейзажа и умении Левитана выразить «необъяснимую прелесть нашего убожества» написал американский историк искусства Кристофер Ли. Причем так, что национальность автора в его тексте никак не проявляется, и это лишний раз доказывает: русская душа не является загадочной.

Статью составителя этого необычного сборника Киры Долининой «Родная речь: как мы читаем русский пейзаж» вполне можно назвать публицистической, хотя она и чисто, почти академически искусствоведческая. Но сквозь убедительный анализ отношений русских художников с родной природой и «поэтической» роли Левитана в ее восприятии настойчиво проводится мысль, что «старательно воспитанное неразличение искусства слова и искусства формы во многом является причиной неприятия модернистских практик большинством отечественных зрителей». На главный же вопрос выставки, к которой приурочена книга: как повлияла живопись Левитана на русский кинематограф — обстоятельно отвечает Наталия Яковлева.

Очевидное достоинство сборника «Сними мне Левитана!» — высокое качество текстов. Вся книга отлично написана, и читать ее ни минуты не скучно. Чему немало способствует и большое количество цитат. Левитан хорошо писал не только пейзажи, но и письма; ну и Чехов, как всем известно, был незаурядным мастером литературного пейзажа.

Удивительно, что столь содержательная и полная иллюстраций книга уместилась в две сотни страниц скромного альбомного формата. Она выглядит не буржуазно роскошно, а интеллигентно благородно. Дизайнеру Ирине Тархановой удалось органично соединить в ней очень разный иллюстративный материал, и надо сказать, что, в отличие от выставки, здесь картины и кадры из фильмов не противоречат друг другу. Кино, лишенное движения, кадр, воспроизведенный на бумаге, откровенно демонстрирует свое происхождение от живописи.

Материалы по теме
Просмотры: 2244
Популярные материалы
1
Русский музей открыл грандиозную выставку в честь 125-летия
Выставка посвящена всем тем, кто передал в дар произведения искусства. Среди них русский царь, советский ученый и шоколадный магнат.
29 июля 2020
2
Картины без масла
Выставка в зале графики Третьяковской галереи «Предчувствуя ХХ век. Васнецов, Репин, Серов, Ге, Врубель, Борисов-Мусатов» — попытка выбрать из огромного наследия русских классиков и хрестоматийное, и неизвестное.
29 июля 2020
3
Участников челленджа Музея Гетти увековечили в книге
Карантинные фотопародии по мотивам известных произведений из соцсетей перекочевали в специальное издание.
28 июля 2020
4
Самые древние фрески в Венеции и Венецианской лагуне обнаружены на Торчелло
В базилике Санта-Мария Ассунта на острове Торчелло в ходе реставрации специалисты нашли фрагменты фресок IX–X столетий, заложенных еще в Средневековье.
30 июля 2020
5
Василий Кузнецов: «Можем принимать произведения хоть из Орсе»
Директор музея «Новый Иерусалим», отмечающего 100-летие, рассказал о его сегодняшней стратегии и тактике.
31 июля 2020
6
Во Франции нашли место, изображенное на последней картине ван Гога
Благодаря старинной открытке установлено точное место, где Винсент ван Гог написал свое последнее произведение «Корни деревьев» всего за несколько часов до самоубийства.
29 июля 2020
7
Вредители атакуют музеи Британии
Пустота в закрытых на карантин музеях превратила их в курорты для насекомых-вредителей. Внесло свой вклад и потепление климата.
27 июля 2020
8
Небольшой автопортрет Рембрандта установил 16-миллионный рекорд
Это автопортрет художника, появившийся на публичном аукционе впервые за многие годы.
29 июля 2020
9
Умер историк искусства, заново открывший миру футуризм
В возрасте 92 лет ушел из жизни Маурицио Кальвези — последний из больших итальянских историков искусства ХХ века.
29 июля 2020
10
Сенат США: российские миллиардеры действовали на арт-рынке в обход санкций
Американские сенаторы называют торговлю искусством «самой большой легальной нерегулируемой отраслью экономики США» и рекомендуют повысить прозрачность и государственный контроль в этой сфере.
31 июля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru