The Art Newspaper Russia
Поиск

Реконструированный Форум Гумбольдта откроется в 2019 году

Берлинский Форум Гумбольдта иногда именуют самым важным музейным проектом Европы. В преддверии его открытия своим мнением о стратегическом смысле, проблемах и перспективах проекта поделились два его руководителя — бывший и нынешний

Хартмут Доргерло
С июня 2018 года занимает должность директора Форума Гумбольдта. До того на протяжении 16 лет возглавлял Фонд прусских дворцов и садов

Энергичный 56-летний директор музея планирует растянуть празднование новоселья на несколько месяцев. «Открытие станет действом, состоящим из нескольких частей, — говорит он. — У нас есть все необходимое, и теперь нужно просто все правильно срежиссировать. Не забывайте, мы говорим о 40 тыс. кв. м, из которых 30 тыс. доступны для публики. У меня обход здания вместе с посетителями занимает два часа — и это без осмотра экспонатов». 

Детали открытия еще не известны. Пока что Доргерло стремится развеять сомнения по поводу того, что музей успеет распахнуть двери в срок. Так, некоторые из самых крупных экспонатов уже переехали в здание, в том числе 15-метровая лодка с острова Луф (Папуа-Новая Гвинея). Важнейшей датой в графике открытия музея станет 14 сентября 2019 года — празднование 250-летия со дня рождения исследователя и натуралиста Александра фон Гумбольдта.

В последнее время форум все чаще фигурирует в громких спорах о провенансе экспонатов колониальной эпохи. Проблема отношения Германии к другим странам мира, в частности к ее бывшим колониям, вышла на первый план в июле 2017 года, когда историк искусства Бенедикта Савой в знак протеста покинула консультативный совет форума. В частности, она высказывала недовольство как раз небрежностью по отношению к исследованию провенанса экспонатов.

«Это очень важный вопрос для Форума Гумбольдта, — говорит Доргерло. — Если мы собираемся выставлять эти объекты, нельзя скрывать их историю. Мы сотрудничаем с этническими объединениями, международными экспертами и сообществом искусствоведов». В частности, форум взаимодействует с властями Нигерии и Танзании, выясняя происхождение экспонатов и готовя совместные выставки. «Мы больше не можем претендовать на роль суверенных интерпретаторов предметов из коллекций, вырванных из колониального контекста, — считает Доргерло. — Мы всего лишь хранители, и вопрос в том, как мы сегодня обращаемся с этими артефактами. Их нельзя описать, руководствуясь только нашим видением. Напротив, мы должны объединиться с настроенными на диалог искусствоведами и этническими сообществами».

Чтобы активизировать сотрудничество со странами, откуда были вывезены музейные экспонаты, форум учредил международный комитет экспертов, в который вошли кенийский археолог Джордж Абунгу, индийский историк искусства Джйотиндра Джаин и бывший директор Национального музея Сингапура Ли Чор Линь. Нил Макгрегор, один из трех директоров-основателей Форума Гумбольдта, сложивший свои полномочия после назначения Доргерло, будет в комитете единственным европейским экспертом.  

Нил Макгрегор
Один из трех директоров-основателей Форума Гумбольдта. До 2015 года возглавлял Британский музей

Будучи пилотным проектом, Форум Гумбольдта предоставляет «потрясающую возможность привлечь новую аудиторию», уверен Нил Макгрегор. Свою миссию он видит в том, чтобы превратить «музеи, которые были оплотом узкого круга интеллектуалов, в место, куда могут приходить все любознательные люди». Сегодня, полагает Макгрегор, берлинцы не дорожат своими коллекциями так, как лондонцы. Многие музеи удивительным образом пустуют, хотя «тяга к серьезным дискуссиям огромна».

Какова же образовательная миссия музея в мире «поддельных новостей»? Макгрегор считает, что Форум Гумбольдта должен рассказывать историю каждого экспоната в разных трактовках: «Существует много истин, не исключающих друг друга. Это не то же самое, что феномен постправды или альтернативной правды». Тут он цитирует отрывок из лекции «Опасность единой истории» нигерийского писателя Чимаманды Нгози Адичи: «Самая большая угроза для гражданского общества — попытка свести гражданина до уровня единичного субъекта. Я надеюсь, вам в Форуме Гумбольдта удастся посмотреть на одну и ту же истину с разных точек зрения». Идея нашла воплощение в историческом архиве звуков и языков Университета Гумбольдта, вошедшем в состав Форума Гумбольдта. Его коллекция показывает, по словам Макгрегора, что «язык — не просто разные люди, которые говорят одно и то же, на самом деле люди представляют себе мир по-разному». 

Берлинский дворец, вероятно, окажется последним крупным проектом послевоенной реконструкции в Германии. Подобно всем похожим начинаниям, его встретили сопротивлением, так же как в конце 1940-х протестовали против реставрации родового гнезда Гете во Франкфурте. Оппоненты тогда утверждали, что после ужасов войны Германия не имеет права связывать себя с Просвещением. И все же критики реконструкции Берлинского дворца могут найти некоторое утешение в современной философии, которую исповедует Форум Гумбольдта, и его готовности к диалогу, в том числе по тем вопросам, которым он обязан своим появлением. Как он подойдет к этим острым темам, нам еще предстоит увидеть, но Макгрегор подчеркивает: «Форум Гумбольдта — это процесс, а не конечный продукт».  

Материалы по теме
Просмотры: 855
Популярные материалы
1
Рекордный Брейгель позади. Что на очереди?
В Музее истории искусств (KHM) завершилась выставка Питера Брейгеля Старшего, которую за три с половиной месяца работы посетило более 400 тыс. человек. По словам директора музея Сабины Хааг, особенным успехом она пользовалась у туристов из России.
17 января 2019
2
Бернар Руис-Пикассо: «Для меня влияние деда — это удар на краю пропасти»
Президент Музея Пабло Пикассо в Малаге и один из кураторов выставки «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказал нам о банде великого художника и его основном вкладе в искусство ХХ века.
15 января 2019
3
Биеннале, триеннале и фестивали 2019 года
От «интересных времен» на Венецианской биеннале до размышлений об антропоцене на Стамбульской биеннале и эхо-камере биеннале в Шардже.
15 января 2019
4
Реставрация драгметаллов в Эрмитаже: чеснок, вода и супертехнологии
С 2004 года в лаборатории научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа вернули к жизни сотни экспонатов. Игорь Малкиель, заведующий лабораторией, рассказал о ее возникновении, рабочих буднях и профессиональных победах.
15 января 2019
5
В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны
160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж.
17 января 2019
6
Грейсон Перри: «Прийти на ярмарку — это все равно что прийти на оргию»
Британский художник, лауреат Премии Тернера, известный своей керамикой с росписью на болезненные социальные сюжеты и переодеванием в женщину, рассуждает о феномене художественной ярмарки.
14 января 2019
7
Три выставки Кабаковых: как это было
В Третьяковской галерее завершилась ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех», первая в истории коллаборация Тейт Модерн, Эрмитажа и Третьяковки. Художники, директора и кураторы трех музеев поделились своими впечатлениями.
14 января 2019
8
Новые экспонаты в российских музеях
Главными источниками пополнения коллекций российских музеев становятся меценаты — компании и частные лица.
18 января 2019
9
Лекции российских художников пройдут в Галерее Саатчи в Лондоне
Цикл встреч станет продолжением долгосрочного сотрудничества российского музея и британской галереи
16 января 2019
10
В Нидерландах протестуют против продажи королевской семьей рисунка Рубенса на Sotheby’s
Оппоненты призывают предоставить нидерландским музеям право преимущественной покупки, но премьер-министр страны говорит, что это личное дело членов королевской семьи.
15 января 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru