18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Реконструированный Форум Гумбольдта откроется в 2019 году

№68
Материал из газеты

Берлинский Форум Гумбольдта иногда именуют самым важным музейным проектом Европы. В преддверии его открытия своим мнением о стратегическом смысле, проблемах и перспективах проекта поделились два его руководителя — бывший и нынешний

Хартмут Доргерло
С июня 2018 года занимает должность директора Форума Гумбольдта. До того на протяжении 16 лет возглавлял Фонд прусских дворцов и садов

Энергичный 56-летний директор музея планирует растянуть празднование новоселья на несколько месяцев. «Открытие станет действом, состоящим из нескольких частей, — говорит он. — У нас есть все необходимое, и теперь нужно просто все правильно срежиссировать. Не забывайте, мы говорим о 40 тыс. кв. м, из которых 30 тыс. доступны для публики. У меня обход здания вместе с посетителями занимает два часа — и это без осмотра экспонатов». 

Детали открытия еще не известны. Пока что Доргерло стремится развеять сомнения по поводу того, что музей успеет распахнуть двери в срок. Так, некоторые из самых крупных экспонатов уже переехали в здание, в том числе 15-метровая лодка с острова Луф (Папуа-Новая Гвинея). Важнейшей датой в графике открытия музея станет 14 сентября 2019 года — празднование 250-летия со дня рождения исследователя и натуралиста Александра фон Гумбольдта.

В последнее время форум все чаще фигурирует в громких спорах о провенансе экспонатов колониальной эпохи. Проблема отношения Германии к другим странам мира, в частности к ее бывшим колониям, вышла на первый план в июле 2017 года, когда историк искусства Бенедикта Савой в знак протеста покинула консультативный совет форума. В частности, она высказывала недовольство как раз небрежностью по отношению к исследованию провенанса экспонатов.

«Это очень важный вопрос для Форума Гумбольдта, — говорит Доргерло. — Если мы собираемся выставлять эти объекты, нельзя скрывать их историю. Мы сотрудничаем с этническими объединениями, международными экспертами и сообществом искусствоведов». В частности, форум взаимодействует с властями Нигерии и Танзании, выясняя происхождение экспонатов и готовя совместные выставки. «Мы больше не можем претендовать на роль суверенных интерпретаторов предметов из коллекций, вырванных из колониального контекста, — считает Доргерло. — Мы всего лишь хранители, и вопрос в том, как мы сегодня обращаемся с этими артефактами. Их нельзя описать, руководствуясь только нашим видением. Напротив, мы должны объединиться с настроенными на диалог искусствоведами и этническими сообществами».

Чтобы активизировать сотрудничество со странами, откуда были вывезены музейные экспонаты, форум учредил международный комитет экспертов, в который вошли кенийский археолог Джордж Абунгу, индийский историк искусства Джйотиндра Джаин и бывший директор Национального музея Сингапура Ли Чор Линь. Нил Макгрегор, один из трех директоров-основателей Форума Гумбольдта, сложивший свои полномочия после назначения Доргерло, будет в комитете единственным европейским экспертом.  

Справка

Форум Гумбольдта

Музейно-выставочный комплекс в центре Берлина, названный в честь знаменитого ученого эпохи Просвещения Александра фон Гумбольдта, возводится на месте бывшего королевского дворца, сооруженного в XVI столетии и снесенного властями ГДР в 1950 году. Построенное здесь здание Дворца Республики демонтировали уже после объединения двух Германий, в 2002 году. Новый комплекс занимает прежний дворцовый периметр, три исторических фасада восстановлены по сохранившимся рисункам, фотографиям и документам. Проект был утвержден в 2007 году, однако работы начались только в 2013‑м. В общей сложности бюджет на создание Форума Гумбольдта составил €595 млн; на 80% это расходы федерального правительства. В культурном центре расположатся неевропейские этнографические коллекции, собрания предметов искусства стран Азии, постоянные экспозиции, посвященные истории города, а также пространства для временных выставок и открытая исследовательская лаборатория Университета Гумбольдта. После открытия форум планирует привлекать до 3–4 млн посетителей в год.

Еще…

Нил Макгрегор
Один из трех директоров-основателей Форума Гумбольдта. До 2015 года возглавлял Британский музей

Будучи пилотным проектом, Форум Гумбольдта предоставляет «потрясающую возможность привлечь новую аудиторию», уверен Нил Макгрегор. Свою миссию он видит в том, чтобы превратить «музеи, которые были оплотом узкого круга интеллектуалов, в место, куда могут приходить все любознательные люди». Сегодня, полагает Макгрегор, берлинцы не дорожат своими коллекциями так, как лондонцы. Многие музеи удивительным образом пустуют, хотя «тяга к серьезным дискуссиям огромна».

Какова же образовательная миссия музея в мире «поддельных новостей»? Макгрегор считает, что Форум Гумбольдта должен рассказывать историю каждого экспоната в разных трактовках: «Существует много истин, не исключающих друг друга. Это не то же самое, что феномен постправды или альтернативной правды». Тут он цитирует отрывок из лекции «Опасность единой истории» нигерийского писателя Чимаманды Нгози Адичи: «Самая большая угроза для гражданского общества — попытка свести гражданина до уровня единичного субъекта. Я надеюсь, вам в Форуме Гумбольдта удастся посмотреть на одну и ту же истину с разных точек зрения». Идея нашла воплощение в историческом архиве звуков и языков Университета Гумбольдта, вошедшем в состав Форума Гумбольдта. Его коллекция показывает, по словам Макгрегора, что «язык — не просто разные люди, которые говорят одно и то же, на самом деле люди представляют себе мир по-разному». 

Берлинский дворец, вероятно, окажется последним крупным проектом послевоенной реконструкции в Германии. Подобно всем похожим начинаниям, его встретили сопротивлением, так же как в конце 1940-х протестовали против реставрации родового гнезда Гете во Франкфурте. Оппоненты тогда утверждали, что после ужасов войны Германия не имеет права связывать себя с Просвещением. И все же критики реконструкции Берлинского дворца могут найти некоторое утешение в современной философии, которую исповедует Форум Гумбольдта, и его готовности к диалогу, в том числе по тем вопросам, которым он обязан своим появлением. Как он подойдет к этим острым темам, нам еще предстоит увидеть, но Макгрегор подчеркивает: «Форум Гумбольдта — это процесс, а не конечный продукт».  

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+