18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Форум Гумбольдта станет первым государственным музеем Германии с бесплатным входом

№64
Материал из газеты

Вход на постоянную экспозицию, посвященную неевропейским культурам, планируется сделать бесплатным на три года для привлечения берлинцев и туристов

Форум Гумбольдта, который откроется в 2019 году после частичного восстановления Берлинского городского дворца, снесенного властями ГДР, станет первопроходцем программы бесплатного доступа в государственные музеи, инициированной новым коалиционным правительством Германии. Министр культуры Моника Грюттерс дала разрешение на свободное посещение постоянной экспозиции музейного комплекса в течение трех лет с момента его открытия. Названный в честь гео­графа и натуралиста Александра фон Гумбольдта, форум еще в 2007 году задумывался как образовательный, исследовательский и экспозиционный центр, посвященный неевропейским культурам. Предполагается, что он будет привлекать 3–4 млн посетителей в год. Руководство музея надеется, что благодаря бесплатному входу берлинцы будут приходить чаще, а также потянется больше туристов. Хотя временные выставки будут платными.

Коалиционное правительственное соглашение преду­сматривает «регулярный бесплатный вход в постоянно пополняемый список культурных учреждений, финансируемых федеральным правительством». Форум Гумбольдта выбран в качестве пилотного проекта.

Нил Макгрегор, один из трех директоров-основателей Форума Гумбольдта, горячо выступает за эту инициативу. Бывший руководитель Британского музея и Национальной галереи в Лондоне, вход на постоянные экспозиции которых бесплатный, считает, что таким образом можно завоевать любовь прежде всего местных жителей. «Форум Гумбольдта станет успешным проектом, если посетители почувствуют, что общественные коллекции принадлежат им», — заявил Макгрегор в интервью одной из ведущих газет Германии Frankfurter Allgemeine Zeitung.

В ведении федерального правительства находится всего несколько немецких музеев. Большинство остальных управляются 16 федеральными землями, а свободный вход скорее исключение, чем правило. Хотя некоторые местные правительства готовы обсуждать вопрос о снижении цены входного билета, и есть музеи, которые уже экспериментируют с этой политикой.

«Я считаю, что вход на постоянные экспозиции должен быть бесплатным и план федерального правительства — хорошая инициатива, — говорит президент Немецкой ассоциации музеев Эккарт Кёне. — Мы также обсуждаем это с властями земли Баден-Вюртемберг. Но решение не может быть универсальным, и подход должен быть разным. Компенсировать убытки музеям науки или естественной истории гораздо сложнее».

В Берлине выражают опасения, что Форум Гумбольдта будет отбирать посетителей у близлежащего Музейного острова, где музеи платные. По словам Кёне, некоторые члены ассоциации указывают на финансовые последствия этого шага. Хотя продажа билетов никогда не покрывает расходы на содержание музея, это важный источник дохода, и он должен быть восполнен из госбюджета. 

Пока же эксперименты дают позитивные результаты. Так, Вюртембергский земельный музей в Штутгарте в ноябре прошлого года объявил, что собрал €160 тыс. через ассоциацию попечителей и спонсоров, чтобы отказаться от платы за вход на весь 2018 год. Число посетителей, по сообщению музея, в результате увеличилось в пять раз.

Первым крупным немецким музеем, который уже практикует бесплатный вход на постоянную экспозицию, стал Музей Фольк­ванг в Эссене, получивший €1 млн от Фонда Альфрида Круппа фон Болена унд Гальбаха для поддержки этой политики на пять лет начиная с 2015 года. Численность посетителей музея почти удвоилась по сравнению с предыдущим годом. При этом социологическое исследование, проведенное по заказу музея летом 2017 года, показало, что 27% посетителей пришли туда в первый раз.  

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+