18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Буду вечно молодым

№67
Материал из газеты

29 октября 1918 года в Москве открылся первый Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи. Вековой юбилей комсомола — это повод посмотреть, как эволюционировал образ молодого строителя коммунизма

Произнесешь мысленно слово «комсомол» — и память услужливо отзовется песней. Строчкой какой-нибудь из многих, наобум, неважно, окажется ли это «Мы — молодая гвардия рабочих и крестьян», «Жила бы страна родная» или «Не расстанусь с комсомолом» (в каноническом исполнении Иосифа Кобзона). Песня — важнейшее из комсомольских искусств, она звучала почти всегда и почти отовсюду: из радиоточки, из телевизора, из репродуктора на демонстрации или на субботнике, со сцены школьного актового зала. Энергичная, мелодичная, идейно выверенная, с более или менее запоминающимися словами о чем-то важном. Комсомол без песни непредставим, и даже, наверное, технически невозможен: без музыки и вокала мог бы потеряться организующий смысл. Хотя в итоге он все равно потерялся. 

Песня представляется безоговорочным культурным фундаментом комсомола, но немаловажную роль играли и другие виды искусства. Литература, театр, кинематограф, ну и, разумеется, живопись, графика (от книжной до плакатной), фотография, камерная скульптура и все разновидности монументальных форм. Над воспитанием молодежи требовалось работать комплексно, не упуская оттенков. Однако именно на оттенках и погорели во многом. Не прочувствовали вовремя, как девальвируется прежний героический шаблон, и растерялись, заметались. Между тем еще Владимир Ильич Ленин в беседе с Кларой Цеткин прозорливо подметил: «Нужно признать, что при этом у нас делается много экспериментов, наряду с серьезным у нас много ребяческого, незрелого, отнимающего силы и средства. Но, по-видимому, творческая жизнь требует расточительности в обществе, как и в природе». Вроде старались, однако «как и в природе» не совсем получилось. 

Если уж всплыла фигура вождя мирового пролетариата, в честь которого Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ) переименовали во Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ), то уместно вспомнить, с чего начиналась культурная политика большевиков применительно к юношеству. Была не просто зазывной по риторике (любое правительство в любые времена пытается привлечь молодежь на свою сторону), а откровенно протекционистской, с небывалыми социальными лифтами. Мол, давайте, вперед, все пути открыты, для вас же и делали революцию! Маяковский данный посыл транслировал патетически: «Коммунизм — это молодость мира, и его возводить молодым». Есенин, правда, колебался: «Какой раскол в стране, какая грусть в кипении веселом! Знать, оттого так хочется и мне, задрав штаны, бежать за комсомолом». Колебался и Юрий Олеша в «Зависти», признаваясь от имени своего персонажа Кавалерова, что загорелые и спортивные комсомолки с комсомольцами способны разрушить его индивидуалистически выпестованное эго.

И действительно, молодость теперь должна была олицетворять собой приверженность коллективу, а коллектив, в свою очередь, — идеям марксизма-ленинизма. С позиций искусства как такового все это выглядело поначалу расплывчато. План монументальной пропаганды, принятый в 1918 году, вообще походил на мысли вслух, произнесенные на бегу между заседаниями Совнаркома. Анатолий Луначарский так передавал соображения Ленина: «Наш климат вряд ли позволит фрески, о которых мечтает Кампанелла. В разных видных местах на подходящих стенах или на каких-нибудь специальных сооружениях для этого можно было бы разбросать краткие, но выразительные надписи, содержащие наиболее длительные коренные принципы и лозунги марксизма, также, может быть, крепко сколоченные формулы, дающие оценку тому или другому великому историческому событию. О вечности или хотя бы длительности я пока не думаю». Звучит слегка по-концептуалистски, но ощущается, что Ильичу буквально некогда на всем этом фокусироваться.

Во всяком случае, Ленин ни самолично, ни через идеологический аппарат художников не прессовал, поэтому раннесоветская монументальная пропаганда оказалась чрезвычайно пестрой по стилям и технологиям. Кроме уже известных скульпторов, привлекались и молодые: Виктор Кокорин, Борис Королев, Сергей Меркуров, Вера Мухина, Беатриса Сандомирская, Александр Шадр. Увы, от тех монументов мало что сохранилось — иногда только эскизы и архивные фотографии. 

Но из того, что осталось, можно сделать любопытный вывод: тема революционной юности почти стихийно сплелась тогда с темой жертвенности (опять же на ум приходит песня — «Вы жертвою пали в борьбе роковой»). Например, на панно из цветного цемента, которое Сергей Коненков создал в 1918 году для установки на Сенатской башне Кремля, этот мотив звучит совершенно отчетливо, почти как у Виктора Цоя через много лет: «Война — дело молодых, лекарство против морщин». Хотя, разу­меется, у Коненкова речь не о всякой войне, а о той, что «за мир и братство народов». Здесь проглядывает попытка не просто увековечить память о героях революции, но еще и отвести им место в некоем небесном пантеоне, вообще-то никак не предусмотренном атеистическим мировоззрением. Такая полумистическая линия в советском искусстве дожила до начала 1930-х (можно даже вспомнить хор потусторонних голосов в «Смерти пионерки» Эдуарда Багрицкого: «Боевые лошади уносили нас, на широкой площади убивали нас»). Однако в целом восторжествовала другая тенденция: жертвенная скорбь уступила место безграничному энтузиазму. «Нам нет преград ни в море, ни на суше» — снова вспоминается песня.

Впрочем, еще до директивного установления соцреализма велись творческие эксперименты в части перенаправления энергии молодости в подходящее эстетическое русло. Первым, пожалуй, борьбу проиграл «Левый фронт» с сопутствующими авангардистскими устремлениями: слишком заумно, непонятно массам и в глубине своей, видимо, буржуазно. Художники Общества станковистов (ОСТ) продолжали еще соперничать с Ассоциацией художников революционной России (АХРР); формально перед роспуском всех объединений между ними была зафиксирована боевая ничья, но по сути победа осталась за АХРР. Хотя бы в том смысле, что Александра Дейнеку и Юрия Пименова признали, конечно, значительными мастерами советского искусства, но все же велели поработать над ошибками. 

А что же было ошибочным? Созидательный труд в изображении остовцев выглядел несколько напряженным, подспудно утомительным. Или взять спорт: радость и динамика присутствуют, но где осязаемая цель этих физических затрат? За то же самое слегка пеняли и ленинградцу Александру Самохвалову, одно время занимавшему лидирующие позиции в изображении «героинь труда и спорта». Другой ленинградский художник, Владимир Лебедев, и вовсе удостоился отповеди в газете «Правда» за 1936 год: «Не тем живут, не тем дышат наши девушки». Многие из тех «не наших» девушек представали мало того что не вполне одетыми — они при этом явно не стремились преобразовывать действительность к лучшему. А бездействие тогда приравнивалось к противодействию. 

Впрочем, и художникам АХРР было указано на недопустимость чересчур натуралистичного изображения советских реалий. Требовался миф, сочетающий бесконечный праздник с трудовыми подвигами, а патетику — с дидактизмом. И тема социалистической молодости заиграла новыми красками. Никакой ее аспект не мог уже быть преподнесен вне прямой связи с установками партии. Например, культ спорта ощутимо трансформировался. Теперь уже художнику не полагалось просто любоваться красотой и силой атлетов — нужно было встраивать все это в подобающий контекст, будь то физкультурный парад или сдача норм БГТО. 

Практически обязательным стало указание на профессиональную принадлежность персонажей (особой популярностью пользовались летчики, шахтеры, трактористы, доярки и прядильщицы). Если же молодой человек еще не успел освоить важную и нужную профессию, то он должен был всеми силами к этому стремиться — отсюда бесчисленные вузовцы и рабфаковцы на картинах, фресках и мозаиках. В целом же труд считался не только почетной обязанностью граждан СССР, но еще и источником радости, так что любые мрачноватые оттенки из работ на производственную тематику заведомо исключались. Трудовые будни не слишком контрастировали с праздниками; они легко могли перетекать друг в друга, а в идеале должны были попросту слиться воедино. 

Грянувшая война во многом перечеркнула ту эстетику. Можно даже сказать, что в полной мере ликующие интонации в соцреализм так и не вернулись. До самой оттепели в официальном искусстве преобладал довольно унылый ригоризм, хотя сюжетные рельсы вроде бы принципиально не менялись — за исключением трактовок минувшей войны и победы. Само собой, комсомольцы становились персонажами тогдашних произведений о войне, но персонажами или плакатно-собирательными, или, наоборот, предельно персонифицированными, как Зоя Космодемьянская или Александр Матросов. Художественные рефлексии в духе «Как это было! Как совпало — война, беда, мечта и юность!» Давида Самойлова начали появляться гораздо позже, уже в 1960-е. И сопоставления себя с героическим предыдущим поколением — тоже (вспомнить хотя бы «Шинель отца» кисти Виктора Попкова). 

Незадолго до того, вскоре после ХХ съезда партии, решено было произвести своего рода перезагрузку культурной матрицы. Однако требовалось соблюсти и некоторую преемственность, чтобы перемены не выглядели разрывом с идейными ценностями. Первым грандиозным экспериментом по внедрению в массы обновленной модели советского искусства стал Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 года в Москве. Глядя на фотографии тогдашнего оформления улиц, на плакаты, значки и сувениры, замечаешь эклектику и раздвоенность сознания устроителей: хотелось бы, конечно, выступить максимально прогрессивно, но и не пострадать за чрезмерные вольности. 

Оттепельные каноны, впрочем, возникли довольно быстро, а наряду с ними и первые образчики неофициального искусства. Скрестить одно с другим не вышло, и после разноса, устроенного Никитой Хрущевым в 1962-м на выставке в Манеже, эти линии стали восприниматься как сущностно разные. Разумеется, воспитание молодежи поручалось не художникам андерграунда (хотя вопрос отчасти запутался, когда в тайном стане инакомыслящих оказалось немалое число книжных и журнальных иллюстраторов). При этом само представление об искусстве официальном размывалось чем дальше, тем заметнее, и намерения «подзакрутить гайки» ни разу так и не привели к «единообразию рядов». Произошла и ротация кадров, и определенная смена художественных ориентиров. Скажем, приверженцы «сурового стиля» из недавних бунтарей переместились в когорту респектабельных авторов, и теперь при встрече на полотнах с брутальными геологами, ремонтниками и плотогонами вздрагивать уже не рекомендовалось. 

На время вошли в моду и элегическая грусть по революционному прошлому, и воспевание целинной романтики — уже не по сталинским лекалам тотального колхозного праздника. В целом же представителей молодежи перестали, по крайней мере в обязательном порядке, изображать исключительно как энергичных и улыбчивых биороботов, готовых на что угодно по приказу партии. Когда персонажи очеловечивались, то сразу почему-то забывалось, что эти кокетливые девушки и задумчивые юноши, скорее всего, являются членами ВЛКСМ. В 1970-е уже вполне легальные карнавалисты, экспрессионисты и гиперреалисты почти напрочь вывели идеологию за скобки своего творчества. 

Для баланса на казенных выставках, особенно к годовщинам комсомола, тему образцовой советской молодежи подогревали до последнего. Правда, генно-модифицированный оптимизм давал все более скудные урожаи. На закате этого тренда не родилось ровным счетом ничего: не то что шедевров, а хотя бы чего-то просто запоминающегося. Если из любопытства заглянуть в списки лауреатов премии Ленинского комсомола (она присуждалась с 1966 по 1990 год), там можно встретить ряд достойных имен — но только не в области изобразительного искусства. Буквально ни одного художника, которого можно было бы хоть как-то опознать без обращения к архивам. Разве что Александра Шилова, награжденного за портреты космонавтов… Многим тогда казалось, что комсомольская песенка спета, а живопись не поддается реставрации. Теперь же кто знает? Диалектику вроде не отменяли. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+