The Art Newspaper Russia
Поиск

«ЦеКа играет человеком»

Поэма «Комсомолия», пропагандистский хит 1920-х годов, переиздана с научными комментариями. Характерно, что в тандеме Телингатер — Безыменский первым обозначен книжный дизайнер, а поэт — лишь вторым

С самого рождения изящной словесности авторы были озабочены усилением средств внешней выразительности своих сочинений. В знаменитой Палатинской антологии греческих эпиграмм можно встретить фигурные стихи, например, в виде яйца и секиры (ХIII книга). Много позднее нечто подобное сделал Гийом Аполлинер в «Каллиграммах»: типографское оформление иконически усиливало тему — скажем, стихотворение «Дождь» было набрано в виде дождевых струй из слов. А Стефан Малларме в поэме «Бросок костей» использовал в качестве структурной единицы не стих и не строки, а страницы, точнее, развороты.

Установление советской власти принудило авторов заботиться о выразительности не в эстетических, но в пропагандистских целях. Яркий пример — издание поэмы «Комсомолия» (1924) к юбилею ВЛКСМ в 1928 году. Нынче этот шедевр идеологичеcкой полиграфии переиздан в серии Avant-Garde с блестящим научно-справочным аппаратом. «Комсомолия» вместила, по словам Льва Троцкого, «короткий — но какой содержательный! — жизненный опыт всей революционной молодежи». Автором поэмы был Александр Безыменский (1898–1973) — «сын революции, Октябревич» (Л.Троцкий), красный комиссар, журналист и поэт, преследователь модернистов, один из прототипов булгаковского Ивана Бездомного. Пик его популярности пришелся на 1920-е — начало 1930-х: тираж десяти изданий «Комсомолии» составил 397 тыс. В сущности, текст поэмы свидетельствует о деградации русской поэзии под воздействием власти: «ЦеКа играет человеком. / Оно изменчиво всегда. / То вознесет его высоко, / То бросит в бездну без стыда».

Создателем знаменитого четвертого издания поэмы стал Соломон Телингатер (1903–1969): «Художник книги, конструктор ее, как исполняющий произведение музыкант, неизбежно становится ее интерпретатором». Телингатер родился в семье театрального художника; юношей работал в студии Б а вместе с Сергеем Городецким и Анатолием д’Актилем; окончил Вхутемас; дальнейшая его жизнь связана была с московскими издательствами и периодикой. Влияние на творчество Телингатера оказали русские футуристы и заумники, в частности «эксцентрические композиции» Ильязда из серии «аслааблИчья. питЁрка дЕйстф» (издательство «41 градус»). Известно об участии Телингатера в оформлении сборника «Мiр и остальное» (Баку, 1920) со стихами Велимира Хлебникова, Алексея Крученых и Татьяны Вечорки. Другим источником вдохновения «комсомольца Мони» был конструктивизм. Алексей Чичерин вырезал на дереве чертежи своих стихов, Александр Квятковский иллюстрировал тактометрическую теорию стихами-таблицами. В 1923 году были изданы две образцовые конструктивистские книги: «Для голоса» Владимира Маяковского — Эль Лисицкого и «Про это» Маяковского — Александра Родченко. Третьим источником был кинематограф. Например, иллюстрация «Я, отраженный морем глаз» в поэме выполнена с оглядкой на монтажные наплывы Сергея Эйзенштейна. В 1934 году Телингатер оформил книгу Ильи Фейнберга «1914-й» фотомонтажом кинохроники.

К началу работы над поэмой молодой Телингатер был уже признанным мастером. Первую книгу он сделал в 1923-м, и это было бакинское издание «Двенадцати» Александра Блока со шрифтовыми композициями и иллюстрациями из нарезанного линолеума. В «Никитинских субботниках» он оформил несколько книг Андрея Белого, писавшего: «За последнюю („Крещеный китаец“) особенно благодарен; в ней все необыкновенно изящно; кто художник? Передайте ему от меня благодарность; и „селедочный хвостик“ обложки я очень оценил».

Когда внимание Телингатера привлекла «Комсомолия», он служил в наборном цехе 1-й Московской образцовой типографии. Директор А.Бернадюк дал добро, по комсомольской линии участие приняла бригада 1-й Кинофабрики (режиссер Е.Коханов). Получился впечатляющий текст для декламации или даже представления, с типографскими шрифтами, документальными и постановочными снимками, композициями из элементов наборной кассы, цветными ударениями. «Типографский материал для любящего книгу и свое мастерство типографа — плоть от плоти самого текста книги».

Нынешнее издание «Комсомолии», помимо научного значения, к сожалению, приобрело и мемориальное. В минувшем декабре в Петербурге скончался один из редакторов-составителей — Михаил Карасик (1953—2017), крупный идеолог и практик жанра «книга художника», большой знаток русского (советского) авангарда. В числе последних его работ была статья для каталога выставки Эль Лисицкого (см. текст рядом на полосе). 

Материалы по теме
Просмотры: 1557
Популярные материалы
1
Les Morosoff — сильные мира искусства сего
Собрания московских коллекционеров французской живописи Морозовых встретились на выставке в Государственном Эрмитаже
21 июня 2019
2
Револьвер, из которого застрелился ван Гог, продан за €162 тыс.
«Самое знаменитое оружие в истории искусства» было найдено в 1960 году в поле неподалеку от места, где художник прожил последние недели своей жизни.
20 июня 2019
3
Здание на «Тропе Малевича» объявили самостроем и снесли
Московские власти снесли здание, часть общественного пространства «Центр памяти Казимира Малевича „Тропа Малевича“» в Немчиновке.
20 июня 2019
4
Выкса пополнила свое собрание современного искусства
В этом году участникам 9-го фестиваля городской культуры «Арт-овраг», который прошел в Выксе, предложили подумать на тему «Когда сегодня становится завтра», и, глядя на происходящее в небольшом моногороде в Нижегородской области, хочется ответить, что это происходит прямо сейчас
20 июня 2019
5
Караваджо или нет?
Ответить на этот вопрос предстоит участникам аукциона в Тулузе 27 июня. Картина, которая считается второй версией «Юдифи, убивающей Олоферна» Караваджо, выставлена на торги с эстимейтом €100–150 млн. Мнения экспертов разделились.
20 июня 2019
6
Вопрос о включении ГЦСИ в состав Пушкинского музея будет решен до конца недели
Сотрудники Государственного центра современного искусства направили соответствующее обращение в Минкультуры РФ.
25 июня 2019
7
Свободный полет на машине времени во вселенную Тарковского
Трилогия Музея AZ развернулась в новом пространстве Третьяковки, бывшем ЦДХ.
21 июня 2019
8
Международная конференция «Русский авангард в межнациональном контексте» пройдет в Москве
На конференции, посвященной памяти писателя и историка Николая Харджиева, представят третий том «Архива Харджиева», изданный РГАЛИ и фондом IN ARTIBUS.
20 июня 2019
9
Выставка Маркуса Мартиновича пройдет на «Флаконе»
Куратор Катя Бочавар представит работы 12-летнего художника с аутизмом в виде трехчастной тотальной инсталляции.
20 июня 2019
10
Политкорректность на службе искусства не спасла Биеннале Уитни
Одна из старейших выставок современного искусства опять не избежала скандала.
24 июня 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru