The Art Newspaper Russia
Поиск

«ЦеКа играет человеком»

Поэма «Комсомолия», пропагандистский хит 1920-х годов, переиздана с научными комментариями. Характерно, что в тандеме Телингатер — Безыменский первым обозначен книжный дизайнер, а поэт — лишь вторым

С самого рождения изящной словесности авторы были озабочены усилением средств внешней выразительности своих сочинений. В знаменитой Палатинской антологии греческих эпиграмм можно встретить фигурные стихи, например, в виде яйца и секиры (ХIII книга). Много позднее нечто подобное сделал Гийом Аполлинер в «Каллиграммах»: типографское оформление иконически усиливало тему — скажем, стихотворение «Дождь» было набрано в виде дождевых струй из слов. А Стефан Малларме в поэме «Бросок костей» использовал в качестве структурной единицы не стих и не строки, а страницы, точнее, развороты.

Установление советской власти принудило авторов заботиться о выразительности не в эстетических, но в пропагандистских целях. Яркий пример — издание поэмы «Комсомолия» (1924) к юбилею ВЛКСМ в 1928 году. Нынче этот шедевр идеологичеcкой полиграфии переиздан в серии Avant-Garde с блестящим научно-справочным аппаратом. «Комсомолия» вместила, по словам Льва Троцкого, «короткий — но какой содержательный! — жизненный опыт всей революционной молодежи». Автором поэмы был Александр Безыменский (1898–1973) — «сын революции, Октябревич» (Л.Троцкий), красный комиссар, журналист и поэт, преследователь модернистов, один из прототипов булгаковского Ивана Бездомного. Пик его популярности пришелся на 1920-е — начало 1930-х: тираж десяти изданий «Комсомолии» составил 397 тыс. В сущности, текст поэмы свидетельствует о деградации русской поэзии под воздействием власти: «ЦеКа играет человеком. / Оно изменчиво всегда. / То вознесет его высоко, / То бросит в бездну без стыда».

Создателем знаменитого четвертого издания поэмы стал Соломон Телингатер (1903–1969): «Художник книги, конструктор ее, как исполняющий произведение музыкант, неизбежно становится ее интерпретатором». Телингатер родился в семье театрального художника; юношей работал в студии Б а вместе с Сергеем Городецким и Анатолием д’Актилем; окончил Вхутемас; дальнейшая его жизнь связана была с московскими издательствами и периодикой. Влияние на творчество Телингатера оказали русские футуристы и заумники, в частности «эксцентрические композиции» Ильязда из серии «аслааблИчья. питЁрка дЕйстф» (издательство «41 градус»). Известно об участии Телингатера в оформлении сборника «Мiр и остальное» (Баку, 1920) со стихами Велимира Хлебникова, Алексея Крученых и Татьяны Вечорки. Другим источником вдохновения «комсомольца Мони» был конструктивизм. Алексей Чичерин вырезал на дереве чертежи своих стихов, Александр Квятковский иллюстрировал тактометрическую теорию стихами-таблицами. В 1923 году были изданы две образцовые конструктивистские книги: «Для голоса» Владимира Маяковского — Эль Лисицкого и «Про это» Маяковского — Александра Родченко. Третьим источником был кинематограф. Например, иллюстрация «Я, отраженный морем глаз» в поэме выполнена с оглядкой на монтажные наплывы Сергея Эйзенштейна. В 1934 году Телингатер оформил книгу Ильи Фейнберга «1914-й» фотомонтажом кинохроники.

К началу работы над поэмой молодой Телингатер был уже признанным мастером. Первую книгу он сделал в 1923-м, и это было бакинское издание «Двенадцати» Александра Блока со шрифтовыми композициями и иллюстрациями из нарезанного линолеума. В «Никитинских субботниках» он оформил несколько книг Андрея Белого, писавшего: «За последнюю („Крещеный китаец“) особенно благодарен; в ней все необыкновенно изящно; кто художник? Передайте ему от меня благодарность; и „селедочный хвостик“ обложки я очень оценил».

Когда внимание Телингатера привлекла «Комсомолия», он служил в наборном цехе 1-й Московской образцовой типографии. Директор А.Бернадюк дал добро, по комсомольской линии участие приняла бригада 1-й Кинофабрики (режиссер Е.Коханов). Получился впечатляющий текст для декламации или даже представления, с типографскими шрифтами, документальными и постановочными снимками, композициями из элементов наборной кассы, цветными ударениями. «Типографский материал для любящего книгу и свое мастерство типографа — плоть от плоти самого текста книги».

Нынешнее издание «Комсомолии», помимо научного значения, к сожалению, приобрело и мемориальное. В минувшем декабре в Петербурге скончался один из редакторов-составителей — Михаил Карасик (1953—2017), крупный идеолог и практик жанра «книга художника», большой знаток русского (советского) авангарда. В числе последних его работ была статья для каталога выставки Эль Лисицкого (см. текст рядом на полосе). 

Просмотры: 1202
Популярные материалы
1
Выставка «Viva la vida! Фрида Кало и Диего Ривера» пройдет в Манеже
Большинство произведений приедет на выставку из Музея Долорес Ольмедо, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописи Кало и Риверы.
15 октября 2018
2
Оскар Рабин: «Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни»
Художник-нонконформист, в этом году отметивший 90-летие, рассказал The Art Newspaper Russia о своей жизни в Москве и Париже и об отношении к современному искусству.
12 октября 2018
3
Коллекционер заберет изрезанный на Sotheby’s холст Бэнкси, уже ставший другой работой
Аукционный дом объявил себя едва ли не соавтором Бэнкси, назвав случай на недавних торгах «первым, когда перформанс был продан на аукционе».
12 октября 2018
4
Осень ветхосоветского модернизма
Спасением монументального наследия позднесоветского времени занимаются в основном градозащитники и отдельные энтузиасты.
15 октября 2018
5
Коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской снова продается
На аукционе Sotheby’s в Лондоне будет представлено более 300 лотов из коллекции великих музыкантов: мебель, ювелирные украшения, произведения русского искусства, книги и музыкальные инструменты.
11 октября 2018
6
Как реставрировались работы Врубеля, Верещагина, Гончаровой, показывает Центр Грабаря
Выставка «Век ради вечного» приурочена к 100-летию Научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря.
11 октября 2018
7
Куратор выставки «Пикассо & Хохлова» Алексей Петухов: «Это очень пронзительная, трагическая и человечная история»
О тайнах семейного сундука, русских письмах, непростых отношениях и появившихся в результате шедеврах рассказал куратор экспозиции в ГМИИ им. А.С.Пушкина, которая откроется 21 ноября.
16 октября 2018
8
В выставке «Красный» в Гран-пале примут участие Третьяковка, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русский музей
Проект объединит в Париже авангард, соцреализм и неофициальное советское искусство
12 октября 2018
9
Скандальной скульптуре Джеффа Кунса все-таки нашли место в Париже
Несмотря на протесты парижан, гигантская инсталляция «Букет тюльпанов» в начале 2019 года будет установлена в сквере около Пти-пале. Американский художник подарил скульптуру Парижу в память о жертвах терактов в ноябре 2015 года.
15 октября 2018
10
Музей Виктории и Альберта открыл собственный центр фотографии
Центр станет одним из немногих мест, где можно будет увидеть раннюю фотографию рядом с современной
12 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru